Автоматизация звука "щ"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Звук [Щ].
- Повтори слоги. 1
Ща ща-щи-ще
Щё щу-ща-щи
Щу ще-щу-щё
Щи щи-щё-ща
Ще щё-ще-щу
- Повтори слова.
Щавель, щётка, щёки, щёлка, щука, щит, щель, щепка, щека, щенок, щегол, щекотка, щеколда, щепотка, щетина, щебетание.
- «Один-два-много». Изменяй слова по образцу.
Щука – две щуки – много щук.
Щепка, щётка, щит, щель, щегол.
- Повтори предложения.
От холода щиплет щёки.
Дима считает на счётах.
Щетина идёт на щётки.
Таня покупает щавель для щей.
Мама кладёт в щи щепотку соли.
Щенок щекотал мне щиколотки.
Звук [Щ].
- Изменяй предложения. 2
Я ем щи. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я надуваю щёки.
Я поймаю щуку.
Я доеду до Щёлково.
Я щупаю щель в полу.
- Повтори предложения.
Надя убегает от щенка.
Ваня наступил на щётку.
Мама купила капусту для щей.
Щеглята будут у щеглов.
Слёзы бегут по щекам.
Ветер дует в щели.
Звук [Щ].
- Повтори слоги. 3
Аща ща-аща
Ощё щё-ощё
Ущу щу-ущу
Ищи щи-ищи
Эще ще-эще
- Повтори слова.
Площадка, обещание, пощада, гуща, пища, площадь, роща, угощение, помещение, похищение, ящик, клещи, ведущий, трещина, ущелье, пещера, трещотка, будущее, туловище, кладбище, хранилище.
- «Один – много».
Лещ – лещи, вещь, плащ, овощ;
Площадка – много площадок, угощение, ящик, пища.
- «Он и я». Изменяй слова по образцу.
Он искал, и я ищу.
Он таскал, и я…
Он опускал, и я…
Он угостил, и я…
Он грустил, и я…
Он простил, и я…
Он превратил, и я…
Он прекратил, и я…
Он отпустил щегла, и я отпущу щегла.
Он полоскал вещи, и я …
Он вырастил овощи, и я…
Звук [Щ].
- Повтори предложения. 4
В ящике много вещей.
Щенок пищит без пищи.
Дима поймал щуку и леща.
Гвоздь вытащили клещами.
Щенок тащит щепки в ящик.
- Изменяй предложения.
Я тащу вещи. Он… она… мы… вы… они…
Я ищу клещи.
- «У великана». Изменяй слова по образцу.
Дом – домище
Диван - …
Лоб - …
Рот - …
Голова - …
Ладонь - …
Бровь - …
Борода - …
Кот - …
Кабан - …
Помидор - …
Арбуз - …
- Выучи чистоговорки.
Щи-щи-щи, для кого ищу плащи?
Ща-ща-ща, тащит Ваня два плаща.
Ще-ще-ще, под дождём иду в плаще.
Звук [Щ].
- Повтори слоги. 5
Ащ ящ ащ-ищ-ущ
Ощ ёщ ищ-ощ-ащ
Ущ ющ ущ-ащ-ощ
Ищ ещ ощ-ущ-ищ
- Изменяй предложения.
Я надену плащ. Он… она… мы… вы… они…
Я поливаю плющ.
Я иду на помощь.
- Повтори предложения.
Лещ живёт в воде.
Ваню испугал клещ.
В ливень плащ – необходимая вещь.
- Доскажи слово в рифму.
Ащ-ащ-ащ, я надену (плащ).
Ощ-ощ-ощ, вырос в огороде (овощ).
Ещ-ещ-ещ, не найду я (вещь).
Ещ-ещ-ещ, на листе зелёный (клещ).
Ющ-ющ-ющ, на окне зелёный (плющ).
Ящ-ящ-ящ, не вари ты этот (хрящ).
Звук [Щ].
- Повтори слоги. 6
Амща, омщё, умщу, имщи, анща, онщё, унщу, инщи, авща, овщё, увщу, ивщи.
- Повтори слова.
Общение, толщина, гонщик, кладовщик, упаковщик, каменщик, пильщик, угольщик, хищник, мощный, ощущение.
- «Один – два – пять». Изменяй слова по образцу.
Один гонщик – два гонщика – пять гонщиков.
