Проект "Читаем вместе"
проект по логопедии (старшая группа)
Актуальность Проекта заключается: в возрождении традиции совместного семейного чтения; в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания; в создании Центра книги «Читаем вместе» и мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitaem_vmeste_ats.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма
______________ Т.Н. Вандзиляк
ПРОЕКТ «Читаем ВМЕСТЕ»
Актуальность. За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.
Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», - говорится в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г.г. (далее - Программа).
В Программе феномен чтения рассматривается комплексно. Предполагается, что реализация Программы поможет изменить отношение к книжной, читательской культуре и приведет к повышению интеллектуального потенциала, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России.
Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и педагоги. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература ‒ неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Актуальность Проекта заключается: в возрождении традиции совместного семейного чтения; в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания; в создании Центра книги «Читаем вместе» и мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing).
Цель проекта: создание условий для формирования интереса детей к чтению через классическую детскую литературу.
Задачи проекта:
1. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение интереса детей к чтению.
2. Организовать PR-компанию (мероприятия) популяризации чтения классической детской литературы.
3. Сформировать заинтересованность родительской общественности в возрождении лучших традиций семейного чтения.
Участники реализации проекта: Заведующий, старший воспитатель, методист, педагоги, родители (законные представители), воспитанники, социальные партнеры (библиотека, МДОУ «Детский сад «Солнышко»).
Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – май 2019г.
Ожидаемый результат проекта:
1. Методические продукты:
- разработан кейс методических материалов и разработок по реализации проекта «Читаем ВМЕСТЕ»;
- разработан перспективный план работы с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
- оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье».
2. Информационно-практические продукты:
- создан Центр книги «Читаем ВМЕСТЕ»;
- создана виртуальная интерактивная библиотека;
- создана аудио- и видеотека классической детской литературы.
3. Повышение рейтинга ДОУ в социуме:
- размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте МДОУ;
- творческий отчет о внедрении проекта «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»;
- публикация педагогического опыта в печатных педагогических изданиях на региональном и Всероссийском уровнях;
- публикация опыта работы в газете «Рабочий Надыма».
План реализации проекта
1. Информационно-подготовительный этап: октябрь-ноябрь 2018г
Цель этапа: разработка перспективного плана реализации проекта
№ | Содержание | Участники | Ответственные | Сроки |
1. | Мониторинг компетентности педагогов в вопросах мотивации детей к чтению художественной литературы | Педагоги | Старший воспитатель, методист | Октябрь-Ноябрь |
2. | Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в группах для реализации Проекта | Педагоги | Старший воспитатель, методист, специалисты | Октябрь-Ноябрь |
3. | Анкетирование родителей на тему «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ» | Родители | Старший воспитатель, методист | Ноябрь-Декабрь |
4. | Выявление топа проблем и разработка путей решения | Старший воспитатель, методист | Старший воспитатель, методист, специалисты | Октябрь-Ноябрь |
5. | Изучение методической литературы по тематике Проекта. | Старший воспитатель, методист, специалисты | Старший воспитатель, методист, специалисты | Октябрь-Ноябрь |
6. | Разработка плана реализации Проекта МДОУ | Старший воспитатель, методист, специалисты | Старший воспитатель, методист | Октябрь-Ноябрь |
7. | Утверждение плана по реализации Проекта | Старший воспитатель, методист | Заведующий | Ноябрь |
8. | Педагогический «brainstorm» целью вовлечения педагогов в реализацию проекта | Старший воспитатель, методист, специалисты, педагоги | Старший воспитатель, методист | Ноябрь |
9. | Презентация проекта для социальных партнеров (Библиотека, МДОУ «Детский сад «Солнышко») и заключение договоров о сотрудничестве | Старший воспитатель, методист, работники библиотеки, участники проекта | Старший воспитатель, методист | Ноябрь |
10. | Информирование общественности о ходе реализации Проекта через создание вкладки на сайте МДОУ и трансляции в средствах массовой информации | Старший воспитатель, методист | Старший воспитатель, методист | Ноябрь |
2. Организационно - практический этап: декабрь 2018г. – апрель 2019г.
Цель этапа: приобщение детей и родителей (законных представителей) к культуре чтения художественной литературы, возрождение традиции семейного чтения.
