Консультация для родителей "Как научить ребенка читать"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В консультации рассказаны особенности детей, которые необходимо учитывать при обучении чтению, так же основные правила и рекомендации. Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_nauchit_chitat.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как научить ребенка читать»
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?
Прежде всего ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.
Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.
Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие (речевой слух), внимание, память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.
Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:
- услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
- соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
- правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
- написать букву и правильно прочитать.
Способность к языковому анализу и синтезу помогает:
- выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
- слог из слова;
- слово из предложения;
- соединять звуки в слог;
- составлять из слогов слово;
- из слов предложения.
Задайте себе вопросы:
1. Нужно ли обучать чтению с 5-6 лет?
Как известно, большинство семилетних детей с радостью идет в школу, уверяя, что они хотят научиться читать, писать, считать. Но проходит совсем немного времени и интерес к обучению в школе быстро гаснет. Почему? У подобного феномена может быть много причин: несовершенство программ, учебников, недостаточное использование наглядного материала и игр в учебном процессе. Но главная причина кроется в пере-грузке первоклассников.
У детей, пришедших учиться в первый класс, одновременно возникает множество проблем. Существует необходимость установления кон-такта с новыми взрослыми – учителями. Возникают проблемы взаимоотношений с детьми в новом коллективе первоклассников. Но самые существенные трудности появляются при обучении счету, чтению и письму. При этом «помощь» родителей часто приобретает такие формы давления, которые порой ускоряют формирование негативного отношения к процессу обучения вообще. Дети не всегда в состоянии справиться с нарастающим комом проблем и нередко это приводит к таким тяжким по-следствиям, как школьный невроз.
Как помочь малышам избежать сложностей адаптации к обучению в школе? Как облегчить этот процесс? Одним из путей решения этой проблемы является снижение нагрузки первоклассников. И в первую очередь за счет раннего обучения ребенка чтению и подготовки его руки к письму.
А можно ли научить читать детей 5-6 лет? Исследования психологов отвечают на этот вопрос утвердительно. Дети уже с пяти, а тем более с шести лет вполне способны овладеть деятельностью чтения. Как показывает наш опыт, обучение чтению с помощью игр (описанных в книге Барташниковой И. А. «Учись играя») по силам даже детям 3-4 лет.
Научившись читать в 5-6 лет малыш имеет возможность не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями и возможностями.
2. Формирование интереса к чтению.
Перед тем, как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.
Каким же образом следует это делать? Есть только два способа: 1) как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи и 2) рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.
Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребенка уже сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно задать несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это нужно?» и др.
Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:
1. Познавательный мотив – желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов и т. п.)
2. Перспективный мотив – стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.
3. Мотив личностного роста – желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали: «Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили».
4. Деятельностный мотив – желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т. п.
5. Мотив общения со сверстниками – стремление научиться читать, для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.
Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.
3. Этапы обучения чтению.
Обучение детей 5-6 лет наиболее эффективно осуществляется в игре с использованием необычных, веселых упражнений. Включаясь в забавные игры со словесным материалом малыш не замечает, как у него формируется целый ряд важнейших операций, которые лежат в основе чтения. Овладев ими, ребенок незаметно для себя легко и быстро научается читать.
Вместе с тем взрослый, который собирается учить ребенка чтению, должен себе четко представлять, что делать это нужно в строго определенной последовательности.
На 1 этапе ребенка следует обучать звуковому анализу слов, которые он произносит. Он должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.
2 этап обучения – это знакомство с буквами.
Рекомендуемые игры: «Назови букву», «Назови слова на заданную букву», «Придумай слова», «Начни с последней буквы», «Смешные бук-вы-человечки», «Веселые рифмы», «Сколько букв в слове?», «Самое длинное слово».
3 этап – выделение слогов в словах и чтение слогов.
Рекомендуемые игры: «Кто так может говорить?», «Поменяй гласную», «Поменяй согласную», «Продолжи слог», «Самый смешной слог», «Отгадай слово», «Составь слог».
4 этап направлен на обучение детей чтению слов разной длины, а также на закрепление этого навыка. Начинать лучше со слов, состоящих из 2-3 букв, а затем постепенно переходить к словам из 6-8 букв. А когда вы почувствуете, что ребенок легко справляется с длинными словами (или, во всяком случае, не боится их читать, то тогда можно переходить к чтению текстов.
С этого момента фактически начинается период совершенствования навыков чтения, который длится обычно многие годы. Для этого периода мы никаких игр не приводим, т. к. здесь увлекательным должен стать уже сам процесс чтения. Хотим обратить ваше внимание на следующие моменты.
