Артикуляционная, дыхательная гимнастика, самомассаж
консультация
Игры и упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания, логопедического самомассажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них – мышцы, а процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения. Что такое - артикуляционная гимнастика? Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука. Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• Усилению кровообращения;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
• Укреплению мышц лица. Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей: Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:
• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту». Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка (чашечка, трубочка, иголочка и др.)… и динамические (лошадка, часики, качели…) - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Длительность артикуляционной гимнастики не превышает 5 минут, для старших дошкольников до 7 минут. Для младших дошкольников не более 2-3 упражнений за 1 раз. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие, чтобы обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
5. Упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
6. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
7. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
8. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
∙ Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить затем, чтобы они усвоили основные движения.
∙ К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
∙ В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в заданном темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Как составлять комплексы упражнений?
∙ Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
∙ Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
∙ В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим. Используемые игровые приёмы, для выполнения артикуляционной гимнастики. Чтобы артикуляционная гимнастика стала увлекательным занятием, ее необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
∙ Использование картинок.
∙ Чтение коротких стишков (когда за время чтения стишка ребёнок успевает повторить упражнение 3-5 раз).
∙ Игровые персонажи.
∙ Сказочные сюжеты и истории про язычка.
∙ Тематические истории (связанные с лексической темой).
∙ Элементы соревнования.
∙ Использование игровых атрибутов.
∙ Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок.
Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Рекомендую оформить наглядность – это могут быть иллюстрации, книжки – малышки, сказочные истории. Подготовить комплексы для своей возрастной группы с учетом особенностей детей.
Артикуляционные упражнения.
Упражнения для ГУБ:
«УЛЫБКА»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз. Описание. Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК»
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
«ОКОШКО»
Описание. Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот «холодно». Упражнение лучше делать от заборчика: если зубы хорошо обнажены то «окошко» и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно, что делает его язычок.
«ТРУБОЧКА» (хоботок)
Цель: выработать подвижность губ.
Методические рекомендации: из положения «Заборчик» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочка. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.
Сосёт апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
«ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗАБОЧИК – ТРУБОЧКА»
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
«БУБЛИК»
Описание. Зубы сомкнуть. Губы округлить, как при произнесении звука "о" и чуть вытянуть вперед. Верхние и нижние резцы просматриваются. Юля бублик быстро съела, земляничку захотела. «КРОЛИК»
Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
∙ Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
∙ Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).
∙ Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту
∙ "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ. Упражнения для ЯЗЫКА:
«ЛОПАТКА» (Половичок)
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения Внимание: а. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. б. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. в. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Язычок наш как лопатка –
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
На нижней губке язычок
Расстелем, как половичок.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» (Блинчики, Язычок спит)
Цель: расслабление мышц языка. Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10. Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя пя пя пя пя пя отдыхаем все, друзья!
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону. Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
Чищу зубы чисто,
Чисто и снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда были белые они.
«ГОРКА» (Киска сердится, Мост)
Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд. Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение.
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
«ИГОЛКА»
Цель: выработать умение делать язык узким. Описание. Улыбнуться, рот широко открыть, язык выдвинуть вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать позу под счет до 10 раз. Язык не должен быть зажать губами, зубами, опускаться к подбородку.
«ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»
Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка острым. Чередовать движения 6-8 раз. Как волшебник, наш Николка
Лопатку превратил в иголку.
Лопаткой яму я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ 2»
Цель: для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка. Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот отрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние - смотри: чищу «чашкой» изнутри.
«ФУТБОЛ» (Спячь конфетку, Орешки)
Описание: рот закрыть, язык с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так. Чтобы под щекой надувались мячики.
Описание: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.
Во дворе народ толпится
там идёт футбольный матч.
И вратарь наш Генка Спицын
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает
За игрою из окна Катерина.
Всякий знает:
Генке нравится она.
«МЕСИМ ТЕСТО»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами –пя, пя, пя...; закусить язык зубами и протаскивать его зубы с усилием.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять
Не пора ли вынимать?
«БЛИНЧИКИ».
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
«ЛОШАДКА»
Цель: укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание: Упражнение выполняется медленно, а потом быстрее. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
На лошадке по дороге Скачет Язычок,
И копытами лошадка Цок, цок, цок, цок, цок,
В горку медленно идёт: Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся: Цок цок цок цок цок.
«ГРИБОК»
Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Гриб мне надо удержать.
