Мастер-класс для воспитателей. Игры для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
презентация по логопедии

Каждый педагог встречал в своей практике детей, которые, вечно бегут куда-то, бесцельно производят какие-то движения, роняют вещи, все ответы выкрикиваются с места, перебивают, не дослушав вопроса до конца, успевают болтать со всеми рядом сидящими детьми одновременно, смешат, кривляются, отвлекают детей. Когда педагог делает замечание, такой ребёнок, либо не обращает внимания на педагога, либо очень бурно реагирует: обижается, хамит. Обычные воспитательные воздействия, не имеют результатов. Вы наверное, догадались, о каких детях мы сегодня будем с вами говорить?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti.docx34.22 КБ
Файл sdvg_seminar.pptx193.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по работе с гиперактивными детьми

Приветствие:

Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе.

Предлагаю начать работу с ритмичной кричалки. Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете либо да-да-да; либо нет-нет-нет. Все готовы?

Вы на мастер-класс все пришли?

Да-да-да!

А хорошее настроение с собой принесли?

Да-да-да!

Кто-то пришел за долгой теорией?

Нет-нет-нет!

Кто-то пришел за практической пробой?

Да-да-да!

Кто-то попал сюда просто так?

Нет-нет-нет!

Вы наверное устали уже отвечать?

Нет-нет-нет!

Пора бы мастер-класс нам начать?

Да-да-да!

Тогда постараюсь поддержать настроение, и показать практическое применение!

        Каждый педагог встречал в своей практике детей, которые, вечно бегут куда-то, бесцельно производят какие-то движения, роняют вещи, все ответы выкрикиваются с места, перебивают, не дослушав вопроса до конца, успевают болтать со всеми рядом сидящими детьми одновременно, смешат, кривляются, отвлекают детей. Когда педагог делает замечание, такой ребёнок, либо не обращает внимания на педагога, либо очень бурно реагирует: обижается, хамит. Обычные воспитательные воздействия, не имеют результатов. Вы наверное, догадались, о каких детях мы сегодня будем с вами говорить?

- Все верно, такое поведение ребёнка – это признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.  

Типы СДВГ

  • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
  • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.

Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

Слайд 2

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства.

Американские психологи П.  Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком).

Дефицит активного внимания

  • Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  • Не слушает, когда к нему обращаются.
  • С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
  • Испытывает трудности в организации.
  • Часто теряет вещи.
  • Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  • Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  • Постоянно ёрзает.
  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  • Очень говорлив.

Импульсивность :

  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  • Плохо сосредоточивает внимание.
  • Не может дожидаться вознаграждения (если между действием есть пауза).
  • Не может контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами.
  • При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведёнными диагностическими критериями этого симптома с тем, чтобы своевременно направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам.

Слайд 3

Чтобы работа по развитию внимания у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила:

  • Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Поведение детей с  СДВГ определяется факторами внешней среды, потому главный способ влияния на поведение такого ребенка – соответствующая организация воспитателем благоприятной внешней среды.

Слайд 4

Понятие организации среды выходит за пределы сугубо физического пространства и должно отвечать следующим требованиям:

• среда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка и функционировать согласно четким правилам;

• в среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении;

• в благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным - и таким образом способствовать уменьшению проблем с вниманием;

• в благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а проблемное - приводить к таким же негативным последствиям;

• среда должна быть организована по принципу предусмотрения и опережения проблем.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Слайд 5

Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:

  • «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  • во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
  • давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка имеет целый ряд приемов, но так как ведущий вид деятельности у дошкольника это игра, поэтому предлагаю игры.

  1. Игры на развитие внимания и контроля двигательной активности.
  2. Игры и игровые упражнения направленные на контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.
  3. Обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.
  4. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

1. Игра «Подвигай телом».

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, развитие координации движений и контроля двигательной активности, внимания.

Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Команды:

  • танцуем правой рукой;
  • танцуем левой рукой;
  • танцуем обеими руками;
  • танцуем отдельно головой;
  • танцуем левой ногой;
  • танцуем правой ногой;
  • танцуем обеими ногами;
  • танцуем туловищем;
  • танцуем правым плечом;
  • танцуем левым плечом;
  • танцуем обеими плечами;
  • танцуем бровями;
  • танцуем носом;
  • танцуем губами;
  • танцуем лицом;
  • добавляем к танцу голову и шею;
  • добавляем плечи;
  • добавляем к танцу руки;
  • добавляем правую ногу;
  • добавляем левую ногу;
  • танцуем всем телом;
  • исключаем из танца правую ногу;
  • исключаем из танца ноги;
  • исключаем из танца туловище;
  • исключаем из танца руки;
  • исключаем из танца плечи;
  • исключаем из танца голову;
  • исключаем и лицо;
  • танцуем губами;
  • остановились;
  • повернулись;
  • улыбнулись!

Количество движений может быть любым, в зависимости от особенностей ребенка. Но главное обращать внимание на то, чтобы ребенок мог контролировать свои движения

2. Упражнение «Интервью».

Цель: контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.

Инструкция: представим, что вы космонавты, оказавшиеся на другой планете и с вами на связь вышла земля
Психолог говорит: Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали! Космонавты здоровы? Раз, два, три! Люди на планете есть? Раз, два, три! Небо, какого цвета? Раз, два, три! Вода есть? Раз, два, три! Животные есть? Раз, два, три! Домой хотите? Раз, два, три!

3. Зоопарк.

Цель: обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Я буду рассказывать о зоопарке и показывать движения на спине, вы по кругу передаете движения и делаете массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, вправа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводит направо и налево)
  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине)
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест)
  5.  Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки)
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику)
  7. Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине)
  8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину)
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку(делать ладонями движения, похожие на змеиные)

10-Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги)

11-А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их)

12 – Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера)

8.Релаксация-визуализация.

В работе   гиперактивными детьми очень важно научить их расслабляться, снимать напряжения, поэтому использование релаксации – визуализации необходимо.

Примите удобную позу. Сейчас зазвучит музыка и вы закроете глаза.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинаем путешествие. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будем счастливы.

   В этом месте может произойти что-то чудесное и волшебное….

Теперь вы снова на своем облаке и оно везет всех назад. На ваше место. Слезайте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Спасибо все за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью .

Слайд 2

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это психоневрологическое расстройство, характеризующееся несоответствующей возрасту степенью выраженности нарушения внимания, гиперактивности , импульсивности, которые проявляются в различных социальных ситуациях.

Слайд 3

Классификация СДВГ СДВГ с преобладанием гиперактивности ; СДВГ с преобладанием невнимательности; СДВГ, комбинированный тип.

Слайд 4

Нарушения при СДВГ: Зрительное восприятие (нарушение зрительного восприятия, зрительно-моторной координации); Координация (вестибулярные нарушения, нарушения моторики); Чувствительность ((слуховая, обонятельная, вкусовая , зрительная, низкая чувствительность).

Слайд 5

Д ефицит активного внимания Д вигательная расторможенность И мпульсивность Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. Не слушает, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Часто бывает забывчив. Постоянно ёрзает. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь). Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. Очень говорлив. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. Плохо сосредоточивает внимание. Не может дожидаться вознаграждения. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты .

Слайд 6

Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается; П рименять при необходимости позитивный физический контакт (взять за руку, погладить по головке, прижать к себе); В о время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты; Д авать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение; Х валить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца . О сновные моменты во взаимодействии с ребёнком с СДВГ:

Слайд 7

С реда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка и функционировать согласно четким правилам; В среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении; В благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным - и таким образом способствовать уменьшению проблем с вниманием; В благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а проблемное - приводить к таким же негативным последствиям; С реда должна быть организована по принципу предусмотрения и опережения проблем. Организация среды детей с СДВГ

Слайд 8

Игры на развитие внимания и контроля двигательной активности; Игры и игровые упражнения направленные на контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов; Обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия; Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций. Игры:

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побу...

Игры для детей с синдромом дефицита внимания (с гиперактивностью)

Рекомендации: как играть с гиперактивными детьми....

Игры для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Цель: создать положительный эмоциональный настрой....

Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью....

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ  Игры разработаны психологами специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Они подходят и д...

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (Консультация для воспитателей)

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности(Консультация для воспитателей)...