Тексты, которые вы будете предлагать ребенку для самостоятельного чтения, должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обычных книгах для взрослых и желательно несколько больше, чем в учебниках для детей первого класса). Начинать самостоятельное чтение следует с коротких, но обязательно занимательных, веселых рассказов и сказок. От того, насколько они будут вызывать у ребенка положительные эмоции, во многом зависит эффективность формирования у него интереса к чтению вообще. Не за-бывайте, что дети 5-6 лет очень любят смешные истории о детях и животных, а также загадки и веселые короткие стихи. Дозируйте нагрузку ребенка и не заставляйте его читать больше того объема, который он хо-чет. Кроме того, важно, чтобы ребенок понимал и запоминал то, что он читает. Для этого предлагайте ему сразу после прочтения рассказать, о чем он прочитал.
Основные правила:
1. Совет по выбору методики и пособия. Будет лучше всего, если вы купите букварь Н.С. Жуковой. Это пособие весьма эффективно помогает ребёнку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нём не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш малыш не заскучал.
2. Как правильно учить гласные и согласные. Сперва учим открытые гласные, твёрдые: А, О, У, Ы, Э. Затем учим твёрдые звонкие согласные: М, Л. Важно: произносить согласные надо только звуками, т.е. «м», «л» и всё. Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж, Ш, К, Д, Т и т.д.
3. Повторение – мать учения. Обязательно повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили на предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребёнка.
4. Читаем по слогам. А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребёнка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется. Разберём слог «ма». Посмотрите в букваре, как первая буква слога – «м» - бежит ко второй букве «а». Вот так и надо учить ребёнка читать по слогам: м-м-м- ма- а-а-а. Он должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, неотрывно друг от друга.
5. Учим несложные слоги. Первые слоги, которым вы должны научить ребёнка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО. Ребёнок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнёт читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, т.е. с шипящими и глухими согласными.
6. Учим более сложные слоги. Пока ещё рано переходить к чтению книг, то есть к чтению слов. Лучше подольше остановиться на закреплении чтения по слогам, чтобы ребёнок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов. Итак, после того, как ребёнок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идёт впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
7. Учим читать первые простые слова. А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: ма-ма, ра-ма, мо-ло-ко.
8. Следим за произношением. Чтобы научить ребёнка хорошо читать, обязательно следите за произношением слогов. Внимание: некоторые родители заставляют детей петь слоги. Малыши привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже не делают промежутки между словами. Например: «ма-ма-мы-ла-ра-му» поётся на одном дыхании. Поэтому, если вы учите ребёнка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ему петь всё подряд, заставляйте делать паузы между словами и тем более, между предложениями.
9. В каком возрасте надо учить ребёнка читать? Не торопите события. Если вашему ребёнку 3 или 4 года, ему совсем не хочется сидеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте ещё рано начинать учить ребёнка читать, если конечно, он сам не изъявляет сильного желания овладеть грамотой. Другое дело, в 5 и даже в 6 лет, детей обязательно надо учить читать и писать фразы печатными буквами. Дело в том, что современная программа обучения в школе уже подразумевает, сто ребёнок приходит в первый класс уже умеющим читать по слогам. Поэтому, если вы научите его до школы, то первый стресс от школы он переживёт спокойно.
10. Учимся играя. Не старайтесь сразу научить ребёнка читать бегло или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, т.е. овладеть техникой чтения. Пусть сперва это будет медленно, пусть сложно для него, но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребёнок спокойно понял всё, что от него требуют взрослые. И последнее. При соблюдении всех этих 10 правил вы научите ребёнка читать довольно быстро.
Использованные источники:
- http://labirintznaniy.ru/konsultatsiya-dlya-roditelej/konsultatsiya-dlya-roditelej/konsultatsiya-dlya-roditelej-kak-nauchit-rebenka-chitat.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/-kak-nauchit-detei-chitat-igrayuchi.html
- https://43-ozr.edusite.ru/DswMedia/uchimdeteychitat-.pdf
- https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-na-temu-kak-pravilno-nauchit-rebenka-chitat-1970847.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему:«Как правильно научить ребенка читать.Есть ли в этом необходимость?»
Консультация на заявленную тематику дает возможность рарешить спорные вопросы, когда лучше учитиь детей читать с позиции ученых, родителей, специалистов. Есть ли в этом необходимость ...
Консультация для родителей на тему: " Как научить ребенка читать"
Консультация для родителей на тему: " Как научить ребенка читать"...
Консультация "Как научить ребенка читать"
В данной консультации вы познакомитесь с этапами обучения чтению детей....
Консультация на тему: "Как научить ребенка читать легко и играючи".
Данная консультация расчитана на тех родителей, которые хотят научить своего ребенка читать в дошкольном возрасте, но не знают как правильно это сделать....
Консультация для родителей "Как научить ребенка читать?"
Консультация содержит рекомендации о том как научить ребенка читать, какие правила необходимо соблюдать....
Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка читать"
Как научить ребенка читать до школы...
консультация для родителей. Научите ребенка читать книгу
Часто можно услышать от родителей сетование на то, что ребенок не хочет читать или… даже слушать . Это и понятно. Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютеры, видео… Но, ...