Мастер-класс «Фитнес для мозга» для родителей группы компенсирующей направленности.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Мастер-класс «Фитнес для мозга» для родителей группы компенсирующей направленности.
Фитнес-система для мозга — это специально разработанные упражнения, которые помогают развить и синхронизировать работу обоих полушарий мозга и выработать моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitnes_dlya_mozga.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Фитнес для мозга» для родителей группы компенсирующей направленности.
Фитнес-система для мозга — это специально разработанные упражнения, которые помогают развить и синхронизировать работу обоих полушарий мозга и выработать моторику рук.
Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико-аналитических способностей левого.
По мнению психоаналитика Мэрили Зденек, едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.
Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга?
* Слушайте классическую музыку.
* Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой.
* Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Как развить левое полушарие мозга?
* Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении.
* Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
* Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое.
* Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! (И.Соньер)
Деление людей на правополушарных и левополушарных, упрощает реальность и позволяет многое увидеть в человеческой личности.
При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. Необходимо отметить, что современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей (т.е. праворуких). Происходит чрезмерная стимуляция ещё не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности правого полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. В настоящее время в детской популяции с каждым годом все более возрастает количество правополушарных детей (до 40%). Левши до сих пор считаются группой повышенного риска. Они в 2,5 раза чаще болеют иммунными заболеваниями, позже взрослеют, и не сразу вписываются в общество. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Среди великих деятелей искусства подавляющее большинство составляют те, у кого доминирует правое полушарие.
Однако программы обучения и воспитания с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичными (для левополушарных).
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Это современное направление телесно-ориентированной психотерапии, использующее различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.
В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость): «Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоко».
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность: «Свеча, Ныряльщик».
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма: «Взгляд влево и вверх», «Горизонтальная восьмерка».
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. К телесным упражнениям относятся: «Паровозик», «Робот», «Маршировка», «Ухо, нос», «Похлопали – погладили».
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения: «Дирижер», «Путешествие на облаке», «Ковер-самолет».
Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка: «Колечко», «Цепочка», «Зайчик, коза, вилка», «Заяц, колечко, цепочка», «Кулак, ребро, ладонь», «Дом, ежик, замок», «Фонарики», «Солнышко, заборчик, камешки».
Признаки, по которым видны достижения детей:
- У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.
- У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
- Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
- Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
- Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей группы компенсирующей направленности «Счастливый ребенок» по социально-личностному развитию. Проэкт: Сказка «Колобок»
Уважаемые родители, размещаю небольшую презентацию по социально-личностному развитию наших детей. С самого раннего детства дети знакомятся с миром через сказку. И необходимо продолжать социализировать...
Презентация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени
Уважаемые родители нашей группы. Я размещаю небольшую презентацию по теме "Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности" Надеюсь вам моя презентацию поможет....
Развлечение для детей и родителей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР с театрализацией русской народной сказки "Репка" "Сказки в гости к нам пришли"
Данный материал может быть полезен как учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям коррекционных ДОУ, так и воспитателям общеобразовательных ДОУ в работе с дошкольниками разных возрастов в...
Мастер класс для родителей групп компенсирующей направленности
мастер-класс для родитеделе по изготовлению музыкальных, шумовых игрушек, чьи дети посещают группу компенсирующей направленности ДОУ...
Мастер – класс для родителей группы компенсирующей направленности детей 6-7 лет на тему: «Детское экспериментирование с различными предметами»
Ребенок - прирожденный исследователь. Важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фо...
Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя – логопеда Пальминой Л.В.
Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя...
Памятка для родителей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. План работы с родителями учителя-логопеда на учебный год.
Что нужно знать родителям о правах ребенка с ОВЗ, ребенка дошкольника. Кто такие дети с ОВЗ? Что такое ТНР? Зачем нужны занятия логопеда. План работы с родителями на учебный год....