Работа над звуковой культурой речи в детском саду
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед - воспитателям
Сообщение на тему «Работа над звуковой культурой речи в детском саду» Часть первая.
Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно готов к обучению в школе, он будет успешен в будущем, сможет выбрать себе ту профессию, о которой мечтает. Правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. Вот почему дети, страдающие нарушениями устной речи, могут стать в школе потенциальными дислексиками и дисграфиками. По статистике процент детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения. И здесь, когда малыш 3 летнего возраста по каким то причинам не может посещать логопеда, воспитатель становится главным помощником в становлении предпосылок для правильного звукопроизношения. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. Ведь дети младшего и среднего дошкольного возраста могут испытывать много речевых проблем.
-Проблемы:
- Невнятная речь -1) нарушено звукопроизношение2) вялая артикуляция
- Смешение звуков -неразвит фонематический слух
- Неоконченные фразы -1) нарушен грамматический строй речи2) слабый речевой выдох
Для правильного произнесения звука необходимо:
- Подвижность органов артикуляции
- Развитое речевое дыхание
- Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Развитие мелкой моторики- оно также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.
Внимание воспитателей массовых групп к этим составляющим очень важно. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, на развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к коррекционной логопедической работе с ними в дальнейшем, которая будет, несомненно, протекать успешнее.
Сегодня мне хотелось бы рассказать о артикуляционных упражнениях, как о базе, с помощью которой у детей будет формироваться произносительная система родного языка или произойдут существенные улучшения в уже имеющемся звуковом оформлении речи.
Хотелось бы заранее успокоить воспитателей- ничего сложного в проведении артикуляционной гимнастики нет. Важно лишь соблюдать некоторые правила.
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы упражнений, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.
Начиная с трех лет у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти. С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования и к выполнению артикуляционной гимнастики.
Уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. Закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.
В подготовительной к школе группе (да и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):
а) гласных: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;
б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г;
в) носовых и сонорных: м — л, н — л;
г) губных и язычных: б — д, ф — х;
д) взрывных и щелевых: б — в, к — х;
е) переднеязычных и заднеязычных: с — х, д — г.
Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов.
Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: “Губы умеют улыбаться, когда мы произносим и, умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим у”, и т.д.
Как и когда следует проводить артикуляционную гимнастику?
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 мин. Не следует предлагать детям более двух-трех упражнений.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом: а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, б) показывает его выполнение, в) упражнение выполняют все дети, г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно,— это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения , подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»).
Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по 2—5 мин 2 раза в день — утром и вечером).
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду тех детей, у которых при выполнении упражнений долго не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.
Поверьте, применять данные упражнения постоянно и повсеместно — это совсем не сложно! Так, рассказывая детям о животных, можно познакомить с базовыми артикуляционными упражнениями: «Хоботок», «Улыбка», «Бегемот» и т.д. Вытянуть длинный «хоботок», как у слона (губы вместе вытянуты вперед); показать широкую улыбку лягушки; открыть широко рот, как бегемот. Упражнения проходят с интересом, если они обыгрываются воспитателем, который рассказывает при этом выдуманную им историю. Можно придумывать истории с продолжением, благодаря чему у детей легче происходит закрепление полученного материала и усваивание нового. Использование артикуляционных упражнений могут стать неотъемлемой частью занятий, направленных на развитие речевого аппарата, а также речи в целом.
Часть вторая. Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики
План-конспект
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: зеркала, Божья коровка, Солнышко, пупс Малыш, картинки: Бегемот, Бабочка.
Ход мастер-класса:
Вводная часть (5 мин) знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
Основная часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.
Часть первая
Адаптированные сказки
Я рекомендую использовать сказки С. Кремневой, А. Константиновой и А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Малыш
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.
Заборчик Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.
Чистим зубы А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).
Месим тесто А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.
Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.
Блинчики А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.
Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно.
И для малыша доброе дело сделали. Дети - вы умненькие и старательные. Молодцы!
Бабочка и бегемот
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.
Бегемот Откроем широко рот и подержим его так.
Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»
А бегемот ей отвечает:
«Очень много там зверей
приходи смотреть скорей
в этот расчудесный парк
Что же это? …» (зоопарк)
И стали бабочка и бегемот дружить
Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Стал он её угощать вареньем.
Ели с наслажденьем,
И перепачкались вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать-
Ротик надо облизать.
Вкусное варенье Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.
Вкусное варенье съели,
Выпить чаю захотели
Где же наши чашки?
Чашка Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка.
После того, как наши друзья попили чай, бегемот рассказал интересную историю о том, как приплыл из Африки на Паруснике
Парусник Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его так.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Трудолюбивая божья коровка
(для детей старшего дошкольного возраста)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.
- Да ты просто красный жук, - вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники - сказало солнышко и рассказало, что нужно сделать чтоб пятнышки появились.
Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте откроем первую страницу.
Маляр Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.
Лошадка Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза).
Грибок Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать) к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.
Дятел Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»
Божья коровка так увлеклась работой, сделала упражнения вместе с нами и не заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по звуковой культуре речи
Консультация для воспитателей...
Место мелкой моторики в работе по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста
Место мелкой моторики в работе по звуковой культуре речи с детьмимладшего дошкольного возраста...
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Опыт работы "Звуковая культура речи в различных видах деятельности"....
статья на тему Организация работы по звуковой культуре речи у дошкольников
Материал посвящен вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Дано описание работы- методов обучения по разным возрастам- младшей, средней и старшей группах по организации звуковой кул...
Методическая разработка. Развитие речи: "Планирование работы по звуковой культуре речи ".
Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т.д.). В тоже время работа по звуковой культур...
Задачи и содержание работы по звуковой культуре речи в младших группах детского сада
Цель консультаций: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у д...
- Мне нравится (3)