Развитие речи в онтогенезе
методическая разработка по логопедии
Представлен материал в табличном варианте об этапах развития речи детей от рождения до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_v_ontogeneze_tablitsa.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатели развития речи детей
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ |
10 дней | Рефлекторный крик младенца. | |
18-20 дней | Рефлекторный крик и рефлек-торные звуки: диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы («у-а, э-э, а-й») | |
1 месяц | «Гуканье», «гыканье»: короткие звуки - «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением. | |
2 месяца | «Гуление»: звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков - «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о). | |
РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | |
3 месяца | Речевое внимание: сосредоточение на лице говорящего взрослого. 1) Прислушивается к голосу взрослого. 2) Узнает знакомые голоса. 1) Адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую от сердитой. 2) Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним. 3) Настойчиво пытается что-либо достать. | 1) Гуление совершенствуется, обогащается его звуковой состав: «мам, ам, тль, пль». 2) Интонационно окрашенный крик, смех. |
4 месяца | 1) Гулит в ответ на обращенную речь («а-а, о-о, а-га, а-гу, а-бу»). 2) Интонационно окрашенный крик, смех. | |
5 месяцев | «Певучее гуление»: подолгу, громко, певуче и интонировано гулит, повторяя за взрослым звуки. | |
РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | |
6 месяцев | 1) Различает голоса близких, реагирует на свое имя (движениями). 2) Начинает понимать просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне». | «Начало лепета»: произносит хорошо различимые отдельные слоги («ба», «ма», «па» и др.) |
7 месяцев | На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом 1 предмет, находящийся на постоянном месте. | «Активный лепет»: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги лепета: «ма-ма-ма», «па-па-па». («лепетные цепочки») |
8 месяцев | 1) На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. 2) По слову взрослого выполняет разученные ранее действия без показа, например, «Ладушки», «Дай ручку» и др. | Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета. |
9 месяцев | 1) На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их месторасположения 2) Знает свое имя – на зов оборачивается и приближается к взрослому. | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (т.е. закрепляются имеющиеся слоги). |
РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | |
10 месяцев | 1)По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его. 2) При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др. | Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (вызываются новые слоги). |
11 месяцев | 1) По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и др. 2) Проявляет первые обобщения в понимае-мой речи: по просьбе взрослого находит в группе и дает несколько одинаковых игру-шек, отличающихся только по внешним признакам («Дай мяч, дай еще мяч, …»). 3) Понимает названия отдельных предметов. | «Первые лепетные слова»: 1) произносит облегченные слова («ав-ав", «ка-ка», «би-би», «ляля», «ам-ам»), 2) простые двусложные слова («мама, папа, дядя, баба»), 3) жестовая речь («нет», «да», «спасибо»-кивок головой). |
12 месяцев | 1) Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен). 2) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др. 3) Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия. 4) По слову выполняет разученные действия. | 1) Легко подражает новым слогам. 2) Произносит 5-10 облегченных слов: звукоподражательные (ав-ав); с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»). |
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ |
1 год 3 месяца | 1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек:
3) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку» 4) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроватка? Возьми свой горшок» 5) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки). | 1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам. 2) Пользуется облегченными «словами – действиями» в процессе активной деятельности (« дай, бух, на, иди…») |
1 год 6 месяцев | 1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?» 2) Узнает «картинки в действии» - собака ест, кукла спит,… (2 картинки). 3) Показывает одну из частей тела. | 1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотреби-тельные («ляля» - кукла). 2) Использует в речи однословную фразу: «Дай» + жест рукой Имеет активный словарь около 5-20 слов Словарь состоит в основном из существительных Часто повторяет слово или фразу снова и снова Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием Способен выполнять простые команды |
1 год 9 месяцев | 1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках. 2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом). 3) Показывает три части тела. | 1) Обозначает свои действия словами («спи, иди, упал»). 2) Связывает слова в двухсловную фразу: «Дай ку» - дай куклу. - начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет). Общее звучание речи смягченное. Говорит о себе в 3 лице (по имени). Отвечает на вопросы словами "да", "нет". Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними. Слушает и понимает небольшие рассказы. |
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ |
2 года | 1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?» 2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением. 3) Показывает 5 частей тела. 4) Выполняет 2-х этапную инструкцию. | 1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями. 2) Вводит в речь:
Называет целый ряд объектов из своего окружения Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому Активный словарь примерно 150-300 слов Объем и высота голоса плохо контролируются Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают Начинают появляться понятия “Я” и “мои” Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)” Задает вопросы “Что это?” К 2 годам называет предмет по просьбе. Использует уменьшительно - ласкательные суффиксы (нос-носик). Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока). Знает слова большой-маленький, хороший-плохой. Различает понятие один-много. Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет. |
2 года 6 месяцев | 1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»). 2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку. | 1) Строит предложения из 3-х и более слов. 2) Появляются вопросы «Где? Куда?» 3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с). 4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое». |
3 года | Понимание
| |
Словарь
| ||
Грамматический строй речи
| ||
Звукопроизношение Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется.
Следует отметить, что к трем годам одни дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих, или даже все звуки. У других детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи (например, замена шипящих и твердых свистящих звуков звуками [т1], [д']; неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков [с], [з], нечеткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи). | ||
4 года | Понимание
| |
Словарь
| ||
| ||
Звукопроизношение
Фонематические процессы
| ||
5 лет | Лексика
Грамматика
Связная речь:
| |
6 лет | Лексика
Грамматика
Связная речь
| |
7 лет | Лексика
Грамматика
Связная речь
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"
Активизация знаний педагогов по логопедии....
развитие речи в онтогенезе
этапы развития речи...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.
(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...
Развитие речи в онтогенезе
Развитие речи в онтогенезе...
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.
РЕЧЬ не является врожденной способностью, а развивается в процессе ОНТОГЕНЕЗА (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развит...
Развитие речи в онтогенезе.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни). Для того чтобы выявить патологию речи, необходимо...