№ | Содержание | Участники | Ответственные | Сроки |
1. | Разработка ряда мероприятий по изменению РППС в группах с целью приобщения детей к чтению детской художественной литературы | Педагоги | Педагоги | Ноябрь-Декабрь |
2. | Создание Центра книги «Читаем вместе» | Педагогический коллектив, воспитанники, родители | Старший воспитатель, методист | Ноябрь-Декабрь (пополнение в теч.реализации проекта) |
3. | Создание виртуальной интерактивной библиотеки | Педагоги, родители | Старший воспитатель, методист | Ноябрь-Декабрь (пополнение в течение реализации проекта) |
4. | Мастер-класс по формированию компетентности педагогов в вопросах мотивации детей к чтению художественной литературы | Педагоги | Учителя-логопеды | Декабрь |
5. | Тематические беседы: «История сказок» «Как беречь книгу», «Твоя любимая книга» «Мой любимый сказочный герой» «Книги бывают разные» «Красота природы на страницах детских книг» «Как хорошо уметь читать…» «Где в доме живет книга» | Воспитанники | Педагоги | На протяжении реализации проекта |
6. | Просмотр обучающего фильма «Как рождаются книжки» | Воспитанники | Педагоги | Декабрь |
7. | Квест-игра по произведениям классиков детской литературы | Воспитанники | Педагоги | Декабрь |
8. | Экскурсия в городскую детскую библиотеку Семейного чтения Дни открытых дверей - «Библиотека – это здорово!..» | Воспитанники | Педагоги | Декабрь |
9. | Оформление и регулярное обновление в родительских уголках раздела «Навигатор в мире детских книг» (составление тематических перечней и каталогов для родителей (законных представителей): «А Что читаете Вы?», «ЧИТАТЬ – Это Модно» и др. | Педагоги | Педагоги | Весь период реализации проекта |
10. | Домашняя акция-флешмоб «Светлячок» - вечернее совместное чтение (поставив на подоконник осветительный прибор, в Надыме горят в домах литературные огоньки. | Воспитанники, родители | Педагоги | Январь |
11. | Музыкально-познавательная викторина для дошкольников старшего дошкольного возраста по произведениям Э. Успенского, Чуковского, Михалкова | Воспитанники, родители | Педагоги | Январь |
12. | Различные виды детских театров | Воспитанники, родители | Педагоги | На протяжении реализации проекта |
13. | Драматизации | Воспитанники, родители | Педагоги | На протяжении реализации проекта |
14. | Слушание аудио-произведений (создание аудиотеки) | Воспитанники, родители | Педагоги | На протяжении реализации проекта |
15. | «Рекламный микрофон» (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок, плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами и др.) | Воспитанники, родители | Специалисты Педагоги, Библиотека | Февраль |
16. | «Bookcrossingе» (обмен детской литературой с партнерами по проекту) - «МОЯ Первая Книга» - между группами младшего дошкольного возраста; - «Читаем САМИ» - между группами старшего дошкольного возраста; - «Читаем Книгу – Познаем МИР» - между группами всех возрастов. | Воспитанники, педагоги, родители, социальные партнеры | Старший воспитатель, методист | Февраль |
17. | Сюжетно-ролевые игры «Библиотека» «Книжный магазин» | Воспитанники | Педагоги | На протяжении реализации проекта |
18. | Творческий семейный конкурс по изготовлению книг своими руками | Воспитанники, родители | Педагоги | Февраль |
19. | Литературная гостиная для родителей: «Мамины сказки: вечерняя сказка для малышей»; «Рождественские встречи» «Наша Таня…» (по мотивам произведений Агнии Барто) «Сказки Пушкина читать и на ус себе мотать» | Воспитанники и родители | Педагоги, специалисты | На протяжении реализации проекта |
20. | «Виртуальная (ознакомительная) экскурсия в типографию детской книжки» | Воспитанники | Старший воспитатель, методист | Март |
21. | Акция «Как пройти в библиотеку» | Воспитанники, педагоги | Старший воспитатель, методист | Март |
22. | Подвижные игры с героями сказок | Воспитанники | Педагоги, специалисты | На протяжении реализации проекта |
23. | Тематические мероприятия с участием сотрудников библиотеки | Воспитанники, педагоги, родители, социальные партнеры | Старший воспитатель, методист | Раз в месяц |
24. | Утренняя гимнастика и совместная деятельность с героями сказок (по неделям): Волк, Лиса, Петушок. | Воспитанники | Педагоги, специалисты | На протяжении реализации проекта |
25. | Флешмоб «А помните ли ВЫ?» (совместно с партнерами по проекту) (детский дом, Гостинный двор, библиотека, детская больница, поликлиника) | Воспитанники, педагоги, родители, социальные партнеры | Старший воспитатель, методист | Апрель |
26. | «Переплетная мастерская» «Мы лечим книжку | Воспитанники, педагоги, родители | Педагоги | Апрель |
27. | Конкурс чтецов | Воспитанники | Педагоги | Апрель |
3. Итоговый этап: май 2019 г.
Цель этапа: подведение итогов реализации проекта.
№ | Содержание | Участники | Ответственные | Сроки |
1. | Мониторинг интересов детей к чтению детской классической литературы, заинтересованности родительской общественности в возрождении традиций семейного чтения | Дети, родители | Педагоги | Апрель |
2. | Праздничный концерт, посвященный | Воспитанники, педагоги, родители | Старший воспитатель, методист | Апрель |
3. | Кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта | Старший воспитатель, методист, специалисты | Старший воспитатель, методист, специалисты | Май |
4. | Пресс-релиз по итогам проекта на сайт МДОУ и Департамент образования | Старший воспитатель, методист | Старший воспитатель, методист | Май |
5. | Публикация педагогического опыта в печатных педагогических изданиях на региональном и Всероссийском уровнях | Старший воспитатель, методист | Старший воспитатель, методист | Май |
6. | Распространение опыта работы на окружном уровне через профессиональные сайты | Старший воспитатель, методист | Старший воспитатель, методист | Май |
7. | Публикация статей в СМИ: газета «Рабочий Надыма» | Старший воспитатель, методист | Старший воспитатель, методист | Май |
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Кадровое обеспечение:
- старший воспитатель;
- методист;
-воспитатели;
-логопеды;
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре.
2. Материально-техническое обеспечение:
- Центра книги «Читаем вместе» в ДОУ;
- центры книг в группах «Читайка»;
- музыкальный зал ДОУ;
- аудиотека: аудио с записями детских произведений, русских волшебных сказок, рассказов и стихов.
- видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей;
- интерактивная библиотека;
- смарт оборудование;
- наличие разных видов театров.
3. Методическое обеспечение:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- методические разработки по проведению мастер-класса, литературной гостиной, акций, флешмобов;
- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
- сценарии литературных праздников, викторин, конкурсов;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература.
4. Технические средства обучения:
- Интерактивный стол;
- Музыкальный центр;
- Компьютер;
- Принтер;
- Мультимедийная установка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...