Игры для дифференциации различных пар звуков
учебно-методический материал по логопедии
Дифференциация на слух пар звуков в словах в различных играх и упражнениях делает занятие с детьми любого возраста более увлекательным...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naydi_mesto_kazhdoy_kartinke.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Найди место каждой картинке»
Цель: дифференциация на слух пар звуков в словах.
Оборудование: предметные картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход: логопед показывает детям по одной картинке, спрашивает, какой звук, например «С» или «З», есть в названии картинки (коза). Дети называют этот звук. Логопед ставит картинку слева на фланелеграф и объясняет, что слева будут стоять все картинки, в названиях которых есть звук «З», а справа – все картинки, в названиях которых есть звук «С». Таким образом расставляются все картинки.
«Выдели из фраз нужные слова»
Цель: учить детей выделить из фраз слова с заданными звуками, которые дифференцируются.
Оборудование: фразы с дифференцируемыми звуками.
“С-З” Зое подарили маленького слоненка.
У Лены звонкий голос.
Коза ест траву.
Мама заплетает Тане косы.
Костя уронил на пол вазу и т.д.
Ход: логопед произносит предложение и просит детей назвать слова только со звуком “З”, а потом – со звуком “С”.
Аналогично проводится работа по дифференциации других пар звуков (ш – ж; ч-щ; с- ш; л – р и т. д.). Очень важно, чтобы дети называли нужные слова без предлогов, т.к. предлог в предложении отдельное слово.
Так же используется материал стихов.
С-З “Там котик усатый
По садику бродит
А козлик рогатый
За котиком ходит.”
“На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.”
С- Ц “Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.”
“Пес тоскует на цепи,
А попробуй, отцепи.”
Ш-Ж “Свети, свети, солнышко,
Зеленей, лужок!
Поднимай, Аленушка,
Первый свой флажок!”
“Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.”
Ч-Щ “Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.”
С-Ш “Стала петь мышонку кошка:
“Мяу-мяу, спи, мой крошка!”
З-Ж “Но веселые зверята –
Поросята, медвежата –
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят!”
Ч-Ц “В небе коршун кружится
Третий час подряд,
Но ему, разбойнику,
Не украсть цыплят!”
С-Щ “Соловьи над речкой пели-
Даже щуки присмирели.”
Р-Л “Куртка шофера пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.”
“Свист и шум”
Цель: дифференциация звуков “С-Ш”
Оборудование: стихотворение “Свист и шум”.
В словах на “с” – повсюду свист,
Он слышен здесь прекрасно:
“собака”, “сумка”, “сахар”, “лист”…
Теперь тебе все ясно?
Так ветер осенью свистит,
Стучась в стекло с разбегу,
И свистом словно говорит:
“Насыплю скоро снегу!”
В словах на “ш”-совсем не то,
Тут шум сплошной мы слышим:
“шалаш”,”подушка”,”решето”,
“шуршим”,”решаем”, “пишем”…
Так на ветру шумит камыш,
Шипит наш кот со звуком “ш”,
И если мышку уследишь,
То тоже ты услышишь “ш-ш-ш”…
Чтоб “с” услышать в слове “лист”
Запомни ты без долгих дум,
Что в звуке “с”- один лишь свист,
А в “ш”-шипенье,шорох,шум!”
Ход: логопед по принципу противопоставления обыгрывает звуки “с-ш”. В первых четверостишиях дает “нагнетание “ звука “ с” , в следующих – звука “ ш “. Затем звуки противопоставляются и подводится итог об особенностях их звучания.
«Свист и цокот»
Цель: дифференциация звуков “с-ц”.
Оборудование: стихотворение “Свист и цокот”.
“Звук “ с “- это просто свист ,
Он плавно,спокойно звучит:
“собака”, “сосулька”, “лист”,
А “ ц “- как цокот копыт.
Звук “с “ мы можем тянуть,
Послушайте : “с…”, “с…”, “с…”
А “ ц “ спешит “ улизнуть “,
Срывается : “ ц “, “ ц “, “ ц “.
