«Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».
статья по логопедии (подготовительная группа)

На высших этапах развития мышления — в его логических формах — умственные действия осуществляются в плане внутренней речи, используются различные языковые системы. Этот этап развития подразделяют на две стадии: конкретно-понятийную и абстрактно-понятийную. Следовательно, осознаваемое мышление в зависимости от степени его обобщенности и опоры на восприятие, представления или понятия бывает трех видов. Вид мышления, первым из которых овладевает ребенок еще в раннем возрасте, которое является исторически и онтогенетический наиболее ранним видом мышления человека, связано с практическим действием над предметами, является наглядно-действенное. Поддьяков Н.Н. рассматривает наглядно-действенное мышление, прежде всего как основу для развития других, более сложных форм мышления. По практически-действенное мышление нельзя считать примитивной формой мышления; оно сохраняется и совершенствуется на протяжении всего развития человека. Для развития словесно-логического мышления важное значение имеет обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи планированию своей деятельности. В развитой форме этот вид мышления свойственен людям, занимающихся конструированием или изготовлением предметов. Наглядно-образное мышление — это вид мышления, который оперирует образами восприятия или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста. Наглядно-образное мышление, предпосылки, для возникновения которого, создаются уже в периоде развития наглядно-действенного мышления. Некоторые авторы (Запорожец А.В., Люблинская А.А.) считают возникновение наглядно-образного мышления решающим моментом умственного развития ребенка. Но условия его возникновения и механизмы его осуществления пока недостаточно освещены. В переходе от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению важная роль принадлежит речи (Розанова Т.В., Поддьяков Н.Н.). Усваивая словесные обозначения предметов, их признаков, отношений предметов ребенок приобретает способность осуществлять мыслительные действия с образами предметов, по мнению Розановой Т.В. Возникает возможность интериоризации действия в мысль. Мыслительные действия постепенно приобретают определенную самостоятельность, осуществляются посредством внутренней речи, возникающей в связи с наглядной ситуацией. Словесно-логическое, или абстрактное мышление — это мышление, выраженное во внешней или внутренней речи и оперирующее логическими формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями. Словесно-логическое мышление наиболее сложный вид мыслительной деятельности. Задачи решаются вербально, причем человек оперирует отвлеченными понятиями. Эта форма мышления иногда подразделяется на конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное мышление (Костюк Г. С). Па стадии конкретно-понятийного мышления ребенок отражает не только те предметные отношения, которые он познает путем своих практических действий, но так же и отношения, усвоенные им как знания в речевой форме. Ребенок может осуществлять основные мыслительные операции, развернуто рассуждать и делать умозаключения. Однако мыслительные операции на этой стадии еще связаны с конкретным содержанием, недостаточно обобщены, ребенок оказывается в состоянии мыслить по строгим требованиям логики только в пределах усвоения знаний, по утверждению Розановой Т.В. На стадии абстрактно-понятийного мышления мыслительные операции становятся обобщенными, взаимосвязанными и обратимыми, что позволяет произвольно совершать любые мыслительные операции применительно к разнообразному материалу. Как считает Розанова Т.В., у детей развивается способность обосновывать правильность своих суждений и выводов, контролировать процесс рассуждения, формируются умения переходить от краткого свернутого обоснования к развернутой системе доказательств и наоборот. Экспериментальные данные показывают, что особенности мышления у детей с ЗПР проявляются на всем протяжении школьного обучения и в развитии всех видов мышления. Очень важным является то обстоятельство, что полное развитие словесно-логического мышления может осуществляться только на основе полноценного развития других вышеназванных видов, представляющих вместе с тем в онтогенетическом плане более ранние этапы в развитии мыслительной деятельности. При выделении связей и отношений можно действовать по-разному. В одних случаях нужно реально изменить предметы, преобразовать их. Возможны случаи, когда отношения между вещами устанавливаются, не прибегая к практическому опыту или мысленному изменению вещей, а только путем рассуждения и умозаключения. Речь идет о словесно-логическом мышлении, поскольку в этом случае человек использует лишь слова, которые обозначают предметы, строит из них суждения, выполняет умозаключения. В процессе психического развития каждого ребенка исходной будет практическая деятельность, поскольку это наиболее простой ее вид. До 3-х лет включительно мышление в основном наглядно-действенное, поскольку ребенок еще не может мысленно представлять образы предметов, а действует только с реально существующими вещами. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, то есть в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной и прямой, как раньше. То есть дошкольники мыслят уже наглядными образами, но еще не владеют понятиями. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается сначала в простейших формах — отвлеченное мышление, то есть мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышления перестают теперь развиваться или вообще исчезают. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его обратным влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются в той или иной степени все виды мыслительной деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь

«Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».

