Проект "Чудеса на песке"
проект по логопедии (старшая группа)
Проект создан по развитию речи с использованием кинетического песка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudesa_na_peske.docx | 470.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 « Ёлочка» комбинированного вида города Белово»
Автор-составитель: Максимова В.Ю.
учитель-логопед
Содержание
Пояснительная записка……………………………………….………….……..3
Основные формы реализации проекта ……………………………………..…5
Предполагаемый результат ……………………………………………………6
Этапы проведения проекта…………………………………………..…...…….8
Литература……………………….……………………………………………..11
Пояснительная записка
Проблема здоровьесбережения в условиях ДОУ очень актуальна для детей с речевой патологией, которые, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Характерологическими особенностями детей с тяжелыми нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей имеющих речевую патологию. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного обучения в школе. Речь – одна из главных линий, развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живём.
Данные логопедических исследований показывают, что за последнее время поступающих в школу число дошкольников с правильной речью уменьшилось в 5 раз. Данные анализа подтверждают необходимость создания такой системы работы в детском саду, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную.
Учитывая актуальность проблемы, передо мной, как перед логопедом, на современном этапе развития дошкольного образования одной из главных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений посредством использования метода работы с кинетическим песком.
Основные преимущества этого метода:
- в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
- повышает мотивацию к занятиям;
- способствует повышению работоспособности, улучшению памяти, внимания и мышления;
- нормализует состояние нервной системы, снижает уровень утомляемости;
- улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние;
- игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние;
- игры в песочнице активизируют активный словарный запас детей.
Использование мини-песочницы подразумевает воздействие через тактильные ощущения. Стимулирование мелкой моторики, наличие когнитивной основы речевого высказывания, в котором ребёнок с тяжёлым нарушением речи принимает активное, деятельное участие. Многообразие воздействия дополняется особой атмосферой занятия – путешествия в сказочную Песочную страну, использование ритуальных фигурок, подвижность детей в ходе когнитивной и речевой деятельности. Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т.к. песочный мир – это мир под его контролем.
Таким образом, работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в процессе осуществления проекта, убеждает нас в том, что кинетический песок действительно является уникальным средством для развития мелкой моторики, речи, памяти и внимания, а также творческих способностей детей. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя уверенным и успешным. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающая пескотерапия оптимизирует процесс коррекции речи, и способствуют оздоровлению всего организма ребенка в целом.
Цель проекта: оптимизация условий логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, посредством использования кинетического песка.
Задачи:
- повысить интерес к логопедическим занятиям;
- активизировать словарный запас, развитие лексико-грамматических категорий;
- учить выполнять двигательные действия без лишней мышечной напряжённости;
- развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление);
-осуществлять коррекцию речи и поведения.
Методы и технологии коррекционной работы с кинетическим песком:
- творческий рассказ
- ситуативная беседа
- коммуникативные игры,
- моделирование ситуации,
- пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения,
- применение биоэнергопластики
- метод проигрывания ролей (инсценировки)
-интерактивные технологии
Приемы, используемые на занятии:
«поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.);
«пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.);
«пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).
Организацию игр-занятий с пескомможно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.
Основные направления пескотерапии, используемые в логопедической работе:
- формированию фонематического слуха и восприятия,
- работа над слоговой структурой,
- расширение словарного запаса,
- развитию связной речи,
- развитие высших психических функций,
- развитие моторики, конструктивного праксиса.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Для работы можно использовать фартуки.
5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Примерный режим работы:
1-раз в неделю индивидуальное занятие (по усмотрению логопеда тема занятия повторяется).
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Состав группы: постоянный (дети с ТНР 5-8лет)
Оборудование для игр с кинетическим песком
Стол, глубокая песочница с бортами, наборы кинетического песка 6 цветов.
Дополнительный материал:
- формочки для работы с песком,
- наборы тематических игрушек,
- дидактические игры (счётные палочки, магнитная азбука), строительный материал, трафареты.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу дает следующие результаты:
- возрастает интерес к логопедическим занятиям;
-обогащение словарного запаса;
- дети чувствуют себя более успешными, нет места монотонности и скуке;
- усиливается личностная заинтересованность ребенка в происходящем;
- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка;
- более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают;
- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика.
Основные этапы проекта:
Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.
Второй этап – диагностическо - методический.
-Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
-Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
-Создание банка идей и предложений;
-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, систематизации образовательного процесса;
-Определение задач воспитательно-образовательного процесса
Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.
Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта.
Сотрудничество с родителями воспитанников
- Дни общения;
- Дни открытых дверей;
- Выпуск буклетов, памяток, газеты «Говорим правильно»;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- семинары-практикумы, мастер-классы;
- родительские гостиные;
- обратная связь на сайте ДОУ (вопросы и пожелания).
Правила игры с кинетическим песком:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Этапы реализация проекта
Срок реализации | Мероприятия с детьми | Цель |
октябрь | Педагогическое обследование детей | Оценка индивидуального развития детей с помощью игр с кинетическим песком |
«Путешествие в песочную страну» | Формирование пространственных представлений, учить понимать смысл пространственных отношений | |
«Поможем бабушке посадить огород» | Закрепление знаний об овощах и фруктах, создавать условия и мотивацию для речевого развития детей | |
«Чего не стало» | Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. | |
Ноябрь | «Подбери слово» | Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (Котёнок-ласковый, ложка - пластмассовая). |
«Жадина» | Согласование притяжательных местоимений с существительным (мой ёжик, моя лопата). Совершенствовать умение отвечать на вопросы. | |
«Какой, какая, какие?» | Активизация словарного запаса прилагательных. Создавать условия для использования диалогической речи со взрослым. | |
Сказка «Как медведь путешествовал на машине» | Образование слов с приставками (едет, выехала, заехала, переехала, ехала, отъехала) | |
Декабрь | «Назови семью» | Закрепление названий животных (конь-лошадь-жеребенок) |
«Угощение для Карлсона» | Отыскивание картинок с продуктами в песке, закрепление относительных прилагательных (сок из яблока-яблочный) | |
«Угадай слово» | Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Создавать мотивацию для речевого развития. | |
«Зверята на дорожках» | Закрепление притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа). Стимулировать желание отвечать на вопросы и вступать в речевое взаимодействие. | |
Январь | «Юные археологи» | Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал). |
«Четвертый лишний» | Развитие внимания, мышления, речевой активности. Создавать условия для использования распространенных фразовых высказываний | |
«О чем мечтает Буратино?» | Усвоение категорий предложного падежа. Совершенствовать умение отвечать на вопросы. | |
«Чего не бывает?» | Усвоение категорий родительного падежа. Активизировать речь детей через развитие умения организовывать действия свои и других. | |
Февраль | «Сосчитай до 5» | Согласование числительных с существительным. Развивать самоконтроль за произнесением поставленных и автоматизированных звуков. |
«Скажи наоборот» | Употребление слов антонимов (шарф чистый-шарф-грязный). Учить понимать и уточнять смысл слов. | |
«Что справа, а что слева» | Ориентация в пространстве, построение предложений ( справа машине, а слева-самолет). Развивать правильную связную речь, свойства и качества мышления, внимание и наблюдательность. | |
«Большой – маленький» | Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пес-песик, кукла-куколка). Создавать условия для развития речевой инициативы. | |
Март | «Найди клад, составь предложение» | Активизировать умение строить предложения. Развитие памяти, мышления, связной речи |
«Кто кем будет?» | Усвоение категорий творительного падежа (котенок будет котом). Формировать умение работать в группе сверстников. | |
«Один – много» | Употребление существительных во множественном числе (дерево-деревья). Осуществлять самоконтроль за звукопроизношением | |
«Гномик и великан» | Образование слов с ласкательными и увеличительными оттенками (нос-носище, таракан-тараканице) | |
Апрель | «Строители» | Употребление простых и сложных предлогов. Развивать фразовую речь |
«Слова-родственники» | Употребление родственных слов (береза-березы-березка-березовый). Развивать умения понимать и отвечать на поставленные вопросы | |
«Отгадай животное» | Составление детьми загадок о животных. Уточнять и закреплять представления о домашних и диких животных. | |
«Придумай рифму» | Развивать фонематические представления (Маша-каша, букашка-ромашка). Формировать взаимодействие со сверстниками. |
Литература
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСПиП, 1998.
3. Кобзарева, Л.Г., М.П.Резунова. Игры и упражнения для разщвития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.
7. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
8. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
9. Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...
«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого
Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...
Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »
Цель: формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...
Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.
Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"
Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...
Изучение свойств песка и строительство из песка
В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...