игры по обучению грамоте
картотека по логопедии (старшая группа)

Хайруллина Ильгиза Зайкатовна

дидактические игры по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_gramote.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Игра «Разноцветные машины»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, дифференциации звуков, составления и чтения слов.

Оборудование: изображения синего и зеленого грузовиков, карточки с картинками.

Ход игры. Педагог демонстрирует детям предметные картинки: бабочка, белка, кот, кит, носорог, нерпа, попугай, петух, слон, синица. Дети рассматривают и называют их. Затем педагог помещает на наборное полотно изображения зеленого и синего грузовиков и объясняет, что в синем грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных звуков, а в зеленом — те, названия которых начинаются с мягких согласных звуков. Дети «рассаживают» пассажиров следующим образом: в синий грузовик — бабочку, кота, носорога, попугая, слона; в зеленый — белку, кита, нерпу, петуха, синицу. Изображения грузовиков должны быть достаточно большими, а в кузовах надо сделать прорезь, куда будут вставляться картинки .


Игру «Разноцветные машины» можно провести и с целью дифференциации звуков [с] — [ш]. В этом случае нужно использовать следующий комплект картинок:
слон, аист, автобус, осы, носорог, шмель, шарик, чашка, ёрш, мишка. Дети получают задание: в один грузовик погрузить картинки со звуком [с] в названиях, в другой — со звуком [ш].

Если игра проводится с целью дифференциации звуков [р] — [л], то используется следующий комплект картинок: рак, морковь, юрта, зебра, гитара, лама, дятел, жёлудь, фламинго, юла.

Можно использовать «Разноцветные машины» и для того, чтобы научить детей различать звука [ц] — [ч]. Тогда используется комплект картинок с изображениями: гусеница, заяц, синица, цапля, цыпленок, бабочка, чашка, черепаха.

И, наконец, для дифференциации звуков [ц] — [с] можно использовать такой комплект картинок: заяц, цапля, цыпленок, велосипед, синица, гусеница. В этом случае обязательно следует обратить внимание детей на то, что картинки с изображением синицы и гусеницы можно положить и в тот, и в другой грузовик. Пусть дети попробуют объяснить, почему.

Игра «Волшебные слова»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки морковь, аист, кот и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов: [м], [а], [к] и составить из них слово, а потом обозначить каждый звук кружком соответствующего цвета: синий, красный, синий. И, наконец, можно предложить детям выложить полученное слово из букв и прочитать его. После этого каждый из детей может выполнить аналогичное индивидуальное задание.

Возможные варианты:

Слон, окунь, кот (сок).

Носорог, осы, слон (нос).

Шмель, утка, морковь (шум).

Бабочка, автобус, кот (бак).

Ворона, аист, заяц, автобус (ваза).

Лев, ирис, слон, тапки (лист).

Заяц, окунь, носорог, тапки (зонт).

Слон, тапки, утка, лама (стул).

Игра «Парочки»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных и конечных согласных, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с буквами и картинками, картонные или пластиковые кружки синего, зеленого и красного цветов.

Ход игры. Педагог раскладывает на столе перед детьми предметные картинки аист, тапки, ирис слон, окунь, нерпа, рак, кот, шмель, лев, эльф, фламинго и предлагает рассмотреть и назвать их. После этого он объясняет детям, что картинки нужно объединить парами, выделив в названии одной картинки последний согласный, а в названии второй картинки — первый согласный. Этот согласный должен быть одинаковым. Например: аист — тапки. Для этого педагог выкладывает столбик из первых картинок: ирис, окунь, рак, шмель, эльф.

Дети составляют пары: ирис — слон, окунь — нерпа, рак — кот, шмель — лев, эльф — фламинго.

Далее можно предложить детям выполнить звуковой анализ некоторых слов: рак (синий кружок, красный кружок, синий кружок), кот (синий кружок, красный кружок, синий кружок), аист (два красных кружочка, два синих), слон (два

синих, красный, синий кружочки), ирис (красный, зеленый, красный, синий кружки).

