Особенности развития речевого дыхания у детей в норме
статья по логопедии
Особенности развития речевого дыхания у детей в норме
Дыхание является важной жизнеобеспечивающей функцией человеческого организма.
Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексикограмматическому и интонационному наполнению высказывания.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи.
Если у здорового новорожденного ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, то, начиная с 12 недель, у большинства здоровых детей частота крика снижается, появляется начальное гуление. Звуки гуления произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания.
У детей в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.
У здоровых детей в 4 – 6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, речевое дыхание находится на стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые 3 – 4-х словные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.
Усложнение речевой задачи детьми 5 – 6 лет в виде 4- , 5- и 6-ти словных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания.
К 10-ти годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_rechevogo_dyhaniya_u_detey_v_norme.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития речевого дыхания у детей в норме
Дыхание является важной жизнеобеспечивающей функцией человеческого организма. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе диафрагма сокращается, оттесняя органы брюшной полости в живот, тем самым увеличивая объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется, поднимается кверху и вместе с межреберными мышцами сжимает легкие. В акте дыхания диафрагма является главной движущей силой.
Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемым к дыхательному акту во время речи.
В норме перед началом речи делается быстрый, более глубокой, чем в покое, вдох нормального количества воздуха, способного обеспечить поддержание подсвязочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, вследствие вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексикограмматическому и интонационному наполнению высказывания.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи.
Если у здорового новорожденного ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, то, начиная с 12 недель, у большинства здоровых детей частота крика снижается, появляется начальное гуление. Звуки гуления произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания.[1]
По данным Н. И. Красногорского[2] у детей в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.
По исследованиям Л. И. Беляковой[3] у здоровых детей в 4 – 6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, речевое дыхание находится на стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые 3 – 4-х словные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.
Усложнение речевой задачи детьми 5 – 6 лет в виде 4- , 5- и 6-ти словных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания.
Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексикограмматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т. е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.
Произнесение фразы детьми 10-ти лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания.
Таким образом, к 10-ти годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.
[1] Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников/ Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2004. – С.7.
[2] Красногорский Н. И. К физиологии становления детской речи / Н. И. Красногорский // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Папова. – 1952. – Вып. 4. – С. 474-480.
[3] Белякова Л. И. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – С.44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Особенности развития речевого дыхания у детей с заиканием»
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний ...
Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»...
Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...
«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...