На высших этапах развития мышления — в его логических формах — умственные действия осуществляются в плане внутренней речи, используются различные языковые системы. Этот этап развития подразделяют на две стадии: конкретно-понятийную и абстрактно-понятийную. Следовательно, осознаваемое мышление в зависимости от степени его обобщенности и опоры на восприятие, представления или понятия бывает трех видов. Вид мышления, первым из которых овладевает ребенок еще в раннем возрасте, которое является исторически и онтогенетический наиболее ранним видом мышления человека, связано с практическим действием над предметами, является наглядно-действенное. Поддьяков Н.Н. рассматривает наглядно-действенное мышление, прежде всего как основу для развития других, более сложных форм мышления. По практически-действенное мышление нельзя считать примитивной формой мышления; оно сохраняется и совершенствуется на протяжении всего развития человека. Для развития словесно-логического мышления важное значение имеет обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи планированию своей деятельности. В развитой форме этот вид мышления свойственен людям, занимающихся конструированием или изготовлением предметов. Наглядно-образное мышление — это вид мышления, который оперирует образами восприятия или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста. Наглядно-образное мышление, предпосылки, для возникновения которого, создаются уже в периоде развития наглядно-действенного мышления. Некоторые авторы (Запорожец А.В., Люблинская А.А.) считают возникновение наглядно-образного мышления решающим моментом умственного развития ребенка. Но условия его возникновения и механизмы его осуществления пока недостаточно освещены. В переходе от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению важная роль принадлежит речи (Розанова Т.В., Поддьяков Н.Н.). Усваивая словесные обозначения предметов, их признаков, отношений предметов ребенок приобретает способность осуществлять мыслительные действия с образами предметов, по мнению Розановой Т.В. Возникает возможность интериоризации действия в мысль. Мыслительные действия постепенно приобретают определенную самостоятельность, осуществляются посредством внутренней речи, возникающей в связи с наглядной ситуацией. Словесно-логическое, или абстрактное мышление — это мышление, выраженное во внешней или внутренней речи и оперирующее логическими формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями. Словесно-логическое мышление наиболее сложный вид мыслительной деятельности. Задачи решаются вербально, причем человек оперирует отвлеченными понятиями. Эта форма мышления иногда подразделяется на конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное мышление (Костюк Г. С). Па стадии конкретно-понятийного мышления ребенок отражает не только те предметные отношения, которые он познает путем своих практических действий, но так же и отношения, усвоенные им как знания в речевой форме. Ребенок может осуществлять основные мыслительные операции, развернуто рассуждать и делать умозаключения. Однако мыслительные операции на этой стадии еще связаны с конкретным содержанием, недостаточно обобщены, ребенок оказывается в состоянии мыслить по строгим требованиям логики только в пределах усвоения знаний, по утверждению Розановой Т.В. На стадии абстрактно-понятийного мышления мыслительные операции становятся обобщенными, взаимосвязанными и обратимыми, что позволяет произвольно совершать любые мыслительные операции применительно к разнообразному материалу. Как считает Розанова Т.В., у детей развивается способность обосновывать правильность своих суждений и выводов, контролировать процесс рассуждения, формируются умения переходить от краткого свернутого обоснования к развернутой системе доказательств и наоборот. Экспериментальные данные показывают, что особенности мышления у детей с ЗПР проявляются на всем протяжении школьного обучения и в развитии всех видов мышления. Очень важным является то обстоятельство, что полное развитие словесно-логического мышления может осуществляться только на основе полноценного развития других вышеназванных видов, представляющих вместе с тем в онтогенетическом плане более ранние этапы в развитии мыслительной деятельности. При выделении связей и отношений можно действовать по-разному. В одних случаях нужно реально изменить предметы, преобразовать их. Возможны случаи, когда отношения между вещами устанавливаются, не прибегая к практическому опыту или мысленному изменению вещей, а только путем рассуждения и умозаключения. Речь идет о словесно-логическом мышлении, поскольку в этом случае человек использует лишь слова, которые обозначают предметы, строит из них суждения, выполняет умозаключения. В процессе психического развития каждого ребенка исходной будет практическая деятельность, поскольку это наиболее простой ее вид. До 3-х лет включительно мышление в основном наглядно-действенное, поскольку ребенок еще не может мысленно представлять образы предметов, а действует только с реально существующими вещами. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, то есть в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной и прямой, как раньше. То есть дошкольники мыслят уже наглядными образами, но еще не владеют понятиями. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается сначала в простейших формах — отвлеченное мышление, то есть мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышления перестают теперь развиваться или вообще исчезают. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его обратным влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются в той или иной степени все виды мыслительной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное...

Семинар для педагогов "Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста"

Развитие логического мышления,функции логических игр.Практические советы  педагогам ....

Статья "Особенности развития логического мышления у дошкольников".

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое лог...

Особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и предста...

Основные особенности развития логического мышления у детей 6-7 лет

Одной из важных сторон развития личности дошкольника является развитое логическое мышление. Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взг...

Особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте.

Особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что о...