Проект по теме: «Развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи»
проект по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 47 комбинированного вида
Проект по теме:
«Развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи»
подготовил учитель - логопед
Абашева Виктория Витальевна
г. Ачинск
2015г
Возраст детей: 5-6 лет.
Длительность проекта: сентябрь - апрель.
Стратегия осуществления проекта:
- Мотивация.
- Организация предметно познавательной среды.
- Совместная деятельность (воспитатели, дети, логопед).
- Результат (представление проекта)
Показатели успешности проекта:
В ходе реализации проекта я предполагаю, что уровень восприятия детей станет выше среднего или высоким. Увеличится объем восприятия, его целостность, осмысленность и обобщенность. Предполагаю, что предложенные дидактические игры и дидактические упражнения помогут преодолеть признаки нарушения письма и речи. Надеюсь, что предложенные консультации для родителей принесут практическую пользу.
Актуальность проекта:
Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития восприятия. Восприятие тесно взаимосвязано с речью. Различные виды восприятия создают ту чувственную основу, на которой формируется речь. Многие исследования указывают на недостаточную сформированность различных видов восприятия у детей с нарушениями речи. С детьми с речевой патологией необходимо работать над точностью, обобщенностью восприятия, над расширением его объема.
Цель проекта:
Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями речи.
Задачи проекта:
1. Развитие разных видов восприятия.
2. Профилактика дисграфи и дислексии у детей дошкольного возраста.
3.Повысить педагогический уровень родителей по данному вопросу. Обучить родителей игровым приемам.
Обеспечение проекта:
- Агронович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших
- дошкольников.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.
- Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией.
- Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.
- Лалаева Р.И. Нарушение чтения.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.
- «Развитие восприятия дошкольников с нарушениями речи» Логопед в детском саду №8 2009
- «Фонематический слух и фонематическое восприятие» Логопед в детском саду №3 2009
- Серия «Конфетка»: Осень. Зима. Весна. Узнаю буквы. Занимательная фонетика. Различаем буквы и звуки. Решаем ребусы.
- Дидактические игры, дидактические упражнения, таблицы, схемы описания, коллекция игрушек, картотеки.
Методы проекта:
Наглядные (схемы, иллюстрации, консультации).
Словесные (чтение художественной литературы).
Практические (дидактические игры и упражнения).
Формы организации проекта:
Специально организованная деятельность детей.
Совместная деятельность с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Этапы осуществления проекта:
Организационный: сентябрь – октябрь.
Реализация проекта: ноябрь – апрель.
Перспективное планирование проектной деятельности по теме «Восприятие»
Мелкая моторика | Лексико – грамматический строй речи | Связная речь | |
сентябрь октябрь - | Знакомство с литературой по данной проблеме и оснащение кабинета необходимыми дидактическими играми и таблицами. | ||
ноябрь | «Мозаика», «Сложи узор», «Куда ведут дороги». Цель: развитие зрительного и пространственного восприятия, восприятие формы и цвета. «Рисуем по клеточкам». Цель: развитие пространственного восприятия. | «Что изменилось», «Найди два одинаковых». Цель: развитие зрительного восприятия. «На какую фигуру похожи». Цель: развитие восприятия формы. «Где спрятались животные». Цель: развитие пространственного восприятия. | «Подскажи словечко». Цель: развитие слухового восприятия. «Что, где», «Далеко - близко». Цель: развитие восприятия пространства. |
декабрь | «Игры с палочками», д/игра «Хамелеон». Цель: развитие восприятия цвета и пространства. «Разрезные картинки». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятие пространства и цвета. «Рисуем точками». Цель: развитие пространственного восприятия. | «Сравни предметы», «Большой - маленький». Цель: развитие восприятия величины предметов. Д/игра «Контуры». Цель: развитие зрительного восприятия | Д/упражнения «Что бывает чаще». Цель: развитие пространственно-временных представлений ребенка. «Загадки». Цель: развитие восприятия формы, цвета, движения и времени. «Понимание текста». Цель: развитие всех видов восприятия. |
январь | «Игры с прищепками», д/упражнения «Дорисуй узор». Цель: развитие пространственных представлений, восприятие формы и цвета. | Д/упражнения «Чего не хватает», «Чем похожи», «Из каких фигур сложили». Цель: развитие пространственного и зрительного восприятия. | «Так не бывает». Цель: развитие восприятия времени и пространства. «Найди 10 отличий», «Опиши предмет так, чтобы я узнал». Цель: развитие зрительного восприятия. |
февраль | «Что хотел нарисовать художник». Цель: развитие зрительного восприятия. «Белый лист». Цель: развитие восприятия формы, развитие осязательного восприятия. | «Контуры». Цель: развитие зрительного восприятия. «Сделай и замри». Цель: развитие пространственных представлений. «Ориентирование». Цель: развитие пространственного восприятия. | «Что сначала, что потом», «Что перепутал художник». Цель: развитие восприятия времени. «Неожиданный конец», «Времена года». Цель: развитие восприятия времени. |
март | «Чудесный мешочек». Цель: развитие осязательного восприятия. «Лабиринты». Цель: развитие пространственного восприятия. | «Ребусы». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия пространства. «Сколько». Цель: развитие восприятия формы. | «Узнай и объясни», «Истории в картинках». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия времени. «Аналогии». Цель: развитие всех видов восприятия. |
апрель | «Игры с песком», «Секрет». Цель: развитие восприятия цвета, формы и пространства. | Д/игры «Домик предлогов». Цель: развитие пространственного восприятия. «Изографы». Цель: развитие зрительного восприятия. | «Когда это бывает», «Расскажи свою сказку». Цель: развитие восприятия времени. «Играем с глаголами». Цель: развитие пространственного восприятия, восприятия времени. |
Фонематические процессы (в течение всего года)
Цель: развитие слухового восприятия.
Дидактические игры на узнавание не речевых звуков (картотека).
«Кто так кричит?»
«Повтори, не запнись»
«Гласный - согласный»
«Твердый - мягкий»
«Глухой - звонкий»
«Цепочка»
«Место звука»
«Найди картинку»
«Звуки по порядку»
«Замени первый звук»
«Назови с заданным звуком»
«Деформированные фразы»
«Сложные слова»
Чтение (в течение всего года)
Цель: развитие пространственного и зрительного восприятия.
«Сходства и различия»
«На что похожа»
«Назови перечеркнутую букву»
«Обведи неправильную букву»
«Недостающий элемент»
«Полубуква»
«Буквы перепутались»
«Назови знакомые буквы»
«Назови спрятанные буквы»
Консультации для родителей в декабре «Фонематическое восприятие».
В марте проведение круглого стола с родителями на тему: «Дидактические игры по восприятию».
Список используемой литературы:
- Агронович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших дошкольников. – С-П.: «Детство-Пресс», 2003г
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: «Академия развития», 1997г
- Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. – М.: «Просвещение», 2001г
- Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М.: «Просвещение», 1999г
- Лалаева Р.И. Нарушение чтения. – С-П.: «Союз», 2001г
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996г
- Журнал «Логопед в детском саду» №8/ 2009г
- Журнал « Логопед в детском саду» №3/ 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Семинар-практикум для родителей на тему:«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта посредством применения компьютерных игр»
Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития фонематического восприятия у детей....
Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...
Проект На тему: «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
Актуальность ...
Тренинг для родителей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи»
Обучить родителей игровым способам развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи....
Мастер-класс для педагогов "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
Мастер-класс "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" разработан для того, чтобы помочь педагогам правильно организовать в условиях ...
«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ»
Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия....