Помогите ребенку заговорить.
консультация по логопедии

Бочкарева Ольга Станиславовна

Как помочь своему ребенку заговорить?

Предлагаю варианты постановки звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_zvukov.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звука Л

Наиболее распространенной и результативной является межзубная постановка звука «Л». Впоследствии, на этапе автоматизации звука осуществляется перевод языка в зазубное положение.


1.Речевой звук связывают со зрительным образом — летящий в небе самолет. Артикуляционный профиль.

2.Положение органов артикуляции :

а)губы в полуулыбке;
б)кончик языка зажат зубами;
в)язык узкий, между боковыми краями языка и коренными зубами (с одной или с двух сторон)образуется щель, по которой проходит воздух.

Зрительно контролируется положение языка, аудиально - совпадение полученного и нормированного звука, кинестетически — наличие слабой, чуть теплой воздушной струи.

3.Наиболее распространены ошибки:

а)язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «Ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами;

б)отсутствие плотной смычки. Предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;

в)неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на положении губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо только на этапе постановки звука. В дальнейшем при нормированной артикуляции звука «Л» губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;

г) неправильный выдох - форсированный (слышится звук, близкий к «Ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «Н»). Внимание ребенка обращается на участие мягкого нёба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса.

Тактильно контролируется отсутствие носовой утечки и «взрывной» воздушной струи. Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.

Звук «Ль» является звуком раннего онтогенеза, и его произношение нарушается значительно реже. Часто звук «Ль» появляется спонтанно в процессе работы над звуком «Л» или вызывается по подражанию.

Артикуляция мягкого звука «Ль» отличается от твердого «Л» подъемом переднесредней части спинки языка по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.

Постановка звука Р

Приступать к постановке звука «Р» рекомендуется после отработки ряда позиций, необходимых для произношения звука: умение открывать рот не менее чем на 2 пальца и удерживать эту позицию, удерживать язык в положении «ковшика», свободный подъем языка вверх, дифференцированная подвижность кончика языка при фиксированном положении боковых краев.

1.Речевой звук связывают со зрительным образом по выбору ребенка — трактор и т. п. Артикуляционный профиль.

2.Положение органов артикуляции:

а) губы в полуулыбке;

б) зубы приоткрыты на 1—2 пальца;

в) широкий язык поднят к альвеолам;

г) боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам для обеспечения сильной воздушной струи;

д) под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно — теплая прерывистая струя. Аудиально — наличие рокочущего звука.

1. Наиболее распространенные ошибки:

а) при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка и коренных зубов;

б) при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибраций. Ребенку предлагается «привязать» язык к альвеолам
или поддержать язык снизу пальцем или зондом;

в) слишком слабая воздушная струя. Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять контроль усилий . При возникновении каких-либо других затруднений необходимо провести кинетический анализ ошибок и объяснить ребенку способы их преодоления.

ЗВУК «Рь»ставится или по подражанию на базе звука «Р» через его слияние с гласными второго ряда, или путем продвижения вибрирующего кончика языка от альвеол к самым резцам.

Изменение положения языка обсуждается с ребенком, сравниваются артикуляционные профили звуков «Р» — «Рь»

Постановка свистящих звуков.

Постановка звука С

После отработки всех артикуляционных позиций, необходимых для произношения свистящих, переходят к формированию статики звука «С», являющегося базовым для всей группы свистящих.


1.Речевой звук связывают со зрительным образом: струя пара, выходящая из чайника. Артикуляционный профиль.

2.Положение органов артикуляции:

а) губы слегка растянуты в улыбку;

б) зубы раскрыты на 1—2 мм;

в) кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок.

Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умения одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.
После отработки статики переходят к динамике звука. Предлагаются символы для контроля качества действий: наличие холодной воздушной струи, направленной вниз, совпадение полученного и нормированного звука.

Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов. Тактильно - ощущение холодной воздушной струи, направленной вниз. Аудиально — совпадение полученного и нормированного звука.

3.При необходимости вводятся дополнительные зрительные опоры:

а)если имеется девиация языка, предлагаются ориентиры для контроля симметрии;

б)при носовой утечке воздуха с ребенком обсуждается функция мягкого неба. Наблюдение за работой мягкого неба осуществляется перед зеркалом.

После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка. Например, слишком плотно сомкнуты зубы, язык отклонился в сторону, пропал желобок и т. д.

Такая последовательность действий и наглядность позволяют ребенку разложить сложное движение на отдельные составляющие — операции — и осуществлять целенаправленную подстройку к нормированной артикуляции.

Звук «3» ставится аналогично звуку «С», характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок..

Мягкие звуки «Сь», «Зь» характеризуются большим напряжением языка и большим выгибанием передне-средней части языка по направлению к твердому небу.

Еще о постановке звука С

Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:

• Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

• В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].

• В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».
Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.

• Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук [3] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].

