Информация для родителей
материал по логопедии (средняя группа)
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю текст родительского собрания для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Так же информация будет интересна воспитателям средних и старших групп детского сада и учителям-логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_formirovanii_zvukovoy_kultury_doshkolnikov.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
Родительское собрание в средней группе № 3
«Роль семьи в формировании звуковой культуры дошкольников»
Составил:
учитель – логопед
Казакова А. Ю.
2019 г
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.
Задачи:
- Информировать родителей о роли ранней логопедической помощи для развития дошкольников.
- Показать родителям необходимость систематических занятий в домашних условиях.
- Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, упражнений для развития речи детей.
- Продолжать работу по взаимодействию с родителями.
Материалы и оборудование:
Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер.
Стулья взрослые, столы;
Зеркала настольные на каждого участника, раздаточный материал на каждого участника (ксерокопии игровых упражнений, упражнений артикуляционной гимнастики для использования дома), ватные шарики, салфетки, круги картонные зелёного, жёлтого, красного цвета по количеству участников.
Ход собрания:
Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Алёна Юрьевна. Я - логопед детского сада. Очень приятно, что вы нашли время для нашего общения и что неравнодушны к проблемам воспитания своих детей. Сегодня первое собрание о речевом развитии детей, на котором мы поговорим о звукопроизношении.
Игра «Давайте познакомимся». Предлагаю вам встать в круг. Каждый из участников должен представиться и рассказать одним предложением о любимом занятии своего ребенка. Передается мягкая игрушка и каждый говорит о своем ребенке. (Например: Я мама Миши. Мой Миша любит рисовать и т.д.)
Учитель-логопед: Очень рада, что вы любите своих детей. Очень приятно видеть сегодня здесь заботливых родителей, заинтересованных в их полноценном развитии.
Роль ранней логопедической помощи для развития дошкольников.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию.
А сейчас мы освежим в своей памяти некоторые знания о речевом развитии детей и поиграем в игру «Светофор». Я буду произносить утверждение, а вы поднимать сигнал: зелёный - согласие с утверждением, жёлтый-сомнение, красный - не согласие.
Вопросы:
- Речь ребёнка нужно развивать с 5 лет. (к)
Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет эмоциональное общение ребёнка с момента рождения, а также максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка: недостатки в развитии мышления, памяти, внимания.
- Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. (з)
-Действительно, это верное высказывание.
- Причиной речевых нарушений не могут являться неблагоприятные факторы внутриутробного развития. (к)
- Одной из причин речевых нарушений являются неблагоприятные факторы внутриутробного развития ребёнка.
Как вы думаете, какие именно неблагоприятные факторы могут негативно воздействовать во время беременности? (Экология, приём лекарственных препаратов, употребление алкоголя, курение, наркотики, инфекции и т.д.)
- Нельзя ругать ребёнка за неправильную речь и постоянно поправлять неправильное звукопроизношение. (з)
- Почему? Излишнее дёргание ребёнка, особенно при посторонних, лишь вызовет его негативное отношение к занятиям и заниженную самооценку.
- Дыхание не влияет на речевую функцию. (к)
- Почему? Речевое дыхание является основой правильного звукопроизношения. Дыхание участвует в голосообразовании.
- Родители не могут повлиять на речевое развитие детей, это дело специалистов. (к)
Вывод: Действительно, родители - это главные помощники логопеда в развитии речи детей. Они могут и должны помогать ребёнку научиться правильно и красиво говорить, общаясь и развивая ребёнка с первых дней жизни.
Уважаемые родители, определите, на каком уровне находится развитие вашего ребёнка в соответствии с нормами (Слайд)
Вывод: Нет сомнений, что родители должны «бить тревогу», если ребенок, имея сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов. В этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
По данным диагностики речевого развития детей 4-5 лет нашего детского сада выяснилось, что 85% детей данного возраста испытывают трудности в овладении правильным звукопроизношением в разной степени.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых недостатков у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
Слайд - не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами
Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители к выполнению «домашних заданий» логопеда. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, а также и сложные речевые конструкции.
Рассмотрим некоторые виды упражнений для коррекции звукопроизношения.
- Арт. гимнастика. Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий, с которыми вы можете познакомиться в памятке.
Попробуйте выполнить несколько упражнений, которые представляют наибольшие трудности у детей. (демонстрация и выполнение родителями упражнений) «Чашечка», «Грибок», «Болтушка».
- Дыхательная гимнастика (видео)
- Упражнения для формирования фонематического слуха («Поймай звук», «Топ-хлоп»)
Комплексы упражнений представлены в буклетах и памятках.