Тревожен цокот копыт.
И звук их отрывист и строг.
Подкова о камень стучит
“цок-цок”, “цок-цок”, “цок-цок”!
И чтобы точно узнать,
Где “с”, а где “ц” звучит,
Старайся ухом поймать
То свист, то цокот копыт.
Теперь попробуй понять
И правильный дать ответ,
Где цокот, где свист прозвучат
В словах “сок – цок” и “свет-цвет?”
Ход: Логопед читает стихотворение, сравнивая звучание звуков “с-ц”,
Отождествляемых с неречевыми звуками. Звуки противопоставляются в каждом четверостишии, а в последнем из них даётся задание детям различать звуки в словах. Особое внимание надо обратить на более протяжное звучание “с” по сравнению с “ц” (второе четверостишие).
Последние слова даются ребёнку отдельно для слухового восприятия.
“Звонок и жук”
Цель: Дифференциация звуков “З-Ж”.
Оборудование: стихотворение “Звонок и жук”.
Звенит, звенит, звенит звонок!
Зовёт, зовёт он на урок!
Звонка призывный звонкий звон
Созвал друзей со всех сторон.
В звонке высокий звонкий звук,
Он разливается вокруг.
Тот звук ты мысленно прикинь:
“Дзынь-дзынь”, “дзынь-дзынь”,
“Дзынь-дзынь”, “дзынь-дзынь”!
Запомни тот задорный звон,
Он с детства каждому знаком,
Он к знаньям весело манит,
В ушах звенит, звенит, звенит…
Когда же зажужжит вдруг жук,
То у жука пониже звук,
И глуше будет жук жужжать,
Как будто жук слегка прижат.
Жука жужжанье нас тревожит,
Мы ждём, что жук ужалить может,
Но жук живёт совсем без жала,
Напрасно жук жужжит, пожалуй!”
Ход: Логопед читает стих, начиная в первой части слова со звуком “З”, а во второй – со звуком “Ж”. При этом указывается и на основные различия в звучании звуков (звук “З” более высокий и звонкий, а “Ж” звучит ниже и несколько глуше).
“Шёлк – щёлк”
Цель: Дифференциация звуков “Ш-Щ”.
Оборудование: стихотворение “Шёлк-щёлк”.
Пещера и ящик, Кощей и щенок-
Здесь слышится “Щ” , несомненно,
В словах же : машина, мешок и шнурок
Звук “Ш” мы уловим мгновенно.
Трещать и пищать, помещать и вращать,
Выращивать, щёлкать и щупать,
Прощать, освещать, ощущать, навещать-
Здесь “Щ” можно сразу прощупать.
В других же словах- шутим, пишем,шумим,
Решаем, шагаем и дышим,
А также спешим, совершим, насмешим-
Звук “Ш” мы отчётливо слышим.
Звук “Ш” слышен тише, он только шипит,
Как мышка, шуршит осторожно,
А в “Щ” ещё что-то прощально трещит,
И щёлкает как-то тревожно.
И чтоб не оставить звук “Ш” для щенка,
Понять в этих звуках толк,
Научимся шум отличать от щелчка,
Послушайте: “шёлк-щёлк”!
Ход: Логопед читает стихотворение, чётко произнося звуки “Ш”, “Щ”. В конце детям даётся задание назвать, в каком из последних слов есть звук “Ш”, в каком –“Щ”.
“Капли – барабаны”
Цель: Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.
Оборудование: стихотворение “Капли-барабаны”.
Глухие звуки звучат глухо,
Совсем в них голоса нет.
Звонкие звуки тревожат ухо,
В них скрыт особый секрет.
Послушаем вместе: пугаться, пускать,
Здесь голоса нет в звуке “П”,
А в слове бороться и в слове бежать
Слышится звонкое “Б”.
Можно все звонкие прокричать
Попробуем: “Б”, “В”, “Г”!
Глухие же можно лишь прошептать,
Послушайте: “П”, “Ф”, “К”…
“П” – это капают капли дождя,
“Б”- барабонов бой
“Ф” – это фырканье только ежа,
“В” – это волка вой.
“С” – то водичка струйкой бежит,
“З” – зазвенел комар,
“Ш” – лишь мышонок тихо шуршит,
“Ж” – уже жук зажужжал.
“Т” – это дятел по ветке стучит,
Тихий, тупой то звук
“Д” – здесь голос уже звучит,
Всё загудело вдруг!
“К” – то кукушка в чаще лесной
Тянет своё “КУ – ку”,
“Г” – загогочут вдруг гуси порой,
Гуляя гуськом на лугу.
Чтобы не спутать кору с горой
За звуками зорко следя,
Запомни, что “Б” – барабанов бой,
А “П” – лишь капли дождя…
Ход: Логопед читает стих, произнося звуки без призвуков, только звук “п”, “б”.
“Нежный или злой”
Цель: дифференциация мягких и твёрдых согласных звуков.
Оборудование: стихотворение “Нежный или злой”.
Есть мягкие звуки и твердые звуки,
Их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше
Звучанье у них нежней,
А твёрдые – словно грубее и ниже,
Как будто твердые – злей.
Послушай, как ласковы мягкие звуки:
Ель, капель, мель, метель.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелят постель.
Твёрдый звук обрывается резко,
Послушайте: стол, укол!
Для нежностей нет в этом звуке места,
Скорее – он даже зол.
Он строг и отрывист,звучит очень кратко,
Как двери тревожный стук.
Уходит он быстро, совсем без оглядки,
Послушайте: молот, лук!
А мягкий звук задержать ещё можно,
Он не спешит уходить,
Прощается с нами он осторожно,
Его мы можем продлить.
Послушайте: свежесть, близость,весть-
Здесь всё протяжно звучит,
Как будто у звуков желание есть
Чуть-чуть попозже уйти…
Давайте отыщем мягкие звуки
В группе предложенных слов:
“мель-мел, брать-брат,кровь-кров.”
Ход: логопед читает, дети внимательно слушают. В конце стихотворения определяют, мягкий звук или твёрдый слышится в приведенных словах.
“ Где “Л”, а где “Р”?”
Цель: дифференциация звуков «Л» и «Р».
Оборудование: стихи
Звук «Л» словно плавно плывет в волнах,
Так плавно плывёт челнок.
А «Р» грохочет, как гром в горах,
Как будто горный поток.
Звук «Р» – это грохот грома,
Звук «Л» – это плеск волны;
На «Р» вдруг каркнет ворона,
А где звуки «Л» слышны?
Звук «Л» – он словно ласкает слух,
Послушайте: голос, мел,
А «Р» так громко прорвётся вдруг,
Как грозный гром прогремел!
Ход: логопед читает стихи и обращает внимание детей на разницу в произнесении этих звуков. Затем можно предложить детям определить наличие «Л» и «Р» в различных словах.
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: дифференциация звуков в словах, подбор в двустишия подходящих по смыслу и звучанию слов; развитие чувства рифмы стиха.
Оборудование: двустишия, заканчивающиеся в каждой строчке словами, отличающимися друг от друга одним звуком, причём парным по какому-либо признаку.
«К-Г»
- Очень зелены,густы
В нашем садике …(кусты)
- Зреет красная калина,
Соберёт её…(Галина)
- Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке …(кости).
- Ели вкусную икру,
Подарили нам …(игру)
- Громко петь умеет Клаша,
И её подружка …(Глаша)
- Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша …(горка).
- Коля любит есть галеты,
Галя ест всегда …(котлеты).
- Жаворонка слышен голос,
Зреет в поле спелый …(колос).
«Т-Д»
- Назовём мы книгу «том»,
Для жилья построим …(дом).
