Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи «Путешествие в лес с Ёлочкой»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
конспект фронтального логопедического занятия о деревьях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фронтальное занятие деревья | 809 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи
«Путешествие в лес с Ёлочкой»
По теме: Деревья и кустарники. Лес.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о лесе, деревьях и кустарниках.
Задачи:
Образовательные: познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина, ива, липа, ель, сосна; кустарников – шиповник, можжевельник, орешник. Обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья и кустарники»; образование прилагательных от существительных.
Коррекционные: развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к родной природе.
Оборудование: предметные картинки по теме: «Деревья и кустарники. Лес», интерактивная доска, ноутбук, цветные карандаши, листы бумаги с заданиями, шарики Су – Джок, игрушки для развития речевого дыхания – листики с ленточками.
Ход занятия
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Посчитаем листочки?
В руках у детей листья с ленточками, вырезанные из цветного картона. Упражнение «Считаем листочки» (счёт до 10). «Один листочек, два листочка, три листочка и так далее. Досчитываем до10 и начинаем снова.
Дети садятся на стульчики.
2. На экране появляется первый слайд презентации с видом леса.
В группу к нам пришло письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Ёлочка, лесной житель. Охраняю лес от людей, которые не ценят и не берегут его. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас относится к лесу бережно!»
На экране появляется изображение эколёнка Ёлочки.
Елочка весёлая и общительная. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
II. Основная часть
3. Введение в тему.
Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес — это место, где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, — это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.
Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес. Деревья и кустарники».
4.Отгадай загадки.
Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)
Весною зеленела, летом загорела,
Осенью кораллы красные надела. (рябина)
Белый низ, зеленый верх в летней роще краше всех!
На стволах полоски. Хороши... (березки)
Он в лесу, как витязь, встанет, желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб. С ним знакомы - это... (дуб)
Ветви в воду опустила, и о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво, над рекой склонилась... (ива)
Над ее густой листвой, в зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа, вкусным медом лечит... (липа)
Кто и летом, и зимой, в колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель, не снимает шубку... (ель)
Деревца в лесу стоят, даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки, шелестят листвой... (осинки)
На ветвях в весенний вечер, белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан. Как зовут его? (каштан)
На экране изображения деревьев – ответы на загадки.
В лесу, кроме деревьев, растут и кустарники. Кустарники – это лесные растения. (определение кустарников).
А сейчас разделите их на две группы и назовите, на какие группы вы их поделили (деревья и кусты). Ребята на что похожи кустарники? А чем они отличаются? Что общего у всех деревьев и кустов?
Части дерева, части кустарника.
5.Опиши дерево.
Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.
Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.
Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.
Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.
Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
Дети должны уметь описывать деревья и кустарники по вопросам: Как называется это дерево? Какое оно по величине? Из каких частей состоит? Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Дерево или кустарник?
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
На экране слайд с опорной схемой.
6. Физминутка.
Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)
А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам. (Дети под музыку выполняют движения, проговаривая стихотворение)
Друг за другом мы идем
И ничуть не устаем.
Поднимаем ножки
На лесной дорожке.
Левой раз, правой раз,
Посмотрите вы на нас.
Всем в лесу на удивленье
Разные растут деревья:
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости пригласили.
7. Упражнения для развития слухового внимания
Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.
Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.
Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)
8. Дыхательная гимнастика .
Давайте по очереди подуем на листочки (дети берут в руки листочки с ленточками и дуют на них)
9. Артикуляционная гимнастика
- для челюсти: медленно открывать – закрывать рот;
- для губ: улыбка – трубочка;
- для языка: показать язык (пя-пя-пя), «вкусное варенье» (облизать губы), покусать язычок зубами;
- язык выгнуть слегка вверх (к-к-к);
-чередовать звук «К» и слог «ка» (при последнем упражнении язык упирается в нёбо).
10.Игра «С какой ветки детки».
Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упал листочек, и назовите его (слайд с изображением разных листьев)
Лист с березы (какой?)… березовый
Лист с дуба (какой?) …дубовый
Лист с рябины (какой?)…рябиновый
Лист с клена (какой?)…кленовый
Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик - по дорожке. сжимают и разжимают кулаки
Этот пальчик - по тропинке,
Этот пальчик - за грибами.
Этот пальчик - за малинкой.
Этот пальчик птиц увидел.
Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями
С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки
12. Работа на листочках с заданиями.
- обведи дубовые листочки зелёным
- обведи лист берёзы желтым, кленовый - красным, осиновый и рябиновый -оранжевым карандашом.
13. Пальчиковый массаж с шариками Су-Джок.
Ребята катают колючий мяч между ладонями, приговаривая, на последнее слово каждой строки зажимают мяч в ладонях.
У сосны, у пихты, ёлки. Очень колкие иголки, Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник!
14. Правила поведения в лесу. Наша гостья Ёлочка хочет рассказать вам, как нужно вести себя в лесу?
1.Не разоряйте птичьи гнезда.
2.Не шумите в лесу.
3.Не разжигайте костры в лесу.
4.Не оставляйте мусор в лесу.
III. Итоги занятия
Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)
Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.
Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.
Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед
Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.
Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Ёлочка может быть спокойна, вы будете к лесу относиться бережно.
Если у вас сегодня на занятии всё получилось, и вы справились со всеми заданиями, поднимите листочек с ленточкой над головой.
Если не получилось сегодня выполнить все задания, опустите, пожалуйста, листочки вниз.
Благодарю вас, ребята, за хорошую работу.
Приложение. Лист для распечатывания заданий.
Литература:
1.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе - М.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2017. -104с.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе - М.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2017. -112с.
3.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. – 208с.
4. Куликовская Т.А. Учимся говорить правильно. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 112с.
5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 544с.
6. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2016. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»
В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....
Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (
Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...
Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «Космос» с использованием конструктора «Тико».
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме Космос в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.Лексическая тема: «Фрукты».Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы на тему «Насекомые»
Задачи приоритетной образовательной области:• речевое развитие - развитие звуковой и интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря (по теме «Насекомые»), развитие с...