Звук "С" автоматизация
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Галкина Оксана Андреевна

Цель:  Формирование правильного произношения звука.

Устранение межзубного сигматизма.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

 

 Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

 

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать навыки самоконтроля

-воспитывать положительное отношение к занятию.

 

Оборудование: зеркало, фишки синего цвета, карточки – картинки, мяч, звук «С» из картона, прищепки, фигурки животных

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

2. Автоматизация звука «С» в слогах с использованием пальчиковых упражнений

а) повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

Са-Са-Са-Са-Са
Со-Со-Со-Со-Со
Су-Су-Су-Су-Су
Сы-Сы-Сы-Сы-Сы
Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ

повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

Ас-Ас-Ас-Ас-Ас
Ос-Ос-Ос-Ос-Ос
Ус-Ус-Ус-Ус-Ус
Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс
Эс-Эс-Эс-Эс-Эс

б) повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:

Са-Со-Су-Сы-Сэ
Ас-Ос-Ус-ыс-Эс

в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»

Ста – Сто – Сту – Сты
Сна – Сно – Сну – Сны
Сва – Сво – Сву – Свы
Спа – Спо – Спу – Спы

3. Развитие фонематического слуха

Задания:

а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:

Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.

Посчитай. Назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» и положи фишку обратно в коробку.

б) Хлопни, когда услышишь слог со звуком «С»:

Зо – Со – Шу – Су – Са – Цо – Со – Шо – Са – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со

в) хлопни , когда услышишь слова, в которых есть звук «С» в середине слова

Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.

4. Карточки-картинки

Задание: называй картинки. Карточки со звуком «С» положи перед собой, а без звука «С» отдай мне

 

5. Игра «Скажи ласково» с мячом

Стол - столик
стул - …
сад - …
Сом - …
Самолёт - ……
Сад - …

6. Игра «Один – много» с мячом

Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусный суп….

7. Повторить предложения

Задание: повтори предложения сначала перед зеркалом, а затем без него.

Алиса входит в класс
Соня посадит кактус
Денис кусает кокос
Стоит высокая статуя
Слава спит спокойно
Света идёт по ступенькам
Стул стоит у стола
Соня пьёт сок
Соня пьёт вкусный сок
Соня пьёт вкусный ананасовый сок

8.Физкультминутка

Выполнение движений по тексту.

Вот носы, носы, носы
Вот усы, усы, усы
Вот хвосты, хвосты, хвосты
Вот и сами коты

9. Задание: замени первый звук в слове на звук «С»

Мода – …(сода), ноль – …(соль), Тоня – …(Соня), халат – …(салат), дам – …(сам), бок – …(сок), дом – …(сом), кон – …(сон), лук – …(сук), мало – …(сало).

 

10. Задание: доскажи словечко

Из картофеля и круп
Повар сварит вкусный… (суп)

Чтобы подрасти ты смог
Утром пей фруктовый… (сок)

Мчатся с горки сами
Новенькие… (сани)

Суп мы сварим из фасоли
И в него добавим… (соли)

11. Игра с прищепками

Я называю слова, если услышишь звук «С» – прицепи прищепку.

(Сок, санки, окно, носок, диван, нос, мак, дом, поднос, зонт)

Снимай прищепку – вспоминай слова со звуком «С»

12. Найди животных, в названии которых есть звук «С»

 Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось на занятии?
Ты прекрасно сегодня занималась, правильно произносила звук [С].
Ты молодец!

Литература:

  1. Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет «С», «Сь», «З», «Зь», «Ц», «ГНОМ и Д», 2007.
  2. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми «Звуки «С, Сь», «ВЛАДОС», 2005.
  3. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей – альбом №1. «ГНОМ и Д», 2007.
  4. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. «МИР КНИГИ», 2010.
  5. Полишко Е.Д., Гордеева Т.В. Звуки С, Сь – упражнения и речевой материал. «КНИГОЛЮБ», 2003.
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звука «С», «ГНОМ и Д», 2008.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1zvuk_s_otkrytoe_zanyatie_peredelannoe.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема занятия: «Автоматизация звука "С"»

Цель:  Формирование правильного произношения звука.

