ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по логопедии

Келепури Светлана Валерьевна

Работу над связной речью начинать с формирования мотива деятельности и организации развернутой программы высказывания. В качестве плана высказывания использовать серии сюжетных картин, символику, подстановочные картинки с изображением от­дельных эпизодов или отдельных предметов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_rech.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Работу над связной речью начинать с формирования мотива деятельности и организации развернутой программы высказывания. В качестве плана высказывания использовать серии сюжетных картин, символику, подстановочные картинки с изображением отдельных эпизодов или отдельных предметов. Дать Маше раскладывать картинки в нужной последовательности, ответить на вопросы по отдельным эпизодам, составить рассказ по опорным словам сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно. При формировании связной монологической речи закреплять умение строить и отдельные предложения и целостный текст.

Путем практических упражнений подвести к пониманию связи слов в предложении и учить правильно отражать их в речи. При формировании речевых умений — морфологических, грамматических и фонематических обобщений и противопоставлений — больше внимания уделять анализу, учить наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал разного уровня. Постепенно повышать уровень интеллектуализации речевых высказываний путем обозначения в речи действий, качеств, свойств предметов и их элементов, отношений и связей. Из наглядной ситуации выделять предметы, действия и на этой основе сравнивать формы слов, конструировать различные предложения. Сначала сравнивать резко контрастные признаки предметов, а затем - более сходные.

Использовать различные приемы словарной работы: натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации), словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) и др. Накапливать словарь разных частей речи. Виды работы над словарем: подбор предметов к действию (кто летает, бегает), называние частей целого (колесо, фара), подбор однокоренных слов (лес — лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, составление уменьшительно-ласкательных слов и т. д. Параллельно с усвоением словаря ни темам (игрушки, овощи, семья и т. д.) вырабатывать умение употреблять определенную грамматическую форму слов (единственное и множественное число, падежные формы и др.).

Выполняя действия с предметами, оречевлять их: пью молоко, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко и т. д. Вырабатывать умение отвечать на вопросы и задавать их, придумывать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах, давать сопоставительное описание двух пли более предметов и т.д. Поощрять многообразие вариантов ответов, что способствует активному выбору необходимой грамматической формы подходящего слона, воспитывать интерес к слову и средствам речевой выразительности.

При формировании грамматических навыков использовать разные виды упражнений: репродукция словосочетаний, имитационные, подстановочные и трансформационные упражнения. Для автоматизации грамматических структур последовательно отрабатывать разные модели предложений: им. п. и согласованный глагол (Вова сидит), им. п., согласованный глагол и прямое дополнение (Мальчик читает книгу); им. п., согласованный глагол и два зависимых падежа (Мама дала девочке книгу — дат. и вин. п.), им. п., согласованный глагол и два других зависимых падежа (Девочка рисует дом карандашом (вин. п. к тв. п.) и т.д. (1).

От диалога в межличностном общении постепенно переходить к монологической речи, развивая побуждения к монологической речи (сообщить важную новость, беседа о виденном и т. д.); использовать интерес ребенка к окружающему, вырабатывая активное речевое поведение в ситуативном общении. При этом учитывать уровень общей ориентировки ребенка в окружающем и степени развития речевых возможностей, развивать контактность и потребность в общении, переводя инициативу речевого общения  от логопеда к ребенку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников...

Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

    Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;       Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой неп...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...

Формирование связной речи и коммуникативных навыков у воспитанников среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...