Кинезиологические упражнения в логопедической работе
консультация по логопедии

Короткова Венера Фоатовна
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

 «Проектная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО»

Подготовила: учитель-логопед 1-й кв. категории

В.Ф. Короткова

 11.12.2019 г.

Кинезиологические упражнения в логопедической работе

по развитию и коррекции устной речи детей

старшего дошкольного возраста

В последние годы увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Чтобы справиться с этими нарушениями, нужна комплексная коррекционная работа. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, я стала применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы, которые я использую в логопедической практике:

  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
  • сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
  • упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

  1. Сначала учитель-логопед с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.
  2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:
  • добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;
  • подключает движение языка к движениям рук;
  • сочетает дыхательные и двигательные упражнения;
  • дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).
  • Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).

Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём.  Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:

  • звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
  • фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
  • лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Я составила комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:

  • по коррекции нарушений звукопроизношения (Приложение 1);
  • по коррекции нарушений фонематического слуха (Приложение 2);
  • по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи (Приложение 3).

 

Приложение 1

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

по коррекции нарушений звукопроизношения

Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др.; опираемся на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.

           Например, упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяет это упражнение и другие: «Свеча», «Дышим носом» и т.д.

За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.

Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

Аналогично используем кинезиологические упражнения: «Перекрестное марширование», «Робот», «Кулак – ребро — ладонь» и т.д.

Игра «Слушай внимательно?», цель которой дифференциация С-Ш, Ж-З. Двое детей встают спиной к спине. Один будет поднимать руку, если в слове услышит звук С, второй – звук Ш. (Санки, шуба, стол, сок, шорты, шапка).

Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:

  • подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

 

 


Приложение 2

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

по коррекции нарушений фонематического слуха

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:

  • формирование навыков дифференциации звуков;
  • формирование звукослогового анализа и синтеза слова.

В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.

Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Игры со словами и хлопками. Если посмотреть - это прекрасные игры с самых разных сторон:

- тут и координация движений

- тут и синхронизация работы полушарий головного мозга

- и проработка ритма речи

- и просто память

- и артикуляция

- и развитие произвольности

- и внимание тренируется

- да и просто это весело и забавно

В этих играх важны не только движения, но и тексты, которые мы произносим. Можно приспособить любые считалочки или детские стихи.

Играть можно вдвоем, тут возможны разные движения

-две ладони вместе

- ладонями попадаем в раскрытые ладони партнера

- удары ладонями наискосок

- один ставит руки ладонями вверх, второй хлопает сверху по ним

- одна рука повернута ладонью, вторая наоборот - накрывает ладонь партнера

Играть можно по кругу: правая ладонь поверх левой ладони соседа

Каждое слово - хлопок своей рукой поверх ладони соседа слева. Ну и на последнее слово руку надо было убрать, а предпоследний, соответственно, должен был прихлопнуть.

  •  «Шла корова сказала слово…». Цель: Развитие слухового внимания, анализа и синтеза.

Встаем в круг, кладем руки ладонями так, чтобы одна оказалась внизу другая вверху. Произносим фразу, хлопая по руке соседа: « Шла корова, сказала слово, какое слово сказала корова СТОЛ, и по звукам разбираем слово С-Т-О-Л, на последний звук руку убираем.


Приложение 3

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи

Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа:

  • обогащение, уточнение, дифференциация словаря;
  • формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;
  • развитие связной речи.

          Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.

Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п.

Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах), преследуем сразу несколько задач. Логопед проводит предварительную работу по теме «Дикие животные»: обогащая словарь словами-признаками, согласовывая прилагательные с существительными в роде, совершенствуя умение составлять описательный рассказ. Например, описывая животного медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить.

Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему. Например:

     Раз, два, три, четыре, пять –           Загибать пальчики по одному.

     Мы во двор пришли гулять.        Указательным и средними пальчиками "идем" по столу.

     Бабу снежную лепили.                       Имитировать лепку  комков.

     Птичек крошками кормили,           Крошить хлебушек всеми пальчиками.

     С горки мы потом катались.       Ведём указат. пальцем правой руки по ладони левой руки.

     А ещё в снегу валялись.            Кладём ладошки на стол то одной, то другой стороной.                                                     

     Все в снегу домой пришли,                 Отряхиваем ладошки.

     Съели суп и спать легли.                              «Едим суп», ладошки под щечку.

Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

Использованный источник: https://smollogoped.ru/kineziologicheskie-uprazhneniya-v-logopedicheskoj-rabote/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми .

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом на...

"Кинезиологические упражнения в логопедической работе ("Гимнастика мозга")"

В методической разработке дается представление о развитии речи через движение. Подобран и адаптирован комплекс упражнений для работы с детьми с ТМНР....

Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов о практической значимости использования кинезиологических упражнений, о их влиянии на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста....

Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста

Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию ра...

Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Компьютеризация общества (мир, полный компьютеров и различных гаджетов) способствует снижению мобильности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка или взрослого челове...