2. Город называем - Тверь,
в доме открываем …(дверь).
- Там тележка, это – тачка.
Дом в саду завётся …(дачка).
- Я в тетрадке ставлю точку.
Мама любит сою …(дочку).
- По реке плывут плоты,
Зреют на вевях …(плоды).
- Нитку сматывай с катушки,
Воду черпай из …(кадушки).
- Хорошо танцует Таня
И её братишка …(Даня).
- Соловей выводит трель,
Слесарь в сеть включает …(дрель).
8. Архитекторы-творцы
строят чудные …(дворцы).
«С-З»
1. Распустились утром розы,
На цветах сверкают …(росы).
2. Щиплет травушку коза,
Косит травушку …(коса).
3. На столе лежала сайка,
А по лесу бегал…(зайка).
4. Лиза пробовала суп,
Заболел у Лизу …(зуб).
«С-Ш»
1.Положили в плошку кашку,
Надевал пожарный …(каску).
2.Сочинял писатель басню,
Рисовал художник…(башню).
3. Сладко спит в берлоге мишка,
На столе с салатом …(миска).
4. В поле землю я пашу,
На лугу коров …(пасу).
5. На лицо надета маска,
Имя нашей кошке…(Машка).
6. Как нам хочется суметь
Спать спокойно, не …(шуметь)!
«Л-Р»
- Дедушку зовут Лука,
У него болит…(рука).
- На столе – с картошкой плошка,
За столом – голодный…(Прошка).
- Рисовал художник ламу,
И картину вставил в…(раму)
- Вкусный и душистый плов
Приготовил повар…(Пров).
- Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я …(пил).
- Хорошо танцует Валя,
И её сетрёнка …(Варя).
7. Вечно плачет этот Лёва,
Этот мальчик просто…(рёва).
- Зреет на кустах малина,
Соберёт её…(Марина).
- Собирал модели Юрик,
Помогал братишке…(Юлик).
- В блеске солнечных лучей
По земле бежит …(ручей).
- Буква «Л», придя на сквер,
Повстречала букву «Р».
Говорит: «Давай сыграем,
Ну, хоть в рифмы, например».
«Л» сказала: жёлтый лис…
«Р» сказала: варит рис…
«Л»сказала: просят ламу,
«Р» сказала: вставить раму.
«Л» сказала: я из ложи
«Р» сказала: корчу рожи.
«Л» сказала: очень жалко,
Что исчез наш колобок.
«Р» сказала: очень жарко,
Он забрался в коробок.
«Л» сказала: сбитъся с лада…
«Р» сказала: ты не… рада?
«Ш-Ж»
Две вороны ворожили,
Десять – сено…(ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар …(тушили).
А журавлик рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых … (шарил).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая …(ушами).
«Пройди по дорожке»
Цель: дифференциация звуков в словах; развитие прослеживающей функции глаза.
Оборудование: каждому ребёнку –карточку, на которой изображена дорожка-спираль, на ней от края к центру изображены картинки (в названиях некоторых есть один из дифференцируемых звуков, в названиях других - другой).
Ход: логопед раздаёт детям карточки и просит мысленно пройти по дорожке от края листа к центру (двигая глазами или пальцем) и назвать только те предметы, в названии которых есть один из дифференцируемых звуков, а двигаясь от центра обратно - только те, в названии которых другой звук.
«Крути волчок»
Цель: дифференциация звуков в словах, совершенствование мелкой моторики, цветовосприятия.
Оборудование: небольшой волчок (диск-семигранник цветов радуги, надетый на палочку); два комплекта карточек: в уголках каждого комплекта маленькие треугольнички цветов радуги; в названиях предметов из одного комплекта один из дифференцируемых звуков; в названиях других предметов другой звук
Ход: дети по очереди крутят волчок. Если он остановился, например, на грани красного цвета, то дети, у которых на карточках треугольнички красные (карточки предварительно раздают детям), быстро выкладывают их, называют свои картинки и какой звук в каждом названии. Так выкладываются все пары картинок, называются картинки и какой звук в каждом названии.
