КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ
план-конспект занятия по логопедии
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ
Тема | Автоматизация звука [р] в слогах и словах |
Цель | Автоматизация звука [р] в слогах и словах |
Задачи |
|
Организация среды | 1.зеркало; 2.круги синего цвета; 3.письмо; 4.листья с картинками; 5.картинки с ошибками; 6.игрушка инопланетянин; 7.счетные палочки. |
Форма организации | Индивидуальная |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Структурные части | Содержание заданий | Деятельность | Результат | |
логопеда | ребенка | |||
Вводная часть. | Организационный момент Загадывание загадки Сообщение темы занятия Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика | Здравствуй! Сегодня у нас необычная встреча – путешествие. А ты любишь путешествовать? Я планировала сегодня отправиться в путешествие и если у тебя есть желание, то можешь присоединиться ко мне. А для того чтобы узнать на чем мы будем путешествовать нужно отгадать загадку: Ни пера, ни крыла, а быстрее орла, Только выпустит хвост- Понесется до звезд. (Ракета) Какой первый звук в слове ракета? Ракета, на которой мы полетим волшебная и она взлетит в том случае, если мы с тобой будем правильно произносить этот звук. А отправимся мы с тобой в страну Рычалию. Все жители этой страны очень любят звук [р], поэтому попасть в эту страну могут те, кто правильно произносит этот звук. Подготовку к полету начнем с подготовке языка, чтобы он был крепким и сильным, выполним упражнения. 1.«Заборчик» - улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении. 2.«Лопаточка» - рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. 3.«Грибок» - улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу. 4.«Лошадка» - присасывать язык к небу, растягивая подъязычную уздечку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 5.«Барабанщик» - рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: Д-Д-Д… Молодец, язычок к полёту готов. Для того, чтобы верно и четко говорить во время путешествия, нужно сделать дыхательную гимнастику: А теперь мы не спеша (Вдох через нос, долгий выдох через рот.) | Отвечает на вопросы Отгадывает загадку Выполняет артикуляционную гимнастику Выполняет дыхательную гимнастику | Создание мотивации. Подготовить артикуляционный аппарат к четкому произнесению звука [р]. Развивать речевое дыхание. |
Основная часть. | Изолированное произнесение звука [р] Анализ артикуляции Игра «внимательные ушки» Характеристика звука [р] Физкультминутка «Ракета» Автоматизация звука [р] в слогах Игра «Закончи слово» Игра «Собери листья» Игра «Один – много» Игра «что не так?» | Ты знаешь, как работает мотор у ракеты? Изобрази работу мотора ракеты. Теперь изобразите, как он работает: тихо, громко, очень громко, громко, тихо. Но для этого давай возьмем зеркало и вспомним, что нужно делать, чтобы правильно произносить этот звук. Произнеси звук [р]. - Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? - А где находится кончик языка? - Какая воздушная струя? (Ребенок повторяет перед зеркалом.) - Правильно. Ротик свой мы открываем, Язычок приподнимаем, В бугорочки упираем, Краешки к зубам прижмём, Да и сильно дуть начнём. Язычок наш задрожит Никуда не убежит. Всем он так и говорит: «Эта сильная струя Дрожать заставила меня. Не от страха я дрожу, Лишь мотор свой завожу». А сейчас я хочу узнать, как внимательно ты умеешь слушать, потому что в путешествии всякое может случиться, я буду называть разные звуки, если ты услышишь звук [р] положи синий кружок. В конце мы посчитаем, сколько звуков [р] ты услышал. Звуки: М Н Р В Р Г П Л Р Р (4 звука) Слоги:ТА-ЛО-РУ-МЫ-РЫ-РА-СЫ-ШО-РО-РУ (5 звуков) Слова: БУКВА, РУКА, РАБОТА, НОС, РАКЕТА, ВОРОНА, СУМКА, КРУПА, КОВЕР (6 звуков). Почему, когда ты слышал звук Р ты клал синий кружок? Потому что он твердый. А что ты еще знаешь про этот звук, какой он? - Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? - Почему согласный? - Звонкий или глухой звук? - Почему звонкий? - Давай теперь обобщим наши знания о звуке [р]. Звук [р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р. Ну что ж пора отправляться в путь. А для того, чтобы ракета