Родители должны следить за правильностью собственной речи, т.к. дети копируют речевое поведение взрослого.
Вывод: Только в тесном сотрудничестве семьи и логопеда, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Таким образом, родителям рекомендуется:
- Уделять особое внимание речи дошкольников.
- Изучить нормы речевого развития детей.
- Ответственно относиться к домашним заданиям логопеда.
- Следовать рекомендациям логопеда.
Контактные данные вы найдёте в буклетах.
слайд
«Человек рождается не для того,
чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой….
Человек оставляет себя прежде всего в человеке.
В этом высшее счастье и смысл жизни.
Если хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай своих детей.» .
В. А. Сухомлинский
Согласно ст.18 Закона РФ об образовании,
п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.»
п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.»,
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:
- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно
- все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
- графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
- Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
- на протяжении всего учебного года еженедельно по четвергам (с 12. 30 до 16.30)проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.
ПАМЯТКА
(правила занятий с ребёнком дома)
1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3-время проведения занятий 10-15 минут
4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-все задания(кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
Памятка – буклет:
«Организация занятий в домашней среде»
Зачем логопед задаёт домашние задания?
Выполнение домашних заданий является огромной помощью вашему ребенку. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.
Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша иподготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Традиционные проблемы.
Дети - дошкольники:
- не знают или забывают, что задано на дом;
- не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
- тратят много времени на его выполнение;
- делают работу не полностью;
- допускают много ошибок.
Родители дошкольников:
- невнимательно читают домашнее задание;
- не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
- забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
- не приходят за советом к логопеду для консультации по выполнению домашнего задания с ребенком в семье.
Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с детьми.
- заниматься с ребёнком дома ежедневно.
- Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.
- Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
- время проведения занятий 20 - 25 минут
- хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
- артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать, несколько раз в день.
- все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
- графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
- Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
- Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
- Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
- Консультируйтесь с учителем-логопедом.
- Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований.
Уважаемые родители!
Желаем Вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.
V. Оценка мероприятия родителями
Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте елочку красным шаром. Если вам не понравилось наша встреча, высчитаете, что потеряли время, украсьте елочку синими шарами.
Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.
кукла Клепа.
I. Здравствуйте уважаемые родители!
В зале полукругом стоят стулья. Родители садятся по желанию, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара-практикума. Чтобы было легко общаться, у родителей на видном месте .
Предлагаю Вам познакомиться поближе. А поможет нам в этом клоун Клёпа. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы:
Продолжите фразу: “Я мама(папа) …Имя ребенка”;
Возраст ребенка;
Продолжите фразу: “Мой ребенок начал говорить…”
Вот мы и познакомились с вами и вашими малышами. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детям которых от 3 до 4 лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2-3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю вас.
1. А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра “Вопрос-ответ”).
Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.
3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?
В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет.
Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.
II. Предлагаю поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей с 3 до 4 лет.
Развитие словаря:
Активный словарь: в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)
обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда)
Грамматический строй: отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов.
предлоги в речи “В”, “На”, “Под”, “Над”.
Звукопроизношение:
все свистящие произносят (с, сь, з, зь, у)
все губные (п, пь, б, бь)
все зубные (т, ть, д, дь)
губно-зубные (ф,фь,в, вь)
все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё)
шипящие (ш,ж,ч,щ) замены на свистящие каша – “каса”
- сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека.
Возрастные несовершенства постепенно к 4-5 годам исчезают из детской речи. Но Роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.
Игра с родителями на развитие слухового и зрительного внимания “Запрещенное движение”.[1]
Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.
V. Оценка мероприятия родителями
Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте елочку красным шаром. Если вам не понравилось наша встреча, высчитаете, что потеряли время, украсьте елочку синими шарами.
Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Информация от родителей и для родителей"
Выступление на педагогическом совете....
Информация для родителей :"Родителям о детской игре"
наглядгая информация для родителей :"Родителям о детской игре"...
Информация для родителей. "Заповедь для родителей".
Люби своего ребенка!...
Информация для родителей. Тема: "Идеальные родители"
Тема: «Идеальные родители»«Вам не нужно быть идеальными родителями, достаточно быть просто хорошими.» Доннальд ВинникоттРодители – это именно те л...
Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов. Информация для родителей.
Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов учителем-логопедом.Папка -раскладушка для родителей "Артикуляционная гимнастика"Любите своего ребёнка."Азбучные истины&q...
Информация для родителей "Родителям будущих первоклассников"
Родителям будущих первоклассников советы в уголок информации...
Информация для родителей. Полезные ссылки с информацией о финансовой Грамотности
Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.ПРословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Пои...