Закончить игру можно составлением и чтением несложных слов: аист, ирис, слон, рак, кот.

Игра «Составь цепочку»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных и конечных согласных, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего, красного и зеленого цветов.

Ход игры. Педагог предлагает вниманию детей комплект предметных картинок: аист, слон, тапки, игуана, автобус, носорог и просит рассмотреть и назвать их. Затем он объясняет, что нужно составить цепочку из картинок, выделяя начальные и конечные звуки в их названиях. Конечный согласный в названии одной картинки должен быть начальным в названии другой: аист — тапки. Дети продолжают цепочку, начатую педагогом: игуана — автобус — слон — носорог. Когда цепочка будет составлена, можно поупражнять детей в звуковом анализе некоторых слов: игуана (красный, синий, два красных, синий, красный кружки), тапки (синий, красный, синий, зеленый, красный кружки).

Закончить игру можно составлением и чтением несложных слов: аист, слон, тапки, игуана.

Игра «Слоговое лото»

Цели: совершенствование навыков слогового анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: игровые карты, разделенные на 4 части каждая, карточки с картинками и буквами.

Ход игры. Дети рассматривают и называют картинки, разложенные на столе: аист, рак, цыпленок, як, черепаха, игуана, репа, хек, щенок, кот, носорог, попугай, улитка, велосипед, хомяк, юла. Затем их складывают стопкой изображением вниз. Дети получают игровые карты, которые можно сделать из картона, разделив каждый лист на 4 части и нанеся точки, как в образце (рис. 4).

С помощью любой считалки определяется игрок, выполняющий ход первым. Он переворачивает верхнюю картинку из стопки, отчетливо называет ее, делит название на слоги и смотрит, есть ли в одной из частей его игровой карты место для данной картинки (точки в каждой части карты соответствуют количеству слогов в названии картинки). Выигрывает тот, кто первым закроет все части карты.

Закончить игру можно составлением и чтением простых слов: аист, рак, як, кот, улитка, юла.

        

Игра «Веселый поезд»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: картонный поезд и 4 вагона, карточки с картинками и буквами.

Ход игры. Дети рассматривают комплект картинок и называют их: кит, як, тигр, жираф, заяц, нерпа, ворона, цыплёнок, фламинго, черепаха, игуана, гусеница. Затем педагог помещает на доску изображение паровоза и четырех вагонов

Окна в вагонах должны быть такого размера, чтобы в них с помощью магнитов или «липучек» свободно крепились картинки. Нужно обратить внимание детей на номера вагонов и объяснить им, что в первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых 1 слог, во втором — в названиях которых 2 слога, в третьем — в названиях которых 3 слога, в четвертом — в названиях которых 4 слога. Дети «рассаживают» пассажиров следующим образом: первый вагон — як, тигр, хек; второй вагон — жираф, заяц, нерпа; третий вагон — ворона, цыплёнок, фламинго; четвертый вагон — черепаха, игуана, гусеница. Важно, чтобы они отчетливо называли картинки и проговаривали их названия по слогам.

Закончить игру можно, предложив детям составить и прочитать некоторые слова: кит, як, тигр.

Игра «Цветное лото»

Цели: закрепление навыка различения твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, по 8 синих и зеленых прямоугольников размером с картинку.

Ход игры. Педагог раздает детям по 4 картинки: первому ребенку — велосипед, лама, фиалка, цапля; второму — белка, мишка, жёлудь, цыплёнок; третьему — дятел, петух, морковь, заяц; четвертому — кит, тигр, хомяк, фламинго. Дети выкладывают картинки перед собой и называют их. Затем педагог раздает детям по два синих и по два зеленых прямоугольника и объясняет, что синими прямоугольниками нужно закрыть картинки, названия которых начинаются с твердых согласных

звуков, а зелеными — те картинки, названия которых начинаются с мягких согласных звуков.

Когда дети выполнят задание и его выполнение будет проверено, можно составить с детьми и прочитать некоторые слова из этой игры.