взлетела, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слоги: ра-ро-ру, ры-ро-ра, ро-ры-ра. А теперь – взлетаем! На ракете мы летим (руки вверх, домиком) В невесомости парим. (наклоны в стороны) Смотрим мы в иллюминатор, (руки ко лбу) Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо) Вдруг пошел метеоритный Дождь космический, магнитный. ( резко машем кулаками в стороны) Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки) И ракету опускаем. ( присели) Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища) Мы выходим на планету! (маршируем) Вот и прибыли мы в страну Рычалию. Посмотри, для нас здесь оставлено письмо, давай прочитаем, что там написано. «Доргой, землянин! Если ты хочешь найти себе друзей на нашей планете Рычалии, тебе нужно выполнить задания. Ра-ра-ра начинается игра. Я прошу со слогом ра мне помочь назвать слова. Я начинаю слово, а ты добавь слог ра. Ко - ра, но - ра, иг - ра, у – ра. Ро-ро-ро ты закончи слогом ро. Вед - ро, пе – ро, доб - ро, сереб – ро. А теперь договори ты слова со слогом ры. Вет - ры, го - ры, кома - ры, топо – ры. Молодец, посмотри для тебя подготовили листочки, но они не обычные. На каждом листочке есть картинка, вот тебе 3 корзинки, в первую корзинку мы соберем листочки со звуком [р] в начале слова, во втором в середине слова, в третью с конце слова. Посмотри, какие листочки ты собрал в первую корзинку? Во вторую? В третью? (Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба). Я тебе буду называть один предмет, а ты много. (Рак, куртка, ракета, огурец, радуга, помидор, робот, роза.) Последним заданием будет для тебя сказать, что на этих картинках не так? -Дед Мороз (без бороды), -корова (без рогов), -самовар (без крана), -Буратино (без рта), -занавеска (без гардины), -куртка (без рукава). Молодец со всеми заданиями ты справился. И теперь я тебя познакомлю с хозяином этой планеты это инопланетянин Рыка. Он хочет побывать на планете Земля, давай возьмем его с собой. Чтобы попасть домой повторяй слова. Ра-ра-ра вот закончилась игра. Ра-ра-ра возвращаться нам пора. Ну, вот и прибыли обратно. | Изолированно произносит звук [р] Берёт зеркало и произносит звук [р] Губы полураскрыты, зубы разомкнуты Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами Сильная, тёплая Выполняет задание логопеда Характеризует звук [р] Повторяет за логопедом Выполняют физкультминутку Добавляет слоги со звуком [р] Образует множественное число существительных Выполняет задание, называет допущенные ошибки | Закрепление артикуляции звука [р] Развитие фонематического слуха. Ослабить утомление. Автоматизация звука в слогах. |
Заключительная часть. | Итог занятия (Связь звука с буквой) | На какой планете мы сегодня побывали? Какой звук мы сегодня произносили больше всего? Какое задание тебе понравилось больше всего? Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук [Р]. И ты нашел себе нового друга Рыка. Давай сделаем нашему новому другу подарок, выложим букву с которой начинается имя Рыка. | Отвечает на вопросы Выкладывает букву Р | Подведение итога занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192280-1359561280.jpg)
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях"
Конспект занятия предназначен для ребенка 6 - 7 лет, на этапе автоматизации звука (р)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-255009-1371586340.jpg)
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л в слогах и словах".
В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-399544-1391770426.jpg)
Конспект логопедического индивидуального занятия «Автоматизация звука р в слогах и словах»
«Автоматизация звука р в слогах и словах»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-574625-1425398080.jpg)
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука [С] в слогах и словах"
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-518779-1453896471.jpg)
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука"Л" в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ФФН....
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука «С» в слогах и словах"
Цели· Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945332-1504862384.jpg)
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах....