«Учите детей отгадывать загадки»
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленький цветочек»
Консультация для педагогов
«Учите детей отгадывать загадки»
Подготовила:
Учитель-логопед:
Королева Оксана Валерьевна
п. Полотняный Завод 2018г.
Что такое загадки? Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Вы, наверное, удивитесь, узнав, что наши далёкие предки тоже очень любили загадки и даже устраивали вечера загадок. Эти вечера обычно проходили в зимнее время, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова (а именно к таковым и относились загадки), т.к. они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немного повеселиться, отдохнуть, вот тогда и устраивались эти праздники загадок и всевозможных гаданий.
Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров поэзии. Но интересно, что большинство возникших давным-давно загадок, воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка про морковь: «Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» — одинаково воспринималась и в глубокой старине и сейчас.
Что же явилось толчком для появления на свет первых загадок. Считается, что люди древнейших эпох были уверены, что иносказительной речью можно обмануть животных и растения, воздействовать на силы природы, которые якобы способны понимать человеческий язык. Животные, а так же предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или, наоборот, не навлечь на себя или домашний скот беду. Поэтому в русских сказках и загадках волк не иначе как бирюк или серый, лиса – рыжая или Патрикеевна, медведь – Михайло Потапыч или косолапый. Кстати о медведе. Ранее его имя звучало как «орктос», но произносить название этого лесного пугала было нельзя, чтобы не было худа. Вот и выдумали древние люди заменитель имени – медоед – который не обладал никакой силой и не мог повлечь за собой опасности. Но через несколько поколений наши предки, видимо забыли, что слово «медведь» совсем не опасное, и стали его снова заменять называя то «Мишкой», то «Топтыгиным», то «Косолапым», лишь бы обойти его настоящее медвежье имя. А в загадках он почему-то называется ещё и коровой.
Как предполагают учёные, загадки являлись в древности средством обучения молодёжи иносказительной речи, запоминания тайных слов. Много столетий назад загадки использовались в военных, дипломатических делах, а также в разного рода состязаниях мудрости и находчивости во время свадебного обряда. Следует отметить, что загадки всегда служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим.
В чём же секрет, оригинальность загадок и почему они не потеряли актуальности до сих пор?
Загадки – это жанр народного творчества, в котором нашли своё отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Развивая мышление, загадка стремилась через своё поэтическое «Окошечко» познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь его внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые не всегда видимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. Загадки – это курс народного мировидения.
А как строятся загадки? Обычно в них используются сравнения, противопоставления, отрицания, но чаще всего душой загадки является метафора. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична! И в самом деле, разве может быть, например, живое существо без рук, без ног и чтоб рисовало?! Оказывается, может – мороз! Вслушивание в звучание загадок, умение чувствовать особую интонацию, рифму, ритм загадок развивают речевой слух.
В загадке важно каждое слово. Поэтому его нужно произносить чётко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы. Загадывать загадку – значит как бы ставить задачу.
Ещё одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку.
Итак, пора подводить итоги.
Загадки:
- учат молодых иносказительной речи;
- учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;
- расширяют кругозор и представления об окружающем мире;
- помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ;
- развивают воображение, речь, любознательность;
- тренируют память.
Ох, не простое это дело отгадывать загадки! Но сколько же надо было иметь таланта, мастерства, изобретательности, выдумки, юмора, чтобы такие загадки создать!
Держит девочка в руке
Облако на стебельке.
Что это? Догадались? Ну конечно же – это одуванчик!
А теперь попробуйте сами составить загадку про любой цветок с детьми. Можете потренироваться вместе с нами, придумав продолжение загадки:
Наш цветок похож на звонок…
(Только он растёт не в школе, а в поле.
Только он звенит не на урок.
Только очень нежный и душистый.
Какой вариант вам нравится больше? Нам второй, т.к. рифмуются слова (звонок – урок)
Потренируйтесь в составлении загадок, учите детей отгадывать и самим придумывать загадки! Для этого не нужно много времени. Гуляете с детьми на прогулке и придумываете загадки про то, что видите вокруг: про листья, про деревья, про качели и дома…
Удачи вам в ваших начинаниях!
Литература:
1. Волина В. В. Загадки от А до Я. Санкт-Петербург Дидактика Плюс 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".
В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....
учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...
Учим детей отгадывать загадки
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...
Учим детей отгадывать загадки
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...
Статья "Учим детей отгадывать загадки"
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...
Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"
Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...
Учим детей отгадывать загадки
родителям на заметку...