Игра «Ромашка»

Цели: совершенствование навыков звукобуквенного анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: ромашка с пятью разноцветными лепестками, карточки с картинками и буквами.

Ход игры. Педагог демонстрирует детям ромашку с разноцветными лепестками, на которых написаны буквы, и предлагает назвать буквы. (Лепестки ромашки должны быть такого размера, чтобы на них с помощью магнитов или «липучек» можно было закрепить картинки.) Потом педагог выставляет на наборное полотно комплект предметных картинок: носорог, морковь, кот, попугай, тапки, рак, аист и тоже предлагает их назвать. После этого дети получают задание

 

поместить на каждый лепесток картинку, название которой начинается со звука, соответствующего букве на каждом лепестке. Педагог предупреждает, что в комплекте есть «лишние» картинки, для которых не найдется лепестка.

Когда дети подберут картинки: К кот, М — морковь, П — попугай, Т — тапки, Н — носорог, — можно предложить им составить из букв и прочитать некоторые слова.

Игра «Зоологическое лото»

Цели: уточнение словаря по теме «Животные», совершенствование навыков звукового и слогового анализа.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые фишки.

Ход игры. Педагог помещает на доску 10 предметных картинок: белка, ворона, гусеница, дятел, заяц, осы, лев, носорог, окунь, хек и предлагает рассмотреть и назвать картинки, а затем выбрать картинки, на которых изображены дикие животные наших лесов (белка, заяц), птицы (ворона, дятел), рыбы (хек, окунь), насекомые (осы, гусеница), животные жарких стран (лев, носорог). Хорошо, если в игре участвуют 5 человек, тогда у каждого из них окажется по две картинки. Далее педагог предлагает провести соревнование: разделить на слоги названия животных, изображенных на картинках, и положить на каждую картинку столько фишек, сколько слогов в названии. Побеждает тот, кто первым и без ошибок разделит свои названия на слоги.

Завершить игру можно, предложив детям выбрать буквы, соответствующие звукам, с которых начинаются названия картинок.

Игра «Расшифруй слова»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: большие картонные или пластиковые круги красного, синего и зеленого цветов, карточки с буквами и картинками.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно две карточки с буквами и один красный кружок: к О т. Дети получают задание подумать, какая буква скрывается за кружком. Они определяют, что это буква о или и, потому что красный кружок обозначает гласную букву. Составляется сначала слово кот, потом слово кит. Дети не только составляют, но и читают

слова. Аналогично проводится работа по расшифровке, составлению и чтению следующих слов: О сы — осы, О а О — рак, с О он — слон, О игр — тигр, О тк О — утка, я О — як,

Аи О О — аист, ир О с — ирис, л О м О — лама.

Игра «Собираемся на дачу»

Цели: совершенствование навыков слогового анализа слов.

Оборудование: изображения сумки и корзины, карточки с картинками.

Ход игры. Педагог раскладывает на столе предметные картинки: йод, ёж, хек, тапки, чашка, шарик, юла, йогурт, репа, мишка и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на доску помещаются изображения сумки и корзинки. Педагог объясняет, что нужно собрать вещи на дачу и положить в сумку те предметы, в названиях которых 1 слог (йод, ёж, хек), а в корзинку — те вещи, в названиях которых 2 слога (тап-ки, чаш-ка, ша-рик, ю-ла, йо-гурт, ре-па, миш-ка).

Игра «Подбери имена»

Цели: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов, разноцветные фишки.

Ход занятия. Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит детей рассмотреть и назвать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Дети произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначают их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает детям вспомнить имена, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]. Эту часть игры можно провести как соревнование: победит тот, кто вспомнит больше имен на заданные звуки и получит больше фишек. [К] — Катя, Коля, Карина; [О] — Оля; [Т] — Таня, Тоня, Тамара, Толя.

Завершить игру можно составлением и чтением «ключевого» слова кот.

Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист, лама.

Игра «Составь слова»

Цели: совершенствование навыков слогового анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с буквами и картинками.

Ход игры. Педагог раскладывает на столе предметные картинки: домик, бабочка, лама, носорог, попугай, хомяк, предлагает рассмотреть и назвать их. Затем выставляет на наборное полотно слог до и просит подумать, какое из названных ими слов начинается с этого слога. Дети произносят слово домик. Педагог просит произнести это слово по слогам и определить количество слогов в нем. Затем дети определяют, какие слова начинаются со слогов ба, ла, но, по, хо, произносят эти слова по слогам и определяют количество слогов в них.

Игра «Выбери животных»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа.

Оборудование: карточки с картинками, названия которых начинаются с тех же звуков, что и имена детей.

Ход занятия. Педагог выкладывает на стол карточки с картинками и просит детей выбрать изображения животных, чьи названия начинаются с тех же звуков, что и их имена: Вова — ворона, Дима — дятел, Женя жираф, Илья игуана, Кирилл — кит, Лена — лев, Надя носорог, Оля — окунь, Саша — слон, Тема — тигр.

Игра «Определи место»

Цели: совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа слов.

Оборудование: карточка-светофор, карточки с картинками.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно комплект картинок: рак, ворона, гитара, жираф, зебра, морковь, носорог, тигр и предлагает назвать их. Затем на стол помещается карточка-светофор.

 

                     

Педагог объясняет, что первый прямоугольник карточки — начало слова, второй — середина, третий — конец. Затем он просит детей разложить картинки в прямоугольники карточки-светофора в зависимости от того, где в словах-названиях находится звук [р].

Для определения места звука [л] в словах можно использовать следующий комплект карточек: лама, белка, велосипед, жёлудь, слон, фиалка, юла, дятел

Игра «Кто как передвигается?»

Цели: совершенствование навыков слогового анализа.

Оборудование: карточки с картинками.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки: шмель, дятел, ворона, синица, хек, кит, нерпа, щука, слон, як, жираф, носорог, а затем предлагает выбрать картинки с изображениями тех, кто умеет летать. Причем сначала надо найти того, в чьем названии один слог (шмель), потом — того, в чьем названии два слога (дятел), затем — тех, в чьих названиях три слога (ворона, синица).

Потом дети получают задание выбрать картинки, на которых изображены животные, которые плавают. Сначала нужно назвать тех животных, в названиях которых один слог (хек, кит), потом — тех животных, в названиях которых два слога (нерпа, шука).

Так же нужно найти животных, которые ходят или бегают. Сначала нужно выбрать животных, в названиях которых один слог (слон, як), потом — два слога (жираф), затем — три слога (носорог).

Игра «Подумай и подбери»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа.

Оборудование: карточки с буквами, карточки с готовыми схемами.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно комплект предметных картинок: кот, рак, тигр, ирис, аист, утка, лама, осы, эму, слон. Каждый ребенок получает карточку со схемой

Педагог предлагает рассмотреть и назвать картинки, а затем подобрать картинки к схемам, которые они получили. Если дети затрудняются, можно произвести звуковой анализ одного из названий картинок и подобрать соответствующую схему:

      Рак кот                осы эму                 лама                   аист

слон

ирис

утка

тигр

  • Кто нарисован на картинке? Правильно, это осы.
  • Сколько звуков в этом слове? Правильно, три. Перечислим их по порядку: [о], [с], [ы].
  • Кружок какого цвета соответствует звуку [о]? Правильно, красный.
  • Кружок какого цвета соответствует звуку [с]? Правильно, синий.
  • Каким кружком обозначим звук [ы]? Конечно, синим.
  • Под какую схему мы положим картинку? Да, вот под эту.
    Дети выполняют задание.

Можно предложить другой вариант этой игры, — когда каждый ребенок получает картинку, а карточки со схемами выставляют на доску. Каждый ребенок называет свою картинку, самостоятельно делает звуковой анализ ее названия, идет к доске и выбирает нужную схему.

Игра «Разноцветные корзинки»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа.

