Знакомство со звуком [п], буквой П.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Занятие по первоначальному обучению грамоте: "Знакомство со звуком [п], буквой П"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_zvukom_p_bukvoy_p.docx | 124.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство со звуком [п], буквой П.
Возрастная группа: старшая.
Образовательные задачи. Знакомство со звуком [п], буквой П.
Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов.
Развивающие задачи. Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, осязания, обследовательских навыков, общей и тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, магнитные фишки для звукового анализа, буквы для магнитной доски ( А, О, У, П, И),предметные картинки для организационного момента, сюжетные картинки, тетради рабочие, карандаши простые , конверты с фишками для звукового анализа по числу детей, счетные палочки.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры « Мебель».
1 Организационный момент. Развитие зрительного внимания, навыков
фонематического анализа. Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия.
Педагог приглашает детей за столики и здоровается с ними. Дети встают около своих стульчиков.
П е д а г о г. Посмотрите внимательно на картинки, которые лежат перед вами. Могут сесть те дети, у кого на карточках предметы, в названиях которых звук [и].
Детей садятся.
П е д а г о г. Что за предметы у вас на картинках?
Р е б е н о к. Индюк.
Р е б е н о к. Изба.
Р е б е н о к. Ива. И т. д.
П е д а г о г. Правильно. А почему не сел Максим? Что у тебя на картинке?
Р е б е н о к. У меня пушка. В этом слове нет звука [и].
П е д а г о г. Верно. Все молодцы. Сегодня мы будем учиться различать звук
[п] среди других звуков, познакомимся с буквой П, почитаем и поиграем.
Педагог убирает картинки.
2. Рассказывание педагогом высказывания с опорой на картинку. Развитие зрительного внимания, речевого слуха, внимания фонематических представлений.
Паша поставил портфель на пол и сел за парту.
Какие слова в этом высказывании начинаются со звука [п].
Дети. Паша, поставил, портфель пол, парту.
П е д а г о г. Правильно.
3. Какой звук [п]?
П е д а г о г. Произнесите звук [п].
Дети произносят звук.
П е д а г о г. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Значит, для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете, звук [п] гласный или согласный?
Д е т и. Согласный.
П е д а г о г. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Это губы.
А теперь произнесите звук [п] и в это время прижмите ладонь к горлышку.
П е д а г о г. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]?
Д е т и. Тихо.
П е д а г о г. Это значит, что звук [п] — согласный, глухой.
А теперь произнеси звук [п] и послушай, как он звучит твердо или мягко.
Дети. Твердо.
П е д а г о г. Это значит, что звук [п] — согласный, глухой, твердый.
Какой фишкой обозначим звук [п]?
Д е т и. Синим квадратом.
П е д а г о г. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков.
Поиграем в игру «Поймай звук». Приготовьте свои ладошки и закройте глаза. Слушайте меня внимательно, когда услышите звук [п] хлопайте в ладоши.
Для упражнения используется следующий материал: а, б, п, б, м, п, б, н, б, к; ат, об, ин, па, пу, ты, бо, по.
Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными. Погладьте себя по голове.
А теперь встаньте на ноги и поставьте руки на пояс. Как услышите звук [п] в словах подпрыгните.
Для упражнения используется следующий материал: Поля, Паша, подушка, погремушка, бочка, палка, парта, галка.
4. Упражнение « Что получится?». Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Педагог достает магнитные фишки для звукового анализа и синтеза и предлагает детям достать из конвертов фишки для звукового анализа.
П е д а г о г. А сейчас новая игра. Она называется «Что получится?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.
Если я сначала произнесу звук [о], а потом [п]. Что получилось?
Р е б е н о к. Оп.
П е д а г о г. Верно.
П е д а г о г. Какой фишкой обозначим звук[о],
2-й ребенок. Красным кружком
П е д а г о г. А звук [п].
Ребенок. Синим квадратом.
П е д а г о г. Правильно. Выложите схему слога оп на столе.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ап, уп, по, пу, па.
П е д а г о г. Разберите схему. Если я произнесу [па],а потом -[па], что получится.
Ребенок. Папа.
П е д а г о г. Молодцы! Разделим слово папа на слоги. Прохлопайте слово и определите, сколько в нем слогов.
Ребенок. Я думаю, что в этом слове два слога.
Педагог. Молодец! Посчитайте сколько звуков в слове папа.
Ребенок .Я думаю, что в слове папа 4 звука.
