Консультация для родителей " Помогите ребенку правильно дышать"
статья по логопедии (средняя группа)

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка произносить те или иные звуки.Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание , а также продолжительность, силу и правильно распределить выдох.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_dlya_roditeley.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

            Консультация для родителей

« Помогите ребенку правильно дышать»

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного  развития  на детей с тяжелыми  нарушениями речи.

Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания-  вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь требует большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых  дыхательным центром головного мозга.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно , приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание  предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Надо  обязательно правильно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового  дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна.

В речевом дыхании вдох и выдох не равны , последний гораздо длиннее вдоха.  Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, затем-  длинный звуковой выдох Конечной целью тренировки речевого диафрагмально- реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходования  запаса воздуха во время речи.

Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие  грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как является энергетической базой  для нее. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильно распределить выдох. Развить дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное/физиологическое/ дыхание помогает ребенку спокойно говорить, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Предлагаю вам некоторые упражнения и игры для развития правильного речевого дыхания.  

Комплекс дыхательных упражнений.

 1.«Дышим по разному»

-  Вдох и выдох через нос/вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный: 1-2- вдох, 1-2-3-4-5-6-выдох/.

- Вдох через нос, выдох через рот.

- Вдох через рот , выдох через нос.

- Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую/ попеременно/.

- Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

- Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

- Вдох через нос, выдох через нос толчками.

2. « Свеча»

Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи/ для ринолаликов/. Медленно дуйте на « пламя». Вместо свечи можно использовать полоску бумаги шириной 2-3 см и длиной 10см. Обратите внимание на движение диафрагмы- левая ладонь во время выдоха как бы  « медленно погружается».Повтор 2-3 раза.

3 « Погасите 3,4,5,6,…10 свечей»

На одном выдохе « погасите 4 свечи», разделив ваш выдох на 4 порции. Теперь  5 свечей: не старайтесь вдохнуть больше воздуха, пусть объем будет такой же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше.

С помощью статических и динамических упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы.

4 « Наклони живот» Наклоните туловище вперед под углом 45 градусов, посмотрите вперед, руки на пояснице большими пальцами вперед. Одновременно с выдохом на п-ф-ф-ф втягиваем живот, затем рефлекторный вдох, живот выпячиваем вперед. /повтор 3-5 раз/.

5. « Поющие звуки»

На выдохе пропевать гласные звуки: И-Э-А-О-У-Ы-Е-Ю. Произносить несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса  не нажимать.

6.  «Веселые шаги»

- Во время ходьбы: один шаг-вдох, три шага –выдох, один шаг-пауза/ повтор 4-5 раз/.

- Подъем по ступенькам: одна ступенька- вдох, две ступеньки-выдох, приставить ногу- пауза./ 3-4 марша лестницы/.

7. « Прыжки»

Прыгая на носках считать до 5 вслух, не добирая дыхания на протяжении всего счета. Затем остановиться, добрать дыхание и снова прыгая, считать до 5, после этого ходьба на месте и дыхание без шума.

8. « Повтори слоги»

Пропевать или проговаривать сочетания: БА-БА-БА-БА-БА с добором дыхания после 5 слогов менять направление головы: перед собой - направо-  налево-вниз - вверх.

9. « Дыши правильно»

Вдох-1-2-3,пауза-1, выдох-1-2-3-4-5-6. Счет ведет взрослый или ребенок про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы задувая свечу.

10. « Форсированный выдох» Вдохнуть носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот/ произнося сочетание «ХУ».

11 « Свисток»

Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, монотонный свист- « С-С-С-С». Можно  произносить « Х-Х-Х-Х»,  « Ф-Ф-Ф-Ф»

12. « Произнеси сочетания правильно»

Вдох ртом и носом, на выдохе поизносить цепочку.

Фаф,    фаф-фоф,  фаф-фоф-фуф,  фаф-фоф-фуф-фыф, и т.д.

13. « Китайский болванчик»

Вдохнуть, запрокинуть голову назад. На выдохе произносить четко:

 БА-БО-БЭ.

Вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудной клеткой: НА-НО-НЭ.

Вдохнуть ,и, наклоняя голову влево, произносить на выдохе: МА-МО-МЭ.

Вдохнуть и, наклоняя голову вправо, произносить на выдохе: КА-КО-КЭ.

14. « Лыжник»

Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Каждый слог соответствует одному вдоху и выдоху: СА-СО-СА-СЭ-СИ-СЫ. Повтор 5 раз.

Постоянство и систематичность - необходимые  условия при постановке диафрагмального дыхания. Делать дыхательные упражнения дети должны осмысленно, а не механически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Помогите ребенку укрепить здоровье"

Консультация для родителей по укреплению здоровья детей. Варианты игр с ребенком с целью укрепления разных групп мышц....

Консультация на тему: " Учите ребенка правильно дышать"

Правильное речевое дыхание-это залог здоровья. В этой консультации  раскрыты секреты того, как правильно научить ребёнка дышать....

Консультация для родителей "Помогаем ребенку овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь". 12.10.2018

Данная консультация поможет родителям своих детей познакомиться со значением речевого значения взрослых с ребенком, начиная с первых дней его жизни....

Консультация для родителей "Помогите ребенку стать финансово грамотным. Рекомендации для родителей"

Консультация по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Помогите ребенку стать финансово грамотным. Рекомендации для родителей"

Консультация по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...