Оборудование: плоскостные корзинки-карманы красного, желтого и зеленого цветов, карточки с картинками.

Ход занятия. Педагог помещает на доску три корзинки с изображенными на них схемами, а на стол — карточки с картинками и объясняет, что в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых заданный звук находится в начале, в желтую — те картинки, в названиях которых звук находится в середине, в зеленую — те картинки, в названиях которых звук находится в конце.

Если вы хотите поупражнять детей в определении места звука [к] в словах, используйте следующие картинки: кот, морковь, мишка, утка, фиалка, рак, хек, хомяк.

                             

Для определения места звука [с] в словах можно использовать такой комплект картинок: слон, осы, аист, носорог, автобус, ирис.

Игра «Волшебное дерево»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа и грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование: карточки с картинками, контурное изображение большого дерева.

Ход занятия. Педагог помещает на доску контурное  изображение дерева. На столе перед детьми лежат картинки: ворона, дятел, утка, ёж, заяц, шмель, осы. Дети получают задание выбрать птицу, название которой начинается со звука [в] (ворона), и посадить ее на дерево, потом — посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука [д] (дятел), посадить под дерево слева птицу, название которой начинается со звука [у] (утка), поместить под дерево справа животное, название которого начинается со звука [з] (заяц), закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука [ш] (шмель).

«Хлопни, если услышишь в слове звук «А»

Цель: Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход: Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук «А», хлопни в ладошки один раз. Слушай и будь внимательным.

Цепочка слов: аист, арка, дом, ослик, лук, кот и т.д.

Рекомендации: Произносите слова медленно, выделяя звук «А» голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова дом, кот, лук, ослик.

«Три слова»

Цель: Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход: Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, узел, уши.

Ребенок: «У»

Взрослый. Где ты услышал звук «У» в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: В начале слова.

Рекомендации: Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова (игра, нора, ура), а затем назовите слова, в которых заданный звук находится в середине слова (мак, рак, лак). Надо помнить, что ребенку легче выделить заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова.

«Картинки»

Цель: Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход: Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?

Ребенок: Апельсин, аист, арбуз. Звук «А».

Рекомендации: Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрированно выделяя звук «А» (аааист). Заранее подберите картинки на звуки «А», «О», «У», «И».

«Путешествие по комнате (группе)»

Цель: Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход: Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате, и находить предметы, в названиях которых есть звук «С». Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку на найденный мною предмет, а ты клади красную. Пошли.

Ребенок кладет красную фишку на стол, стул, стакан, салфетку и т.д. Взрослый кладет синюю фишку на сумку, диван, часы, прикрепляет к стене.

Рекомендации: Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку.  У вас по четыре фишки; как только они закончились - это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную ошибку: в названии предмета «диван» нет звука «С». Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.

Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила игр остаются теми же.

Когда ребенок усвоит понятия «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

«Составь слово из отдельно названных звуков»

Цель: Учить ребенка составлять слова из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход: Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: «М», «А», «К». Какое слово ты услышал?

Ребенок: Слово мак.

2-й вариант.

Взрослый называет звуки слова дом в нарушенной последовательности: «Д», «М», «О». Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в названии слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то ещё рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составлять слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель: Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.

Ход: Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово? Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название  каждой картинки.

Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.

Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.

1-й вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.

Образец: картинки шапка, автобус, рак. Звуки: «ш», «а», «р». Слово: шар.

2-й вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.

Образец: картинки комар, трава, сок. Звуки: «р», «а», «к». Слово: рак.

3-й вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.

Образец: картинки куст, крот, кукла. Звуки: «с», «о», «к». Слово: сок.

Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и, что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно  использовать более сложные игры.

Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, дайте образец выполнения задания.

«Цепочка слов»

Цель: Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход:

1-й вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука «К», и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-й вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.

Ребенок. Коза и т.д.

Например: рак – коза – ананас – сова - автобус - самолет…

Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произношением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.)

Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку».

Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.