«Цветик-семицветик»
Цель: дифференциация звуков в словах; совершенствование представлений о цветах спектра; развитие моторики.
Оборудование: на подставках –два цветка, в которых есть серединки, а лепестки надо вставлять (типа ромашки); два комплекта лепестков всех цветов спектра; на лепестках – картинки, в названии одних предметов есть один из дифференцируемых звуков; в названиях других – другой.
Ход: лепестки в хаотичном порядке лежат на полу возле цветов. Логопед предлагает детям собрать «волшебные цветы – семицветики» так, чтоб цвета лепестков следовали друг за другом в том порядке, как в радуге. Дети выполняют это задание, при этом к одному цветку подбирают картинки с одним из дифференцируемых звуков; к другому-с другим.
«Две подружки»
Цель: дифференциация звуков, совершенствование словарного запаса.
Оборудование: две бумажные куклы в платьях тех цветов, в названии которых есть дифференцируемые звуки (голубое - розовое, «л-р»); предметные картинки, относящиеся к различным лексическим темам.
Ход: логопед выставляет кукол без платьев, предлагает подобрать цвет краски, в названии которой есть один из дифференцируемых звуков, для одного платья; в названии другого цвета другой звук. Затем так же подбирают подружкам имена. После этого дети подбирают каждой кукле предметы с её любимым звуком по различным лексическим темам (овощи одежда, цветы и так далее).
«Это очень сложно»
Цель: дифференциация звуков в словах, соотнесение звука с соответствующей буквой, совершенствование лексических представлений, развитие зрительного внимания и мышления.
Оборудование: каждому ребенку дается большого размера карточка: слева друг под другом изображены две буквы, соответствующие дифференцируемым звукам; в центральной части –мелкие картинки (8-10 шт.) столбиком; справа- символические обозначения лексических понятий, к которым относятся предметы на картинках. Между буквами, картинками и символами - пустые поля, на которые накладываются с помощью скрепок листы белой бумаги.
Ход: логопед раздаёт детям карты. Затем называются буквы, картинки. На белом листе бумаги напротив каждой буквы и напротив каждой картинки ставится точка. Затем дети карандашом соединяют точки картинок с точками тех букв, которые есть в названии картинки. Аналогично идет работа по соединению картинок с символами лексических понятий. Соединять точки можно и с помощью фигурных линеек различной конфигурации.
«Кто в каком домике живет?»
Цель: дифференциация звуков в словах; повторение названий различных живых существ.
Оборудование: плоскостные цветные домики с окошками-карманами; предметные картинки с изображениями живых существ (рыбы, животные, птицы, насекомые, земноводные).
Ход: логопед объясняет, что в одном домике живут те, в названиях которых есть один звук, а в другом - те, в названиях которых – другой звук. Дети размещают животных в домиках.
«Воткни кнопочки»
Цель: дифференциация звуков, совершенствование мелкой моторики.
Оборудование: каждому ребенку – карточка, где по рядам расположены картинки с дифференцируемыми звуками (в хаотичном порядке); под каждой картинкой – дырочка для кнопочки мозаики; кнопочки от мозаики 2-х цветов.
Ход: логопед предлагает каждому ребенку кнопочками одного цвета обозначить картинки с одним из дифференцируемых звуков; другого цвета – с другим звуком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-занятие. Дифференциация звуков[c] и [з]
Ребятом было интересно....
Дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста.
Представляю Вашему вниманию некоторые дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков, которые я использую для работы с детьми подготовительной к школе группе....
Игры на дифференциацию звуков Л-Р
Картотека игр на дифференциацию звуков Л-Р...
Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков
Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...
Логопедические игры для дифференциации звуков Ж и З
Игровые задания для закрепления навыков дифференциации звуков Ж и З...
Игры для дифференциации различных пар звуков
Игры для дифференциации различных пар звуков...