Сказкотерапия в коррекционной работе логопеда.
статья по логопедии
Что такое сказкотерапия?
Как ее можно использовать в работе логопеда и с какой целью?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда.
Смирнова Н. С. - учитель-логопед
ГБОУ «Школа №2083» ОП «Родники» ДОП «Семицветик».
В последнее время значительно увеличивается число детей с ОВЗ, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас). Патология речи все чаще сопряжена с проблемами неврологического, психологического и социально-культурного порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику. Нарушения речи, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, затруднит их обучение в школе и дальнейшую социализацию. Оказание помощи детям с ОВЗ должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие их речи.
Данная проблема подтолкнула к поиску новых методов и приемов эффективной работы учителя-логопеда для совершенствования всех компонентов речевой системы детей, повышения их интереса к занятиям и коррекционному процессу.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выделили для себя метод сказкотерапии. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности.
Возможности сказок огромны: рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям.
Целью сказкотерапии в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;
- развитие фонематического восприятия;
- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
- расширение и активизация словаря;
- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;
- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Воспитательные задачи:
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Эффективность логопедической работы повышается за счёт включения сказки как эмоционального компонента в образовательный материал. Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии, используемые в логопедической работе:
-превращение занятия в сказочный сюжет;
-привлечение к занятию сказочного героя;
-употребление фрагментов из сказок;
-придумывание сказок.
Широко используются в логопедической работе логосказки.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Артикуляционные сказки.
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.
В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания. В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы. В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.
Пальчиковые логопедические сказки.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Фонетические сказки.
Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие.
Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук. Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.
Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.
Например, найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.
Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.
Лексико – грамматические сказки.
Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.
Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)
Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)
По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.
Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).
Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.
Сказки для обучения грамоте.
Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетов, придумыванию сказок, сказочных историй.
Основными приемами сказкотерапии при формировании связной речи являются:
- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.
- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»
- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.
- Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.
- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
- Придумывание нового сюжета известной сказки, меняя персонажи местами.
- Придумывание собственных сказок с различными героями, опираясь на алгоритм составления сказки (игра «Жили-были»)
Рассказывание сказок сопровождается действиями на магнитной доске, в настольном и кукольном театре.
В рамках совместного педагогического проекта по сказкотерапии учителем-логопедом и психологом была создана игра «Расскажи мне сказку», которая является своего рода логосказкой.
Основной целью данной игры является развитие связной речи и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Были придуманы двенадцать пиктограмм, имеющие определенное значение. Соответственно им разработаны двенадцать кубиков-подсказок с изображениями различных предметов, действий, эмоций и чувств.
На первых этапах игры, педагог выставляет в соответствии с сюжетом пиктограммы, а дети, используя кубики-подсказки, сочиняют сказку.
На втором этапе игры дети сами выставляют пиктограммы и соответственно сочиняют сказку, подбирая кубики.
На третьем этапе игры дети подбрасывают кубики. В зависимости от того что выпало выкладывают пиктограммы и составляют сказку.
Основные условия игры: не перебивать друг друга (у кого кубик, тот говорит), соблюдать логичность сюжета, уметь дать характеристику своим героям. По окончании игры сказка записывается учителем-логопедом, а дети делают иллюстрации к ней. На музыкальных занятиях прослушивают музыку и сопоставляют с героями своих сказок, заново проигрывая их.
Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.
У детей активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.
Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
- создавать благоприятную среду, способствующую сотрудничеству педагогов с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....
Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...
Выступление из опыта работы Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ в проекте "На истоках сказки"
Проектная деятельность в старшей комбинированной группе...
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»....
«Сказкотерапия как метод в коррекционной работе логопеда».
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...
Сказкотерапия как метод в коррекционной работе логопеда.
Влияние сказкотерапии:На эмоционально-волевую сферу ребенка, возникшие у него эмоциональные проблемы, развитие его личности, формирование созидательной системы ценностей (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.)Н...
«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»
laquo;Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»...