Взрослый. Я буду называть звук, и бросать мяч, а вы, возвращая мяч, должен назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Взрослый               Ребенок

Звук «А»               Апельсин

Звук «У»                Улитка

Звук «И»                Иголка

«Волшебники»

Цель: Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход: Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком «С».

Взрослый                             Ребенок

Ток                                       Сок               (т – с)

Дом                                      Сом              (д – с)

Лук                                       Сук              (л – с)

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Указательный и средний пальчики выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Дети шевелят указательным и средним пальчиками, как будто зайчик передергивает ушками. Затем рука двигается вверх и вниз, изображая прыжки зайчика по росистому лугу.

Танцы пальчиками

Разотру ладошки сильно, (растирание ладоней).

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну (захватить каждый пальчик у основания и вращательными движениями дойти до ногтевой фаланги).

Затем руки я помою, («мыть» руки).

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу  (Пальцы в замок).

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.  (Пальцы расцепить и перебирать ими).

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Цель Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Цепочка слов: аист, арка, дом, ослик. лук, кот.

Рекомендации Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист).                

 По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова: дом, кот, лук, ослик.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, уесл.

Р е б е н о к. Звук У.

В з р о с л ы й . Где ты услышал звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Р е б е н о к . В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова (игра, нора, ура), а затем назовите слова, в которых заданный звук находится в середине слова (мак, рак, лак). Надо помнить, что ребенку легче выделить заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки

Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход  Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?

Р е б е н о к . Апельсин, аист, арбуз. Звук А.

Рекомендации Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрированно выделяя звук А (аааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У. И.

«Составь слово из отдельно названных звуков»

Цель. Учить ребенка составлять слова из отдельно названных звуков.

1-й вариант .

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М, А, К. Какое слово ты услышал?

Р е б е н о к. Слово мак.

Рекомендации К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы: ЭМ — вместо [М], КЭ — вместо [К]. Ребенок воспринимает на слух два звука — Э и М, что вызывает у него затруднение в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант

Ход..

Взрослый называет звуки слова дом в нарушенной последовательности: Д, М, О. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель: Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.

Ход

Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?

Ребенок. Не знаю.

Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.

Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.

Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.

1-й вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.

Образец:

Картинки: шапка, автобус, рак. Звуки: ш, а, р. Слово: шар.

2-й вариант Из названия каждой картинки запомни последний звук.

Образец:

Картинки: комар, трава, сок.

Звуки: р, а, к.     Слово: рак.

3-й вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.

Образец:

Картинки: куст, крот, кукла.

Звуки: с, о, к.

Слово: сок.

Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и, что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.

Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

«Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

Взрослый    Ребенок

Ток

Сок

(т-с)

Дом

Сом

(А-С)

Лук

Сук

(л-с)

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

«Цепочка слов»

Цель Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

1 -й вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-й вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.

Ребенок. Коза.И т. д.

Например: рак коза — ананас — сова — автобус — самолет...

Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произношением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).

Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком — получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.

Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.

Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом — в центре круга.

Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Взрослый             Ребёнок

ЗвукА

Апельсин

ЗвукУ

Улитка

ЗвукИ

Иголка

Другой вариант игры с мячом. Дети стоят в круге (педагог вместе с детьми). Педагог предлагает детям определить, с каким звуком нужно называть слова. Назвав звук, педагог, передавая мяч ребенку произносит слово, которое начинается с этого звука. Игра заканчивается, когда мяч оказывается снова в руках педагога.

Постепенно темп игры ускоряется. Можно поставить песочные часы, чтобы дети, наблюдая за тем, как высыпается песок, стремились быстрее называть слова.

Игры можно проводить, сидя за столами, которые стоят в группе каждый раз по-разному: буквой П, Т, в виде круга, овала. Главное, чтобы столы не стояли, как парты в школе. Психологи считают, что дети чувствуют себя наиболее психологически защищенными, если занимаются с педагогом за круглым столом.

