Семинар – практикум на тему «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии
Семинар – практикум на тему
«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 21.92 КБ |
praktikum.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум на тему
«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
А.О.Перелыгина,
Учитель-логопед МДОУ
«Детский сад № 17 с. Пушкарное»
Цель семинара – практикума:
Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия. ·
Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр
1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок.
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Можно предложить ему ряд игр:
1. «Угадай, чей голосок». Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (кошку, собаку, самолет). Ребенок угадывает
2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.
Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:
1. «Угадай, кто пришел», «Договори стишок». Подобрать потешки, считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук.
2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить произносить его слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки, удивляется и просит разъяснить ошибки.
По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
Предлагаю игры:
1.«Какие бывают слова?» Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).
2. «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно.
Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В общей системе работы по развитию фонематического восприятия большое место занимают игры и игровые упражнения:
У детей младшего возраста: игры, которые направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
- игры на определение направления звучания.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности
Например, с детьми младшего возраста проводят следующие игры:
В среднем возрасте:
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.
Предложенные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум на тему
«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
А.О.Перелыгина,
Учитель-логопед МДОУ
«Детский сад № 17 с. Пушкарное»
Цель семинара – практикума:
Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия. ·
Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр
1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок.
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Можно предложить ему ряд игр:
1. «Угадай, чей голосок». Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (кошку, собаку, самолет). Ребенок угадывает
2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.
Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:
1. «Угадай, кто пришел», «Договори стишок». Подобрать потешки, считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук.
2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить произносить его слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки, удивляется и просит разъяснить ошибки.
По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
Предлагаю игры:
1.«Какие бывают слова?» Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).
2. «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно.
Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В общей системе работы по развитию фонематического восприятия большое место занимают игры и игровые упражнения:
У детей младшего возраста: игры, которые направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
- игры на определение направления звучания.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности
Например, с детьми младшего возраста проводят следующие игры:
В среднем возрасте:
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.
Предложенные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
Учимся различать близкие по звучанию слова....
Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Игры и упражнения для развития фонематическ...
Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...
Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи —понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Проблема развития у детей фонематическог...
Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Представлены игры по уровням коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей....
Консультация для педагогов по теме: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Определение - фонематический слух.Возрастные нормы развития фонематического слуха.Признаки нарушения фонематиеского слуха.Развитие фонематических процессов.Этапы по формированию фонематического ...
Курсовая работа на тему: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Актуальность состоит в том, что проблемы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста на современном этапе развития очень высока. Так как плохое развитие фонематического слуха мож...