Педагог. Дети, кто также думает? Молодцы! Выделяет первый звук в слове папа, 3-х кратно произносит его. Слушаем, как он произносится (мягко или твердо в слове папа).
Ребенок. Пппапа. 1-й звук [п].
Педагог. Дайте ему характеристику.
Ребенок. Звук [п]- согласный, глухой, твердый.
Педагог. Какой фишкой обозначаем?
Дети. Синим квадратом.
Педагог. Молодец! А теперь все вместе.
Дети( хором). Звук [п]- согласный, глухой, твердый.
Педагог. Выделяет второй звук в слове папа, 3-х кратно произносит его.
Ребенок. Пааапа. 2-й звук [а].
Педагог. Дайте ему характеристику.
Ребенок. Звук [а]- гласный
Педагог. Молодец! А теперь все вместе.
Дети( хором). Звук [а]- гласный.
Педагог. Какой фишкой обозначаем?
Ребенок. Красным кружком.
Педагог. Молодцы! Выделяет третий звук в слове папа, 3-х кратно произносит его. Слушаем, как он произносится (мягко или твердо в слове папа).
Ребенок. Папппа. 3-й звук [п].
Педагог. Дайте ему характеристику.
Ребенок. Звук [п]- согласный, глухой, твердый.
Педагог. Какой фишкой обозначаем?
Ребенок. Синим квадратом.
Педагог. Молодец! А теперь все вместе.
Дети(хором). Звук [п]- согласный, глухой, твердый.
Педагог. Выделяет четвертый звук в слове папа, 3-х кратно произносит его.
Ребенок. Папааа. 4-й звук [а].
Педагог. Дайте ему характеристику.
Ребенок. Звук [а]- гласный
Педагог. Молодец! А теперь все вместе.
Дети(хором). Звук [а]- гласный.
Педагог. Какой фишкой обозначаем?
Дети. Красным кружком.
При этом педагог выкладывает на доске фишки.
Педагог. Молодцы! Прочитаем слово, которое мы выложили
Дети (хором). Па-па.
5. Работа по картинкам. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений.
П е д а г о г. Посмотрите внимательно на картинку скажите, на что похожа буква П.
Дети. Ворота футбольные, турник, калитка, дверной проём.
Педагог. Эти предметы похожи на букву П. Посмотрите внимательно и скажите сколько палочек нужно чтобы выложить букву П?
Ребенок. Три.
Педагог. Молодцы! Возьмите палочки и выложите на столе букву П.
Дети выполняют задание.
Педагог. Молодцы! А теперь среди букв на доске найдите букву П и скажите какая она по счету.
Для упражнения используется следующий материал: А, И, О, П, У.
Дети. Четвертая.
Педагог. Молодцы!
6.Подвижная игра «Мебель».
В квартиру новую зайдем (Дети шагают на месте.)
Дружно мебель занесем. (Дети приседают.)
Один, два, три, четыре, пять, ( Дети выполняют наклоны влево и вправо.)
Станем мебель расставлять. (Дети выполняют наклоны вперед, назад.)
Стол и стул, диван, кровать, шкаф (Дети садятся.)
7.Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навыков печатания.
Педагог. Откройте свои тетради и найдите большую букву П и маленькую букву п. Посмотрите , как я пишу эти буквы на доске.
Букву П писать начнем,
И три палочки возьмём.
Две дорожкой ровно сложим.
Третью наверху положим.
Пропишите ее в воздухе вместе со мной. ( При этом педагог поворачивается к детям спиной). А теперь самостоятельно. (Педагог смотрит, как дети прописывают букву в воздухе). А теперь в тетрадях. (Дети пишут буквы в тетрадях, педагог оказывает и помощь).
8. Итог. Оценка работы детей.
Педагог. Вспомните, что вы нового узнали на занятии?
Ребенок. Познакомились со звуком согласным [п], и буквой П.
Педагог. Какие слова вы с согласным звуком [п] запомнили?
Ребенок. Паша, портфель, парта, пол.
Педагог. Вы сегодня хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе. Тетради принесите мне на край стола. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой - Р"
Обучение грамоте. Звуки и буква Р....
Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Знакомство со звуком и буквой - О -.
Конспект занятия для ознакомления детей в старшей группе со звуком и буквой - О -....
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Знакомство со звуком и буквой «М». в старшей группе
Все о звуке [м]. Характеристика звука...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Знакомство со звуком и буквой «М». в старшей группе
Все о звуке [м]. Характеристика звука...
НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"
Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...
НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"
Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...