Статья из опыта работы «Особенности речи у детей с ОНР III уровня»
методическая разработка по логопедии

Лиханос Елизавета Александровна

Статья из опыта работы

 

«Особенности речи у детей с ОНР III уровня»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechi_u_detey_s_onr_iii_urovnya.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

«Особенности речи у детей с ОНР III уровня»

Автор: Лиханос Е.А.-

учитель-логопед МАДОУ МО

 г. Краснодар «Детский сад №216»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Авторы различных источников говорят о том, что при общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя [2].

 Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина характеризуют речевое развитие детей III уровня наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития [3].

Третий уровень общего речевого недоразвития, в книге Жуковой Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей, рассматривается как "обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя", представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка [1].

Дети, находящиеся на данном этапе речевого развития, уже могут вступать в диалог с окружающими, но под наблюдением взрослого, который вносит необходимые для собеседника пояснения.

Дети III уровня речевого недоразвития уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке) [3].

Но, несмотря на значительный скачек в развитии словаря детей, углубленное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических ошибок: полное незнание значений ряда слов и недостаточное их понимание и употребление (подшивать – зашивать – кроить и т.д.) [3].

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова пишут о том, что нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, и несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

     В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, и др.) так же подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, хотя пассивный словарь значительно больше активного.

Пожалуй, самой выраженной особенностью речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Используемые источники:

1. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.
       метод.пособие. М., 1994.

  1.  Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е.  М., 1967Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
  2. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его тво...

Статья из опыта работы: «Перенапряжение голоса у детей с речевой патологией»

Осваивая окружающий мир, ребенок  учится управлять голосом, и выражать им свое отношение к миру. Голос для ребенка - инструмент, средство, благодаря которому он общается с окружающим миром и сооб...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....

Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок ».

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающ...