Кинезиологические упражнения в логопедической работе
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskie_uprazhneniya.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете
«Проектная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО»
Подготовила: учитель-логопед 1-й кв. категории
В.Ф. Короткова
11.12.2019 г.
Кинезиологические упражнения в логопедической работе
по развитию и коррекции устной речи детей
старшего дошкольного возраста
В последние годы увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Чтобы справиться с этими нарушениями, нужна комплексная коррекционная работа. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, я стала применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.
Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.
Кинезиологические приёмы, которые я использую в логопедической практике:
- артикуляционные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
- сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
- упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:
- Сначала учитель-логопед с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.
- Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:
- добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;
- подключает движение языка к движениям рук;
- сочетает дыхательные и двигательные упражнения;
- дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).
- Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).
Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:
- звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
- фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
- лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).
Я составила комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:
- по коррекции нарушений звукопроизношения (Приложение 1);
- по коррекции нарушений фонематического слуха (Приложение 2);
- по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи (Приложение 3).
Приложение 1
Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
по коррекции нарушений звукопроизношения
Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др.; опираемся на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.
Например, упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяет это упражнение и другие: «Свеча», «Дышим носом» и т.д.
За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.
Аналогично используем кинезиологические упражнения: «Перекрестное марширование», «Робот», «Кулак – ребро — ладонь» и т.д.
Игра «Слушай внимательно?», цель которой дифференциация С-Ш, Ж-З. Двое детей встают спиной к спине. Один будет поднимать руку, если в слове услышит звук С, второй – звук Ш. (Санки, шуба, стол, сок, шорты, шапка).
Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:
- подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
- формировать правильное речевое дыхание;
- автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Приложение 2
Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
по коррекции нарушений фонематического слуха
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:
- формирование навыков дифференциации звуков;
- формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.
В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.
Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Игры со словами и хлопками. Если посмотреть - это прекрасные игры с самых разных сторон:
- тут и координация движений
- тут и синхронизация работы полушарий головного мозга
- и проработка ритма речи
- и просто память
- и артикуляция
- и развитие произвольности
- и внимание тренируется
- да и просто это весело и забавно
В этих играх важны не только движения, но и тексты, которые мы произносим. Можно приспособить любые считалочки или детские стихи.
Играть можно вдвоем, тут возможны разные движения
-две ладони вместе
- ладонями попадаем в раскрытые ладони партнера
- удары ладонями наискосок
- один ставит руки ладонями вверх, второй хлопает сверху по ним
- одна рука повернута ладонью, вторая наоборот - накрывает ладонь партнера
Играть можно по кругу: правая ладонь поверх левой ладони соседа
Каждое слово - хлопок своей рукой поверх ладони соседа слева. Ну и на последнее слово руку надо было убрать, а предпоследний, соответственно, должен был прихлопнуть.
- «Шла корова сказала слово…». Цель: Развитие слухового внимания, анализа и синтеза.
Встаем в круг, кладем руки ладонями так, чтобы одна оказалась внизу другая вверху. Произносим фразу, хлопая по руке соседа: « Шла корова, сказала слово, какое слово сказала корова СТОЛ, и по звукам разбираем слово С-Т-О-Л, на последний звук руку убираем.
Приложение 3
Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи
Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа:
- обогащение, уточнение, дифференциация словаря;
- формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;
- развитие связной речи.
Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п.
Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах), преследуем сразу несколько задач. Логопед проводит предварительную работу по теме «Дикие животные»: обогащая словарь словами-признаками, согласовывая прилагательные с существительными в роде, совершенствуя умение составлять описательный рассказ. Например, описывая животного медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить.
Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему. Например:
Раз, два, три, четыре, пять – Загибать пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. Указательным и средними пальчиками "идем" по столу.
Бабу снежную лепили. Имитировать лепку комков.
Птичек крошками кормили, Крошить хлебушек всеми пальчиками.
С горки мы потом катались. Ведём указат. пальцем правой руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едим суп», ладошки под щечку.
Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.
Использованный источник: https://smollogoped.ru/kineziologicheskie-uprazhneniya-v-logopedicheskoj-rabote/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми .
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом на...
"Кинезиологические упражнения в логопедической работе ("Гимнастика мозга")"
В методической разработке дается представление о развитии речи через движение. Подобран и адаптирован комплекс упражнений для работы с детьми с ТМНР....
Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкол...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов о практической значимости использования кинезиологических упражнений, о их влиянии на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста....
Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста
Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию ра...
Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Компьютеризация общества (мир, полный компьютеров и различных гаджетов) способствует снижению мобильности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка или взрослого челове...
- Мне нравится (2)