Подборка речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков
картотека по логопедии (средняя, старшая группа)

Кустова Ольга Юрьевна

Речевой материал, который способствует автоматизации и дифференциации звуков (с), (сь) в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sa-sa-sa.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

1. Са – са – са

со— со— со

СУ— СУ— СУ

сы— сы— сы

Отработав слоги так, чтобы они не вызывали трудностей, можно перейти к словам, которые начинаются на эти слоги.

сад

сом

сук

сын

сам

сон

суп

сыр

сани

сок

сухо

сытый

сабля

сор

сухарь

сыпать

салат

сода

сумка

сырок

сапог

собака

сумма

сыроежка

сахар

соня

сухой

сынишка

самолет

соловей

суббота

сырник

сайка

сокол

сучок

самокат

соль

сурок

салют

сорока

сувенир

самовар

солонка

санитар

сосед

АС — АС — АС

ОС — ОС — ОС

УС — УС — УС

ИС — ИС — ИС

Усвоив слоги, можно переходить к словам с обратными слогами:

бас

нос

укус

Денис

   нас

босс

кактус

ирис

 квас

голос

глобус

барбарис

ананас

волос

фокус

кипарис

компас

колос

фикус

чибис

2. Когда ребенок научится четко и чисто произносить звук с в начале и в конце слова, переходите к слогам со стечением согласных:

СВА— СВО -СВУ            СКА— СКО-СКУ            СМА— СМУ— СМЫ  СПА— СПО— СПЫ             СТА— СТО— СТУ— СТЫ

Произносите отраженно слова с этими слогами:

скамейка

скатерть

скакать

смак

смазать

смола

спасибо

стакан

старикстан

стакан

стадион

старик

скользить

скука

Скатертьь

Старик

скорпион

скумбрия

Скакалка

станок

сковорода

скулить

Свара

Стык

смутить

смычок

Сварить

Стыдить

смуглый

смыть

свалка

стыковка

смута

смысл

Смак

Стыть

спор

спуск

Смазать

Свобода

спорт

спутник

Смола

Небосвод

спорить

спускать

стадион

свора

сто

студент

Спасибо

способ

стол

стул

спальня

студень

столяр

ступа

спаниель спаниель

спасать

стон

стужа

3. Чистоговорки вначале проговариваются в медленном темпе, потом быстрее, и только когда ребенок чисто произносит нужные звуки, произносятся в быстром темпе, т. е. темп можно убыстрять только по мере улучшения звукопроизношения. Ребенок повторяет их отраженно и затем учит наизусть. Придумайте сами и попросите ребенка придумать подобные чистоговорки. Даже если они будут не совсем складные, ничего страшного.

са — са — са — расплелась коса

со — со — со — поломалось колесо

су — су — су — видел я лису

ас — ас — ас — у нас свет погас

сы  — сы — сы — длинные усы

ос — ос — ос — на поляне много ос

ус — ус — ус — какой укус

аска — аска — аска — у Вовы каска

иска — иска — иска — на окне миска

са – са – са – в лесу бегает лиса

сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы

су – су – су – поймаю я лису

со – со – со – покатилось колесо

ас – ас – ас – пили мы из кружки квас

ус – ус – ус – мы несем арбуз

ос – ос – ос – сильный мороз(с)

ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс!

4. Стихи,скороговорки:

   

    Начинается считалка:

    На березу села галка,

     Две вороны, воробей,

     Три сороки, соловей.

      Шла кукушка мимо леса —

      За каким-то интересом,

      Инти, инти, интерес,

      Выходи на букву «с».

       За стеклянными дверями

       Стоит миска с пирогами.

      Здравствуй, Мишенька — дружок,

      Сколько стоит пирожок?

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Шел Санек по суше

И сосал сушку.

У осы не усы, не усищи, а усики.

 

     Везет Сенька Саньку

     С Сонькой на санках;

    Санки скок — Сеньку с ног,

     Саньку в бок, Соньку в лоб.

     Самолет построим сами,

     Понесемся над лесами,

     Понесемся над лесами,

     А потом вернемся к маме

5. СИ— СИ— СИ    

    СЕ— СЕ— СЕ

    СЯ— СЯ— СЯ

    СЕ— СЕ— СЕ

синяк

север

сядь

косит

весенний

присядь

сила

сегодня

Люся

носилки

осенний

отсядь

сироп

седло

Вася

носи

осень

пересядь

ситро

секунда

Бася

василек

бисер

лисенок

Сибирь

секрет

Ася

босиком

ясень

поросенок

сирота

селедка

Дуся

укусил

просека

тесемка

сирень

село

бросил

высек

семь

лосенок

сияние

сельдь

персик

АСЬ — АСЬ — АСЬ

ОСЬ — ОСЬ — ОСЬ 

 УСЬ— УСЬ— УСЬ

 ЫCЬ – ЫСЬ – ЫСЬ

Карась, лосось, рысь, радость, крепость, гусь, восьмой, брысь, письмо, осень, лось

СВИ— СВЕ— СВЯ

СМИ— СМЕ— СМЯ

СПИ— СПЕ— СПЯ

СНИ— СНЕ— СНЯ

СТИ— СТЕ— СТЯ

Свисток, смирно, снимать, список, стирать;

Свет, смех, снегирь, спелая, стекло;        

Смять, святки, снять, спят, стяг.

6. Выучите наизусть чистоговорки, поговорки, стишки, загадки.