Итак, дети (6—7 человек) сидят за круглым столом. Педагог сидит вместе с детьми и предлагает им выбрать любой звук, с которым все дети будут называть слова. Например, дети выбрали звук М. Считалка помогает определить игрока, который начинает игру. Назвав слово на звук М, ребенок берет за руку соседа справа, сосед называет свое слово на звук М и берет за руку своего соседа, и т. д. Игра заканчивается, когда все дети соединили руки. Все поднимают руки вверх и кричат «ура!» — цепочка из рук получилась. Если ребенок не может вспомнить слово, цепочка считается разорванной, но огорчаться не стоит, так как друзья помогут.

Сначала эта игра проводится медленно, педагог дает возможность ребенку подумать; затем темп ускоряется.

Интерес детей к таким играм не пропадет, если игры будут разнообразными, неожиданными, с сюрпризами — всегда новыми для ребенка.

 «Имена детей»

Цель. Учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.

Ход

Взрослый . Вспомни имя девочки, которое начинается со звука А.

Р е б е н о к. Алиса, Аня, Антонина...

Взрослый. Красивое имя Аня. Давай это имя с помощью добавления разных согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук Т. Какое имя девочки мы услышим?

Ребенок. Таня.

Взрослый. К имени Аня добавь звук С. Какое имя мальчика мы услышим?

Ребенок. Саня.

Взрослый. Давай превратим имя мальчика (Саня) в имя девочки. Для этого заменим звук С на звук М. Какое новое имя получилось?

Ребенок. Маня.

Взрослый. Как по-другому можно произнести это имя?

Ребенок. Мария, Маша, Машенька...

Если вы сами проводите эти занятия с увлечением, в игровой и занимательной форме, то вскоре убедитесь, что у детей появляется особый интерес к слову, они начинают экспериментировать со словом, задают вопросы, ждут, когда вы найдете время, чтобы поиграть снова.

«ИГРЫ С БУКВАМИ»

Дети знакомятся не только с понятием «звук», но и с понятием «буква». Они запоминают графическое изображение буквы, учатся читать обратные и прямые слоги (АК; КА), соединять буквы и читать слова.

Игры с буквами помогут ребенку научиться слитному и осознанному чтению слов. Для игр с буквами нужны фишки, карточки с буквами, цветные карандаши, рабочая тетрадь в клетку, кубики с буквами и т. д.

Игры с буквами следует проводить в утренний отрезок времени, так как они требуют от ребенка собранности и сосредоточения. Игры с буквами сочетаются с выполнением разных заданий в рабочей тетради.

Цель игр: подготовить ребенка к чтению, а впоследствии — совершенствовать навыки слитного, осознанного чтения.

Задание 1.

Заполни лепестки цветка рисунками. Буква подскажет, что нужно рисовать.

Рекомендации. Педагог рисует в тетради цветок с лепестками; в центре каждого лепестка — круг, около каждого лепестка написана буква (на первом этапе используются только гласные буквы, а затем по мере ознакомления с буквами вводятся согласные). Ребенок заполняет лепестки рисунками и по окончании работы называет, что нарисовал. С помощью взрослого проверяется правильность выполнения задания.

Задание 2.

Соедини буквы первого столбика с буквами из второго столбика.

А       М                             М        У

О       П                              П        О

У       Т                               Т        У

И       К                               К        И

Предложите прочитать две соединенные линией буквы: (АТ), (МУ).

Рекомендации. Сначала подольше читайте обратные слоги, протягивая голосом гласные звуки и отрывисто произнося согласные (АААТ, АААК), а затем перейдите к прямым слогам: МА, ПО, ТУ, КА...

Задание 3.

Прочитай начало слова и найди конец.

МА                          МАК

СО             К

ЛУ

Задание4.

Соедини буквы и прочитай слово. Начинать соединять буквы нужно с той, которая находится в кружочке.

Р

М

       

     

         А                    А

К            У                        К

Напиши букву, которая есть в каждом слове (К).

Задание 5.

Допиши конец слова.

МА           КО             ША

СО            АУ             НО

НО           ЖУ             РУ

Прочитай слова и подумай, какая схема подойдет к этим словам (I или II).

