«Учите детей отгадывать загадки»
консультация по логопедии

Королёва Оксана Валерьевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_pedagog._zagadki.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                   детский сад «Аленький цветочек»

Консультация для педагогов

«Учите детей отгадывать загадки»

                                                                                                           

                                                                                                Подготовила:

Учитель-логопед:

Королева Оксана Валерьевна

п. Полотняный Завод 2018г.

Что такое загадки? Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что наши далёкие предки тоже очень любили загадки и даже устраивали вечера загадок. Эти вечера обычно проходили в зимнее время, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова (а именно к таковым и относились загадки), т.к. они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немного повеселиться, отдохнуть, вот тогда и устраивались эти праздники загадок и всевозможных гаданий.

Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров поэзии. Но интересно, что большинство возникших давным-давно загадок, воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка про морковь: «Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» — одинаково воспринималась и в глубокой старине и сейчас.

Что же явилось толчком для появления на свет первых загадок. Считается, что люди древнейших эпох были уверены, что иносказительной речью  можно обмануть животных и растения, воздействовать на силы природы, которые якобы способны понимать человеческий язык. Животные, а так же предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или, наоборот, не навлечь на себя или домашний скот беду. Поэтому в русских сказках и загадках волк не иначе как бирюк или серый, лиса – рыжая или Патрикеевна, медведь – Михайло Потапыч или косолапый.  Кстати о медведе. Ранее его имя звучало как «орктос», но произносить название этого лесного пугала было нельзя, чтобы не было худа. Вот и выдумали древние люди заменитель имени – медоед – который не обладал никакой силой и не мог повлечь за собой опасности. Но через несколько поколений наши предки, видимо забыли, что слово «медведь» совсем не опасное, и стали его снова заменять называя то «Мишкой», то «Топтыгиным», то «Косолапым», лишь бы обойти его настоящее медвежье имя. А в загадках он почему-то называется ещё и коровой.

Как предполагают учёные, загадки являлись в древности средством обучения молодёжи иносказительной речи, запоминания тайных слов. Много столетий назад загадки использовались в военных, дипломатических делах, а также в разного рода состязаниях мудрости и находчивости во время свадебного обряда. Следует отметить, что загадки всегда служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим.

В чём же секрет, оригинальность загадок и почему они не потеряли актуальности до сих пор?

Загадки – это жанр народного творчества, в котором нашли своё отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Развивая мышление, загадка стремилась через своё поэтическое «Окошечко» познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь его внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые не всегда видимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. Загадки – это курс народного мировидения.

А как строятся загадки? Обычно в них используются сравнения, противопоставления, отрицания, но чаще всего душой загадки является метафора. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична! И в самом деле, разве  может быть, например, живое существо без рук, без ног и чтоб рисовало?! Оказывается, может – мороз! Вслушивание в звучание загадок, умение чувствовать особую интонацию, рифму, ритм загадок развивают речевой слух.

В загадке важно каждое слово. Поэтому его нужно произносить чётко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы. Загадывать загадку – значит как бы ставить задачу.

Ещё одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку.

Итак, пора подводить итоги.

Загадки:

  • учат молодых иносказительной речи;
  • учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;
  • расширяют кругозор и представления об окружающем мире;
  • помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ;
  • развивают воображение, речь, любознательность;
  • тренируют память.

Ох, не простое это дело отгадывать загадки! Но сколько же надо было иметь таланта, мастерства, изобретательности, выдумки, юмора, чтобы такие загадки создать!

Держит девочка в руке

Облако на стебельке.

Что это? Догадались? Ну конечно же – это одуванчик!

А теперь попробуйте сами составить загадку про любой цветок с детьми. Можете потренироваться вместе с нами, придумав продолжение загадки:

Наш цветок похож на звонок…

(Только он растёт не в школе, а в поле.

Только он звенит не на урок.

Только очень нежный и душистый.

Какой вариант вам нравится больше? Нам второй, т.к. рифмуются слова (звонок – урок)

Потренируйтесь в составлении загадок, учите детей отгадывать и самим придумывать загадки! Для этого не нужно много времени. Гуляете с детьми на прогулке и придумываете загадки про то, что видите вокруг: про листья, про деревья, про качели и дома…

Удачи вам в ваших начинаниях!

Литература:

1.       Волина В. В. Загадки от А до Я. Санкт-Петербург Дидактика Плюс 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                     В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Статья "Учим детей отгадывать загадки"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Учим детей отгадывать загадки

родителям на заметку...