Постановка звука Ц

Звук «Ц» — аффрикат, состоит из звуков «Т» и «С». Постановка звука производится на базе хорошо отработанного звука «С» и требует тонко дифференцированного движения передней части языка.


1.Речевой звук связывается со зрительным образом "Девочка просит
не шуметь "; артикуляционный профиль

2.Положение органов артикуляции:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены;

в) кончик широкого языка опущен и упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к коренным зубам;

г) передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол;

д) воздух выдыхается толчком в момент образования желобка, проходящего по средней линии языка, и размыкания языка с небом.

Зрительно контролируется положение широкого выгнутого языка за нижними зубами, тактильно — толчок выдыхаемой холодной воздушной струи, аудиально — совпадение полученного и нормированного звука «Ц».
3.Наиболее распространенные ошибки:

а) отсутствие смычки передней части языка с альвеолами, слышится звук, близкий к «С». Обратить внимание на более крутое, по сравнению со звуком «С», изгибание языка (указанное на артикуляционном профиле);

б) слишком плотная смычка передней части языка с альвеолами, и отсутствие желобка в момент выдоха. Зондом №1 осуществить размыкание в момент выдоха.

Постановка шипящих звуков.

Постановка звука Ш

После отработки всех артикуляционных позиций, необходимых для постановки шипящих, переходят к формированию статики звука «Ш», являющегося базовым для всей группы шипящих.


1.Речевой звук связывают со зрительным образом: шелест листьев на дереве, шипение гуся или змеи (по выбору ребенка). Артикуляционный профиль звука.

2.Положение органов артикуляции:

а)губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции положение губ рупором на этапе постановки не используется для предотвращения участия щек в образовании звука);
б)рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3-5 мм;
в)широкий язык поднят к альвеолам за верхними зубами, но не прижат, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

3.После отработки статики переходят к динамике звука.

Зрительно контролируется положение широкого языка, поднятого за верхние зубы.
Тактильно — наличие теплой воздушной струи, направленной по средней линии. Температура и направление воздушной струи контролируются поднесением ладони к губам.
Аудиально - совпадение полученного и нормированного звука.

После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука (сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память). Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка.

Наиболее распространенные ошибки: неправильная работа губ, сжимание зубов, плотное смыкание языка с альвеолами и пропускание воздушной струи через провисающий боковой край, сужение языка, слишком слабый выдох или направление воздушной струи в нос.

Во всех случаях возникновения затруднений необходимо вернуться на этап выработки статики звука и убедиться, что удержание позиции ребенку доступно и проблемы возникают только в динамике. Если статика звука недоступна, необходимо вернуться к артикуляционным упражнениям, возможно, расширив их спектр с учетом конкретных затруднений или к артикуляционному массажу.

Если проблемы возникают только в момент произнесения звука, совместно с ребенком находится проблемная позиция и создаются дополнительные зрительные опоры, позволяющие актуализировать недостатки артикулем, и способы контроля за их правильным выполнением:

а)при слишком слабом выдохе предлагается тактильный контроль силы воздушной струи;
б)при девиации языка предлагаются ориентиры для контроля симметрии;
в)при сужении языка.

Звук «Ж» ставится на базе звука «Ш» включением голоса.

Звук «Щ», как правило, удается вызвать по подражанию или с механической помощью, приподняв зондом снизу переднесреднюю часть языка ближе к небу. Для сравнения ребенку предъявляются артикуляционные профили звуков «Ш» — «Щ».

Звук «Ч» — аффрикат, состоящий из звуков «Ть» и «Щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «Ть», несколько оттянув язык назад, (от верхних резцов к альвеолам), а затем протянуть звук.
Основная трудность — моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента фрикативным.
На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательным пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Помогите малышу заговорить!"

Помощь педагогам в развитии речи детей раннего возраста, учитывая его особенности....

Консультация для родителей "Помогите ребенку заговорить"

Вопрос кк помочь ребенку заговорить, интересует большую часть молодых мам, чей ребенок находиься в возрасте 2-х лет. Ведь в этот период обычно ребенок говорить около десятка слов, как расширить словар...

Помогаем малышу заговорить

Молодую маму часто беспокоит вопрос - а вовремя ли мой ребенок сядет, в положенный ли срок начнет ходить, заговорит ли до года… Хочу сразу сказать - для деток не существует никаких норм и прави...

Помогите малышу заговорить

Помогите малышу заговорить (советы для родителей)...

Помогите малышу заговорить.

Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С её развитием точнее  и осмысленнее  становится и восприятие ребёнком предметов и явлений. Что же могут сделать родители для у...

Консультация для родителей(законных представителей):"Помогите малышу заговорить"

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре....

Консультация логопеда для родителей "Помогите малышу заговорить!"

Вниманию родителей предлагается несколько советов, чтобы "разговорить" ребенка....