Что такое ОНР?
консультация по логопедии
Консультация по теме ОНР? Какие виды и степени ОНР бывают? Как корректируется этот недуг?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_onr.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое ОНР?
Общее недоразвитие речи — это нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного состава, грамматической системы и связности речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.
Отличительные признаки детей с ОНР — это не только нарушенная речь, но и такие особенности психики, как агрессивное поведение, заниженная самооценка, тревожность, беспокойство, трудности в общении.
Классификация ОНР
Общее недоразвитие речи бывает трех видов:
- Неосложненное ОНР – диагностируется у пациентов с незначительной патологией мозговой деятельности;
- Осложнённое ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психиатрического нарушения;
- ОНР и ЗРР – диагностируется у малышей патологиями тех отделов мозга, которые отвечают за речь.
Кроме разграничения по клиническим проявлениям это заболевание дифференцируется по степени выраженности и делится на уровни.
Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:
- ОНР 1 степени — это отсутствие связной речи;
- Сложности с формулировкой предложений (нередко они состоят из одного слова)
- Нарушение произношения звуков (затруднение в их различии)
- Невнятная речь ( фразы частично заменяются жестами и мимикой)
Для первого уровня характерны:
- активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
- из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
- выговаривание невнятное и искаженное;
- звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
- смысл фраз малопонятен;
- многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
- активная жестикуляция и мимика.
- ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы;
- Плохое запоминание слов. Небольшой запас по сравнению с ровесниками;
- Отсутствие способности осознания различий между числами;
- Неправильное употребление падежей и предлогов;
- Искаженное произношение звуков.
Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:
- построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
- произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
- ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
- малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
- увеличение активного и пассивного словаря;
- улучшение произношения.
- ОНР 3 степени — формирование связной речи;
- Трудности с согласованием разных частей речи;
- Сложности с формулированием сложных фраз;
- Несущественные ошибки в произношении;
- Речь связная, но состоит из простых предложений.
Характеристики третьего уровня:
- активное построение фраз и несложных предложений;
- лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
- первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
- звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
- грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
- замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).
- ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике
- Затруднения в произношении слов с большим количеством слогов;
- Пониженный уровень фонетического восприятия;
- Ошибки при словообразовании;
- Нарушение в логическом изложении мыслей.
Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:
- обширный словарь;
- сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
- распознавание звуков недостаточно отчетливое;
- негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
- наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
- грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
- трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.
ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.
Провоцирующие ОНР причины, в основном, относятся к периоду беременности и родов, и первых лет жизни ребенка. Именно они вызывают тяжелые формы недуга.
Причины ОНР:
- Инфекция матери во время беременности;
- Токсикозы;
- Родовая травма;
- Асфиксия плода;
- Несовместимость матери и плода по резус фактору;
- Заболевания ЦНС;
- Травмы мозга в первые годы жизни ребенка;
- Употребление алкоголя и никотина матерью во время беременности.
Социальные причины не менее важны. Это и дефицит общения, и проживание с глухими членами семьи, и недостаток внимания к ребенку в семье, и неблагоприятные условия, в которых он живет и воспитывается.
Как лечить это заболевание, какие меры предпринимать для восстановления речевой функции?
Лечение ОНР
Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента, у педиатра, психолога, невролога и других специалистов.
В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.
Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.
Основные задачи по коррекции детей с ОНР:
- Устранение дефектов звукопроизношения;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие навыков звукового анализа;
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса;
- Формирование грамматического строя речи;
- Развитие связной речи;
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.
Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний.
Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.
Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.
В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.
Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения.
4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.
Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма.
Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».
Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.
Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
НОД « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»
Проект на тему « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»Цель и задачи проектаПроблема: Исчезновение пернатых.Цель: Сохранение ...