Устранение межзубного сигматизма.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

 Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

 

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать навыки самоконтроля

-воспитывать положительное отношение к занятию.

 

Оборудование: зеркало, фишки синего цвета, карточки – картинки, мяч, звук «С» из картона, прищепки, фигурки животных

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

2. Автоматизация звука «С» в слогах с использованием пальчиковых упражнений

а) повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

Са-Са-Са-Са-Са
Со-Со-Со-Со-Со
Су-Су-Су-Су-Су
Сы-Сы-Сы-Сы-Сы
Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ

повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

Ас-Ас-Ас-Ас-Ас
Ос-Ос-Ос-Ос-Ос
Ус-Ус-Ус-Ус-Ус
Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс
Эс-Эс-Эс-Эс-Эс

б) повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:

Са-Со-Су-Сы-Сэ
Ас-Ос-Ус-ыс-Эс

в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»

Ста – Сто – Сту – Сты
Сна – Сно – Сну – Сны
Сва – Сво – Сву – Свы
Спа – Спо – Спу – Спы

3. Развитие фонематического слуха

Задания:

а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:

Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.

Посчитай. Назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» и положи фишку обратно в коробку.

б) Хлопни, когда услышишь слог со звуком «С»:

Зо – Со – Шу – Су – Са – Цо – Со – Шо – Са – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со

в) хлопни , когда услышишь слова, в которых есть звук «С» в середине слова

Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.

4. Карточки-картинки

Задание: называй картинки. Карточки со звуком «С» положи перед собой, а без звука «С» отдай мне

5. Игра «Скажи ласково» с мячом

Стол - столик
стул - …
сад - …
Сом - …
Самолёт - ……
Сад - …

6. Игра «Один – много» с мячом

Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусный суп….

7. Повторить предложения

Задание: повтори предложения сначала перед зеркалом, а затем без него.

Алиса входит в класс
Соня посадит кактус
Денис кусает кокос
Стоит высокая статуя
Слава спит спокойно
Света идёт по ступенькам
Стул стоит у стола
Соня пьёт сок
Соня пьёт вкусный сок
Соня пьёт вкусный ананасовый сок

8.Физкультминутка

Выполнение движений по тексту.

Вот носы, носы, носы
Вот усы, усы, усы
Вот хвосты, хвосты, хвосты
Вот и сами коты

9. Задание: замени первый звук в слове на звук «С»

Мода – …(сода), ноль – …(соль), Тоня – …(Соня), халат – …(салат), дам – …(сам), бок – …(сок), дом – …(сом), кон – …(сон), лук – …(сук), мало – …(сало).

10. Задание: доскажи словечко

Из картофеля и круп
Повар сварит вкусный…
(суп)

Чтобы подрасти ты смог
Утром пей фруктовый…
(сок)

Мчатся с горки сами
Новенькие…
(сани)

Суп мы сварим из фасоли
И в него добавим…
(соли)

11. Игра с прищепками

Я называю слова, если услышишь звук «С» – прицепи прищепку.

(Сок, санки, окно, носок, диван, нос, мак, дом, поднос, зонт)

Снимай прищепку – вспоминай слова со звуком «С»

12. Найди животных, в названии которых есть звук «С»

 Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось на занятии?
Ты прекрасно сегодня занималась, правильно произносила звук [С].
Ты молодец!

Литература:

  1. Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет «С», «Сь», «З», «Зь», «Ц», «ГНОМ и Д», 2007.
  2. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми «Звуки «С, Сь», «ВЛАДОС», 2005.
  3. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей – альбом №1. «ГНОМ и Д», 2007.
  4. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. «МИР КНИГИ», 2010.
  5. Полишко Е.Д., Гордеева Т.В. Звуки С, Сь – упражнения и речевой материал. «КНИГОЛЮБ», 2003.
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звука «С», «ГНОМ и Д», 2008.