Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией
статья по логопедии (старшая группа)
Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_5.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы международной научно-практической конференции. Вып. 16. Т.1. – Киров: ООО "Типография "Старая Вятка", 2017. – 1029 с.
Башмакова С.Б.,
к.п.н., доцент,
доцент кафедры общей и специальной психологии,
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Станилеско И.В.,
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,
г. Киров
Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией
Речь является важной составляющей бытия человека, она играет значительную роль в становлении и развитии личности. Речь как сложная система состоит из фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Поэтому для овладения правильной, точной и красивой речью у человека должны быть сформированы данные стороны речи.
Но на сегодня, по данным здравоохранения у 30% детей отмечаются различные нарушения речи, т. е у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных воздействий. Одной из острых логопедических проблем является проблема дизартрического расстройства у дошкольников. По данным Н. С. Вакуленко из 240 детей 40,8% дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет страдают дизартрией. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson — сочленение и dys — частица, означающая расстройство. Основные признаки речевого расстройства проявляются в нарушениях звукопроизношения, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа, ритма и интонации речи [2, с. 191].
При планировании коррекционной работы учитываются характер речевого нарушения, специфика расстройств общей и речевой моторики, личностные особенности детей. Особое внимание в системе логопедической работы уделяется формированию лексической и грамматической сторон речи, особенностям коммуникативной функции речи [4, с. 85-86].
Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова в своих исследованиях отмечает у дошкольников с дизартрией нарушения лексико-грамматического строя речи. Из-за сложностей в двигательной реализации произношения слов, у старших дошкольников, имеющих дизартрию, в первую очередь страдает активный словарь, пассивный словарь развивается в пределах условно возрастной нормы. Дети с дизартрией тяжелее перенимают семантику слова, у них затруднено усвоение обобщающих слов, поэтому медленнее осуществляется накопление лексических категорий языка.
Е.Ф. Архипова выделяет такие особенности грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией, как ненормированное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных; неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных; неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями; ненормированное употребление родовых и числовых окончании глаголов в прошедшем времени; неправильное употребление предложно-падежных конструкций [1, с. 211-215].
В связи с этим одной из актуальных проблем современной логопедии становится совершенствование методов и приемов, направленных на коррекцию лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией. Это и определило тему нашего исследования.
Цель экспериментальной работы заключалась в разработке комплекса речевых упражнений по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией. Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ «Детский сад № 150» г. Кирова. В исследовании участвовало 9 дошкольников шести – семи лет, имеющих дизартрию.
Для проведения диагностики была подобрана методика обследования лексико-грамматической стороны речи у детей, включающая 12 тестовых заданий, которые были отобраны из комплексных методик обследования речи О.Б. Иншаковой, Е.Ф. Архиповой, Н. В. Нищевой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.
Обследование строилось с учетом принципа системности, то есть с учетом речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния дошкольника и его возраста. Обследование лексико-грамматической стороны речи проводилось общепринятыми в логопедии приемами [2, с. 210-214].
При обследовании лексического запаса важно было выявить не только количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить способы употребления их в речи.
При обследовании грамматического строя речи ребёнка с дизартрией необходимо было проверить сохранность грамматических форм, которыми овладел ребенок. [3, с. 95-98].
Основными направлениями исследования стали: оценка объема активного словаря (имен существительных, глаголов, имен прилагательных, наречий, числительных, местоимений, служебных частей речи, антонимов и синонимов), уровня сформированности обобщающих понятий существительных, семантической структуры слова, навыков словообразования и словоизменения.
После проведения обследования у большинства детей с дизартрией в целом наблюдался более низкий уровень развития лексической и грамматической сторон речи, характеризующийся специфическими особенностями, что требовало специальной коррекционной работы.
Основы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями в том числе детей с дизартрией представлены в работах Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и других методологов по организации логопедической работы.
Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществлялся как единый неразрывный процесс. Задачи и содержание коррекционной работы опирались на структуру речевого расстройства, а также на сохранные и компенсаторные возможности старших дошкольников. Методы и средства логопедического воздействия, методические приемы каждого этапа работы предполагали постепенное усложнение и с опорой на имеющиеся знания ребенка [3, с. 98-109].
На основе проведенного обследования коррекционная работа по устранению лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией осуществлялась нами по следующим направлениям.
Расширение объема словаря существительных. С учетом данного направления в процессе логопедической работы учили детей выделять название предметов, конкретизировать и расширить значения слов по основным лексическим темам, подбирать синонимы и антонимы.
Расширение объема словаря глаголов. Это направление предполагало закрепление навыка употребления глаголов, обозначающих звукоподражание и движение животных, а также движение и состояние человека.
Расширение объема словаря прилагательных. В рамках этого направления необходимо было учить старших дошкольников выделять признак предмета, закрепить в самостоятельной речи употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Расширение объем словаря наречий. Учитывая данное направление, коррекционная работа со старшими дошкольниками, имеющими дизартрию, включала расширение объема словаря наречий места и наречий времени как количественно, так и качественно.
Формирование навыка словообразования. С учетом данного направления в коррекционный процесс включалось обучение образованию новых слов с помощью приставок ( на-, по-, вы-, под-, у-) и суффиксов (-ов-, -ев-, -ин-, -ан-, -ян-, -еньк-, -оньк-, -ист-, -ик-, -ек- ).
Формирование навыка словоизменения. В рамках этого направление в логопедическую работу по коррекции лексико-грамматического недоразвития включили формирование навыка изменения слов по числам, навыка изменения глаголов по временам и навыка изменения существительных по падежам во множественном числе.
С учетом выделенных направлений был разработан комплекс речевых упражнений по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией. Комплекс речевых упражнений состоял из 70 упражнений, учитывающих направления коррекционной работы. Также подобрано оборудование, которое требовалось для выполнения упражнения.
Коррекционная работа по преодолению лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников, имеющих дизартрию, проводилась совместно с логопедом дошкольного учреждения. Логопед включал речевые упражнения в индивидуальные занятия на этапе автоматизации звука, а также и в подгрупповые занятия. Также коррекционный процесс осуществлялся нами. Мы провели 17 подгрупповых занятий длительностью 25 минут. Каждое занятие было посвящено определенной лексической теме и направлено на развитие лексико-грамматических категорий языка у старших дошкольников с дизартрией.
После реализации комплекса речевых нарушений по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией проводилось повторное обследование детей для оценивания эффективности его использования в логопедической практике. Анализируя полученные результаты после повторного обследования, можно сделать вывод, что у старших дошкольников повысился уровень развития лексико-грамматического строя речи, что подтверждает эффективность разработанного комплекса речевых упражнений.
Таким образом, применение данных форм логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией можно считать эффективными, так как наблюдалась положительная динамика речевого развития у детей.
Список литературы
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.
2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
3. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова, Т.В. Волосовец и др. – М.: Эксмо, 2015. – 320с.
4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР...
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР "Ветеринарная клиника"
Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР "Ветеринарная клиника" по лексической теме "Домашние животные...