«ГАРМОШКА»
Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: вырабатывать движение широкой перед ней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! а. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). б. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. в. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье.
«ЧАСИКИ»
Цель: выработать умение направлять язык к углам рта.
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики –
Вот так!
В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем куда палец, туда и язычок.
«КАЧЕЛИ»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка вверх-вниз, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
На качелях мы качались
И друг другу улыбались.
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
«МАЛЯР»
Цель: отрабатывать движение языка вверх. растягивать подъязычную связку и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед назад. Проделать 10 раз, меняя направления. Внимание! а. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. б. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
«МОЛОТОЧЕК» (Барабан)
Описание. Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д д д д д д стучит молоточек,
Т т т т т т вот забит гвоздочек.
В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.
Упражнения для ЩЕК:
• Покусывание, похлопывание и растирание щек.
• Сытый хомячок Голодный хомячок. (Надуваем щечки, втягиваем в себя)
• Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Тренировка мышц глотки и мягкого нёба:
• Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
• Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.
• Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
• Глотать воду маленькими порциями (20 30 глотков). Глотать капли воды, сока. • Надувать щеки с зажатым носом.
• Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри. Существуют также комплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений.
«СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»
Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик.
Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы крылечко, а верхние зубы дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. 2 часть. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дайка и я так попробую". Сделался широким и высунулся на крылечко, а потом прячется. Высунется и спрячется, высунется и спрячется. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А нука, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а а а", откроет дверку широко широко поет: "А а а". Услышит, как лошадка ржет "и и и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И и и". Услышит, как поезд гудит "у у у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У у у". Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ САМОМАССАЖ.
Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Можно проводить индивидуально и с группой детей.
Использовать в течении дня в различных режимных моментах (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения).
Может быть включен в занятие на этапе предварительной или завершающей артикуляционной гимнастики.
Методические указания по проведению самомассажа:
Длительность сеанса 5-10 минут.
Каждое движение выполняется от 4-6 раз.
Могут варьироваться в течении дня.
Выполняются сидя на стульях или лежа.
Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале перед зеркалом, затем без него.
Когда приемы будут освоены детьми, возможно проведение движения по текст или музыку.
Схема самомассажа:
М. головы;
Мимические мышцы лица;
Губы и язык.
Самомассаж мышц лица
«Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Надеваем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по бровям к вискам.
«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 - 5 секунд.
«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта.
«Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к уголкам рта, а затем вверх к скуловой кости.
«Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта, а затем к углам нижней челюсти.
«Клювик». Движение указательными и средними пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
«Расческа». Поглаживание губ зубами.
«Молоточек». Постукивание губ зубами.
Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
Пожёвывание попеременно то верхней, то нижней губы.
«Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
«Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произношением: «Чух, чух, чух».
«Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает взрослый), например:
Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Стало сухо и тепло -
Это лето к нам пришло.
Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора -
Это осень к нам пришла.
Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома, -
Это к нам пришла зима.
Круговые движения в области лба, щек, подбородка.
Если тает снег и лед,
Звонкий ручеек течет,
Распускается листва -
Это к нам пришла весна.
Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной неправильного звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,
профилактике возникновения болезней дыхательных путей,
восстановлению носового дыхания при его нарушении.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Все упражнения выполнять в игровой форме.
Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.
Дыхательные упражнения делятся на:
игры вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),
игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),
игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),
упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),
- упражнения с проговариванием звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика. Самомассаж
Памятки для родителей "Дыхательная гимнастика. Самомассаж"...
Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, самомассаж, логоритмика). Тема: «Удивительная осень» (старшая логопедическая группа)
Цель: дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.Задачи:Здоровьесберегающие:формировать навыки носового дыхания, длительного выдоха;развивать физ...
Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождение куклы Маши » (с элементами дыхательной гимнастики,самомассажа ладоней, пальцев рук)
Формировать умение детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия. Использовать во время игры предметы-заменители и называть их. Развивать диалогическую речь, об...
Упражнения для развития артикуляционной моторики, дыхательная гимнастика, самомассаж
Упражнения для развития движений губ, щек, языка. Упражнения для развития речевого дыхания. Самомассаж лица "Клоун"....
«Проведение пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики»
Рекомендации по проведению артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики...
Картотека утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
Картотека утренней, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна для старшей группы сентябрь-май....