Сборник игровых упражнений для пособия "Звукарики"
методическая разработка по логопедии
Сборник игровых упражнений для пособия "Звукарики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igr_dlya_posobiya_zvukariki.docx | 70.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Наглядное дидактическое пособие «Звукарики», направленно на профилактику дисграфий и дислексии, в основе которого лежит формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Четкое знание структуры представленных занятий и методики их проведения дает возможность каждому педагогу, творчески используя дидактические игры, наглядный и текстовой материал, развивать у детей стойкий интерес к занятиям, формировать понятия, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.
В приложение включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.
Дидактическое пособие «Звукарики», может быть использовано как при чтении (рассказывании, обыгрывании и т. д.) сказок, так и при выполнении игровых заданий на развитие фонематического слуха, т. к. обозначение звуков по форме и цвету соответствует общепринятому (кружки красного, синего и зеленого цвета). Дополнением являются лишь несколько деталей: глаза, нос, рот, «оживляющие» кружки-звуки.
Пособие простое и универсаленое, изготовлено из дерева, может быть использовано на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп. Он дает возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объеме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.
Актуальность
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют несформированность у детей фонетико-фонематических представлений. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.
Значит важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является:
- умение слышать отдельные звуки в слове;
- отделять от схожих по артикуляционным и акустическим признакам;
- анализировать весь звуковой состав слова.
Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д. Он считал, что необходимо развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах. Известно, что усвоение многих правил орфографии русского языка, требует сформированности фонематического компонента, языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: - развитие слуховой дифференциации;
- закрепление произносительной дифференциации;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Игры с пособием «Звукарики». (Цветные деревянные символы звуков).
Игра 1. «Поймай звук А».
Цель игры: Выделение начального ударного и безударного гласного У:
- в потоке гласных звуков А,У,И, О,Ы;
- в звукосочетаниях УА, УИ;
- в обратных слогах УМ, УТ, УП;
В словах УМНЫЙ, УМНИЦА, УЛИЦА.
Игра 2. «Поймай звук У».
Цель игры: Выделение 1 ударного и безударного гл звука. И:
- в потоке гласных звуков А,У, И, О, Ы;
- в звукосочетаниях ИА,АИ,ИАУ;
- в обр. слогах ИМ,ИН,ИХ,ИК…;
- в словах ИВА,ИНДЮК,ИГОЛКА.
Звуковой. анализ звукосочетаний ИУА,ИАУ,АИУ,УАИ.
Игра 3. «Запиши песню звука»
Цель игры: составление звукосочетания из заданных звуков устно и умению «записывать» их, используя символы звуков и читать звукосочетания по символам (ИАУ, УАИ, ОАУ).
Сказка первая — о звуке А
Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».
Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:
- А_А_ А_А_ А_А_А_.
Бывали времена, когда звук А играл на барабане:
- ААааа, ААааа.
А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. Что любил делать звук А? (Петь.)
3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)
4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)
5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).
6. Спой тихо, спой громко.
7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)
8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)
9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)
10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)
11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)
12. Спой колыбельную звука А.
13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)
Сказка вторая — о звуке У
Жил да был звук У. У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».
Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд:
- У У_ У У__ У У__.
Звук У умел гудеть и тихо:
- У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_.
Но больше всего звук У любил играть на трубе:
- УуУууууу У, УуУууууу У .
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
- ___________УуУууууу У___________, УуУууууу У_______________.
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:
- У_У_ у у У У У_У_ у у У__У
Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:
- _____________У_У_ у у У___, У...
Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. Какая особенность была у звука У? (или: Отчего песнизвука У были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой.)
3. Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко.)
4. Спой все песни звука У.
5. На чем любил играть звук У? (На трубе.)
6. Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?
7. Спой и прохлопай. (УуУууууу У...)
8. Как звук У трубил отбой?
9. Спой и прохлопай. (У_У_ У У У У_ У...)
Сказка третья — о звуке О
Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)
3. От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
4. Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)
5. Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)
6. На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)
7. Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.
Сказка четвертая — о звуке И
Жил-был звук Я. Рот у интересного и привлекательного звука Я всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».
Иногда звук Я играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
- Й_ И И И__, Й_ И И И__.
И низко:
- ЙИЙИЙИ И_.
И протяжно:
- И_ И_ И__.
И отрывисто:
- ИИ и и й, ИИ иии.
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:
- ИИ ИИ ИИЙ_, ЙИ Иии ИИ Й_.
Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. Как звучали песни звука И? (Игриво.)
3. Почему песни звука И всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался.)
4. На каком музыкальном инструменте играл звук И? (На свирели.)
5. Как могут звучать мелодии звука Я? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто.)
6. Исполни все мелодии звука И. (И И, И , и и и.)
7. Какую песню в исполнении звука И любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.)
8. Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук И, мелодию прохлопай.
Сказка пятая — о звуке Э
Жил да был звук Э. Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».
Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:
— э э э , э э э .
Больше других ему нравилась такая песня:
э э э э э э
э э э э э э,
э э э э э э
э э э э э э.
Так и жил звук Э: задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.)
3. Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?)
4. Какие песни пел звук Э? (Протяжные.)
5. Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.)
6. Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э Э Э_ Э Э Э__ Э Э Э Э Э_Э_.)
7. Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)
Сказка « В гостях у гласных звуков»
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко:
- А, У, О, И, Э, Ы.
И низко:
- А, У, О, И, Э, Ы.
По одному и парами:
- АУ, ОИ, ЭЫ.
По трое:
- АУО, ИЭЫ.
И хором:
- АУОИЭЫ.
Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
- Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
- О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.
- И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы.
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.
У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник игровых упражнений для логопедических занятий.
Данный сборник содержит практический материал в помощь логопеду. Преимущество в том, что здесь подобраны игры и упражнения для логопедический занятий....
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
Сборник игровых заданий
Сборник игровых заданий...
Сборник игровых заданий
Сборник игровых заданий...
Сборник игрового массажа и самомассажа по лексическим темам
Сборник комплексов корригирующей гимнастики как средство предупреждения нарушения осанки у детей младшего дошкольного возраста / сост. Жмурко О.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное уч...
Сборник игровых упражнений для занятий по вокалу
Развитие голосоваго аппарата,логопедические распевки..Артикуляционная гимнастика....
Сборник игровых логических задач с применением счетных палочек для детей старшего дошкольного возраста
В сборнике представлены игровые логические задачи с применением счетных палочек, на основе перестановки различного количества элементов для детей старшего дошкольного возраста...