си — си  — си — сено накоси

СИ — се — се — ленточка в косе

ся — ся  — ся — плавники у карася

си — си — си — огонь не гаси

ась — ась — ась — вот какой карась

уСЬ — усь — усь — вот это гусь

ОСЬ — ось — ось — какой красивый лось

Си – си – си – едет Сима на такси

Се – се – се – на скамейку сели все

Ся – ся – ся – поймали карася

Ось – ось – ось – шел зимой по лесу лось

Усь – усь – усь – из реки выходит гусь

Ась – ась – ась – у меня тетрадь нашлась

ысь — ысь — ысь — вот такая рысь

ес — ес — ес — кругом хвойный лес

Бусы и бабуся

Купила Марусе бусы бабуся.

На рынке споткнулась бабуся о гуся...

Все бусы склевали по бусинке гуси.

(И. Демьянов.)

7.   У маленькой Сани сани едут сами.

     У Сени и Сани в сетях сом с усами.

       Везет Сеня с Саней Соню на санях.

      У сосенки-сосёнки поспели опёнки.

      В семеро саней

      По семеро в сани

      Уселись сами.

    Две сестрицы прилетели на сосну,

    Две сестрицы засвистели на весну:

    — Сколько света! Сколько света!

    Стала синей высота.

(В. Суслов)

     Сидит, сидит зайчик,

     Сидит, зайка серый

     Под кустом,

     Под кустом.

     Сидит белка на тележке,

     Продает она орешки:

      Лисичке-сестричке,

      Воробью, синичке,

      Мишке толстопятому,

      Заиньке усатому!

      Весной веселит,

     Летом холодит,

     Осенью питает,

     Зимой согревает.

(Дерево)

8.  Различение звуков С-СЬ

     СА— СЯ             АСА— АСЯ

      СО— СЕ             АСО— АСЕ

     СУ— СЮ     АСУ— АСЮ

     СЫ— СИ    АСЫ— АСИ

Сито, сыты, бас, бис, нос, ось, сор, рис, Саня, Сеня, сила, сельдь, сельдерей, коса, роса, Вася, весы, сад, гуси.

Лес, лесок, лесистый, соловей, смелый, смородина, сосиски, увесистый, голосистый, волосатый, лисята, лиса, поросенок, искристый, волнистый, грустный, веселый, сумерки, суета, ситец, серия, вырасти, гусеница, гусь, гусыня, гусенок.

Собирать апельсины. Сладкий персик. Соленая селедка. Сеять просо. Свежий салат. Сильный носорог. Синий сарафан. Весенний лес. Голосистый соловей. Полосатая косынка. Седая старушка. Сочные листья. Вкусная капуста. Старая стена.

   Сима, Настя и Ася гуляли в сквере. Они много бегали, поэтому устали и сели на скамейку от дохнуть. Ася села на середину скамейки, Сима — справа, а Настя — слева.

Кто гулял в сквере?

Почему девочки сели на скамейку?

Кто сел на середину скамейки?

Кто сидел справа от Аси?

Кто сидел слева от Аси?

Попросите ребенка назвать посуду, в названии которой есть звук с. (Самовар, сковорода, кастрюля, стакан, солонка, миска, сахарница).

9. Выучите наизусть стихи, чистоговорки, загадки, потешки.

          са — са — са — кусается оса

         си — си — си — свечу не гаси

         ис — ис — ис — вкусный рис

         ас — ас — ас   — я встретил вас

          со — со — со   — высыпали просо

          се — се — се   — ленточки в косе

          ес — ес — ес   — сосновый лес

         су — су — су — несу косу

          ус — ус — ус   — хороший вкус

          сы — сы — сы — тикают часы

             ыс — ыс — ыс  — мы ловим крыс

        ось — ось — ось — пришел лось

        ась — ась — ась — приплыл карась

        усь — усь — усь — я учусь

        ысь — ысь — ысь — сбежала рысь

          За мамой — слонихой

         Топал слоненок.

        За мамой — лисицей

          Крался лисенок.

         Коси коса сено сама.

         Сеть тяну, рыбу ловлю.

        Попало немало:

        Семь окуней, пятьдесят карасей.

10. Лисичка — сестричка

      Сидит за кустом.

     Лисичка — сестричка

     Машет хвостом.

(Г. Цыферов)

     Черепаха всех смешит,

     Потому что не спешит.

     Но куда спешить тому,

     Кто всегда в своем дому.

(Б. Заходер)

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала со смехом соседке синица:

— Стать самой скрипучей сорока стремится!

Сидели, свистели

Семь свиристелей.

Сидел воробей на сосне,

Заснул — и свалился во сне.

 Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Мост — как синее стекло:

Скользко, весело, светло.            

                                               (Лед)

Летом вырастают, а осенью опадают.

                                                            (Листья)

Не в свои сани не садись.

Сова о сове, а всяк о себе.

Где сладкий сок — туда и мухи скок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков [С-С*]

Различение звуков по твёрдости-мягкости не просто дается дошкольникам. Представляю подборку материала с заданиями по дифференциации "с-с*"....

Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков [С-С*]

Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков [С-С*]...

Картотека речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков.

Данная картотека создана для закрепления поставленных звуков в предложениях и связной речи . Здесь представлены чистоговорки и стихотворения, насыщенные отрабатываемыми звуками....

Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.

Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.М.: Гном и Д, 2007В данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации свистящи...

Картотека речевого материала по автоматизации и дифференциации звуков

Подборка речевых игр и упражнений, направленых на автоматизацию и дифференциацию групп звков (с), (з). Использование данного материала способствует более быстрой коррекции звукоппоизношения в игровой ...

Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Речевой материал Е.Н Спивак  для автоматизации звуков речи Л,Ль,Р,Рь,Й...

Л, Ль, Р, Рь Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Л, Ль, Р, РьРечевой материалдля автоматизации и дифференциациизвуков у детей 5-7 лет...