    I                                       II

О    О                            О       О  

  • гласные звуки  О — согласные звуки

Задание 6.

Назови по порядку три буквы, и если услышал слово, обведи его.

МПТ         КОТ      ЛКП       МКА

ЖУК        ЖУК     ДОМ      КОМ

Назови слова, которые ты обвел карандашом (например, КОТ).

Задание 7.

Зачеркивая буквы, составь и напиши слово.

      М            Д              А

              А              О

     К              М

              А                  Р

      Л               Ш

               У                  Ш

       К                 И

Рекомендации. Напомните, что, зачеркнув букву, надо написать ее на линии. Предложите ребенку прочитать слово.

Задание 8.

Какое слово спряталось в названиях картинок?

(лопата, утка, кот)

Правило: из названия каждой картинки запомни первый звук и напиши соответствующую ему букву. Картинки: лопата, утка, кот. Слово: ЛУК.

Задание 9.

«Шифровка». С помощью геометрических фигур попробуем зашифровать слово КОТ.

                         к       о        т

шифровка:

Задание. Составь шифровку слова ШАР

Шифровка:          ш        а         р

Задание. Причитай слово, подбери нужный ключ.

 ключ:              Р            А         М       К

Образец: слово

                                    Р        А       К

               

слово

Предложите ребенку придумать свой ключ шифровки слов.

Задание 10.

Найди четвертое слово.

 М      А     М      А

          Ш     А       Р

 С       О     К

Прочитай слова. Ты прочитал 3 слова: МАМА, ШАР, СОК. Ты читал слева направо. Четвертое слово ты найдешь, если читать будешь сверху вниз. Обведи четвертое слово, прочитай его (слово МАК).

Задание 11.

Змейка украсила свое тело буквами. Попробуй прочитать слова.

Напиши слова, которые тебе удалось прочитать.

КОТ, ШАР, МАК, ЛУК, ДОМ, НОС,

Задание 12.

Девочки украсили свои платья буквами. Посмотри и подумай, что из этого получилось?

Напиши слова  ШАР, МАК, КОТ,

Задание 13.

«Укрась» рубашки мальчиков буквами, а я постараюсь прочитать слова с помощью букв, которые ты напишешь.

Задание 14.

Пошел дождь, буквы стали падать, как капельки.

Напиши «упавшие» буквы на линейке, прочитай слова.

ЖУК, КОТ, ШАР.

Задание 15.

«Мыльные пузыри». Мыльные пузыри лопнули, и буквы стали падать вниз. Напиши буквы, которые упали на полоску Составь слова.

I      I      К      I    А    I

I     А      I     Ш    I     I

I      I      I       I     I     Р

Р     I       I      I     I      I

Р    А     К      Ш   А    Р

Задание 16.

«Звездный час» Из букв написанного слова составь и напиши новые слова.

1этап

КОСА

ОСА .

СОК

2 этап

КОМАР

РАК

КОМ

РОМ

Шэтап

СОЛДАТИК

ток

СОДА

КОТ

ЛОДКА и т. д. (около 25 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Игры по обучению грамоте "

В данной презентации подобраны игры, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте...

Консультация логопеда "Дидактические игры по обучению грамоте"

Представлены игры, которые помогут сформировать у детей умение делить слова на слоги, определять их количество в слове....

Математические игры и игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

Математические игры. Цели: -закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.-закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.О...

«Играем всей семьёй». Игры по обучению грамоте для подготовки детей к школе

laquo;Играем всей семьёй». Игры по обучению грамоте для подготовки детей к школеОбучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во мног...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...

Интерактивная игра по обучению грамоте "Игры со Снеговиком".

Цель игры: развитие звуко-буквенного анализа и синтез, зрительно-пространственной ориентировки....

Развивающая игра по обучению грамоте «ИГРАЕМ СО СЛОВАМИ»

Развивающая игра по обучению грамоте «ИГРАЕМ СО СЛОВАМИ»...