Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста на развитие артикуляционного аппарата
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Программа кружка
«Весёлый Язычок»
В старшей логопедической группе
компенсирующей направленности «Почемучки»
2020 уч.год (февраль-май)
Руководитель: учитель-логопед Рогалева Н.А.
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. СтаниславскийПояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процессе систематических тренировок;
- Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
- Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
- Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
Ожидаемые результаты:
- У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
- Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
- Повысится коррекция звукопроизношения;
- Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
- Формируется слоговая структура слова.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность: 15 минут.
Форма организации детей: фронтальная (подгрупповая).
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка – «Весёлый Язычок».
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Дыхательные упражнения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Упражнения на расслабления (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как: элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными шариками, сухой бассейн.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей.
Список детей:
1 подгруппа | 2 подгруппа | ||
1 | Аскиров Ваня | 1 | Сидоров Руслан |
2 | Кичигешева Соня | 2 | Терентьев Глеб |
3 | Кремянский Ярослав | 3 | Токарева Ксюша |
4 | Майнагашев Матвей | 4 | Шевченко Олеся |
5 | Одинцова Полина | 5 | Энграф Ева |
6 | Сагалаков Влад | 6 | Юсупова Арина |
7 | Семкин Кирилл | 7 | Сагалакова Саяна |
Тематическое планирование
Февраль
Пятница | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Как Язычок пил чай с друзьями» 1 подгруппа (стр 6-7) | Тема: «Как Язычок пил чай с друзьями» 2 подгруппа (стр 6-7) | Тема: «Как язычок отмечал день рождения». 1 подгруппа ( стр.7-8). | Тема: «Как язычок отмечал день рождения». 2 подгруппа ( стр.7-8). |
Март
Пятница | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». 1 подгруппа (стр.8-9). | Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». 2 подгруппа (стр.8-9). | Тема: «Как язычок варил грибной суп». 1 подгруппа (стр.10-11). | Тема: «Как язычок варил грибной суп». 2 подгруппа (стр.10-11). |
Апрель
Пятница | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Как Язычок навещал любимых питомцев» 1 подгруппа (стр.11-12) | Тема: «Как Язычок навещал любимых питомцев» 2 подгруппа (стр.11-12) | Тема: «Как Язычок играл с друзьями зимой» 1 подгруппа (стр.12-13) | Тема: «Как Язычок играл с друзьями зимой» 1 подгруппа (стр.12-13) |
Май
Пятница | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Как Язычок нашел друга» 1 подгруппа (стр.12-13) | Тема: «Как Язычок нашел друга» 2 подгруппа (стр.12-13) | Тема: «как Язычок играл в парке» 1 подгруппа (стр.20-21) | Тема: «как Язычок играл в парке» 2 подгруппа (стр.20-21) |
Литература:
- Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок "Веселый язычок" | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР-Детский сад «Золушка»
Программа кружка
«Весёлый Язычок»
В старшей логопедической группе
компенсирующей направленности «Почемучки»
2020 уч.год (февраль-май)
Руководитель: учитель-логопед Рогалева Н.А.
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процессе систематических тренировок;
- Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
- Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
- Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
Ожидаемые результаты:
- У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
- Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
- Повысится коррекция звукопроизношения;
- Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
- Формируется слоговая структура слова.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность: 15 минут.
Форма организации детей: фронтальная (подгрупповая).
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка – «Весёлый Язычок».
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Дыхательные упражнения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Упражнения на расслабления (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как: элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными шариками, сухой бассейн.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей.
Список детей:
1 подгруппа | 2 подгруппа | ||
1 | Аскиров Ваня | 1 | Сидоров Руслан |
2 | Кичигешева Соня | 2 | Терентьев Глеб |
3 | Кремянский Ярослав | 3 | Токарева Ксюша |
4 | Майнагашев Матвей | 4 | Шевченко Олеся |
5 | Одинцова Полина | 5 | Энграф Ева |
6 | Сагалаков Влад | 6 | Юсупова Арина |
7 | Семкин Кирилл | 7 | Сагалакова Саяна |
Тематическое планирование
Февраль
Пятница | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Как Язычок пил чай с друзьями» 1 подгруппа (стр 6-7) | Тема: «Как Язычок пил чай с друзьями» 2 подгруппа (стр 6-7) | Тема: «Как язычок отмечал день рождения». 1 подгруппа ( стр.7-8). | Тема: «Как язычок отмечал день рождения». 2 подгруппа ( стр.7-8). |
Март
Пятница | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». 1 подгруппа (стр.8-9). | Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». 2 подгруппа (стр.8-9). | Тема: «Как язычок варил грибной суп». 1 подгруппа (стр.10-11). | Тема: «Как язычок варил грибной суп». 2 подгруппа (стр.10-11). |
Апрель
Пятница | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Как Язычок навещал любимых питомцев» 1 подгруппа (стр.11-12) | Тема: «Как Язычок навещал любимых питомцев» 2 подгруппа (стр.11-12) | Тема: «Как Язычок играл с друзьями зимой» 1 подгруппа (стр.12-13) | Тема: «Как Язычок играл с друзьями зимой» 1 подгруппа (стр.12-13) |
Май
Пятница | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: «Как Язычок нашел друга» 1 подгруппа (стр.12-13) | Тема: «Как Язычок нашел друга» 2 подгруппа (стр.12-13) | Тема: «как Язычок играл в парке» 1 подгруппа (стр.20-21) | Тема: «как Язычок играл в парке» 2 подгруппа (стр.20-21) |
Литература:
- Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Техника "Изонить".
Прием использования графики в технике "Изонить" привлекает детей дошкольного возраста. Он несложен, дети легко усваивают эту технику, быстро добиваются результатов. Я разработала вид...
«Организация кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Золотые ручки» (экопластика)»
Природа всегда была неиссякаемым источником творчества. Разнообразие ее форм - вызов человеческой фантазии. Войти в этот таинственный мир, познакомится с его особенностями поможет работа с природным м...
«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразител...
Методическая разработка. "Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Театр "Сказка".
Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры. В методической разработке представлены цели, задачи ...
Тематическое планирование кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с техникой "изонить"
Данный материал содержит пояснительную записку и ежемесячное тематическое планирование кружковой работы....
Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста "Занимательная математика"
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.На занятиях математического кружк...
Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"
Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах ж...