Мойщик, банщик, хищник, купальщик, погонщик, барабанщик, морщина, ныряльщик.
- Повтори предложения.
Хищная щука поймала леща.
Ищейки ищут бунтовщиков.
Упаковщик упаковал вещи в ящик.
Кладовщик считает ящики с овощами.
Мойщик тщательно полощет вещи.
Каменщик делает стены толщиной в ладонь.
Звук [Щ].
- Изменяй предложения. 7
Я ищу одну вещь. Он… она… мы… вы… они…
Я ощущаю мощь льва.
Я обещаю не щекотать маму.
- Продолжи предложение по образцу.
Дядя Витя привозит уголь для печки, он угольщик.
Дядя Вова делает мебель, он…
Дядя Коля делает обувь, он…
Дядя Лёня моет машины, он…
Дядя Ваня работает в бане, он…
Никита танцует, он…
Дядя Петя настраивает пианино, он…
Олег играет на барабанах, он…
Данила ныряет в море за ракушками, он…
Дядя Дима регулирует движение машин, он…
- Выучи стихотворение.
Щеглиная семья.
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят.
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По-щеглиному пищат.
Звук [Щ].
8
- Прослушай текст.
- Ответь полным ответом на вопросы.
- Прослушай текст ещё раз.
- Перескажи текст.
В роще.
К Мише пришёл товарищ и позвал его гулять.
Товарищи пошли в рощу. За ними побежал щенок.
В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели в другую рощу.
Вопросы:
- Кто пришёл к Мише?
- Куда пошли товарищи?
- Кто побежал за ними?
- Кто прилетел в рощу?
- На кого залаял щенок?
- Куда улетели щеглы?
Звук [Щ].
9
- Прослушай текст.
- Ответь полным ответом на вопросы.
- Прослушай текст ещё раз.
- Перескажи текст.
Машин подарок.
Маше на день рождения подарили щенка спаниеля. У него была большая голова с длиннющими ушами, тоненькое туловище и коротенькие лапки.
Маша кормила щенка кашей с мясом и овощами, гуляла с ним на площадке.
Щенок быстро подрос.
Вопросы:
- Кого подарили Маше на день рождения?
- Какие у щенка были голова, уши, туловище и лапки?
- Чем Маша кормила щенка?
- Где Маша гуляла со щенком?
Звук [Щ].
10
- Прослушай текст.
- Ответь полным ответом на вопросы.
- Прослушай текст ещё раз.
- Перескажи текст.
Помощник.
Яша бежал из школы домой. Мороз щипал его за щёки и нос.
Сразу Яша забежал в сарай, притащил дров, набрал щепок.
В помещении он быстро скинул вещи и помог маме затопить камин. Вскоре весело затрещали щепки и дрова, в комнате стало ещё теплее.
Мама попросила Яшу собрать оставшиеся щепки щёткой. А сама стала наливать щи из щавеля, накрывать на стол.
Вопросы:
- Почему у Яши щипало щёки и нос?
- Зачем Яша забежал в сарай?
- Что сделал Яша в помещении?
- Что затрещало в камине?
- О чём мама попросила Яшу?
- Что стала делать мама?
Звук [Щ].
11
- Прослушай текст.
- Ответь полным ответом на вопросы.
- Прослушай текст ещё раз.
- Перескажи текст.
Ящерица.
Вася гулял в роще. Около тропинки он заметил камень, на котором сидела ящерица. Вася подошёл, и ящерица угрожающе открыла ротик, но не убежала. Вася осторожно взял ящерицу за туловище, а она крепко уцепилась за Васин плащ.
Ящерица что-то защищала. Вася сдвинул камень и увидел в ямке ящерок. Вася сразу поставил камень на место и посадил защитницу на него.
Вопросы:
- Где гулял Вася?
- Что заметил Вася около тропинки?
- Что сделала ящерица, когда Вася подошёл?
- Как Вася взял ящерицу?
- За что уцепилась ящерица?
- Кого защищала ящерица?
Звук [Щ].
12
- Прослушай текст.
- Ответь полным ответом на вопросы.
- Прослушай текст ещё раз.
- Перескажи текст.
Миша и щеглёнок.
Однажды Миша гулял на детской площадке и услышал, как кто-то пищит в кустах. Это пищал маленький тощий щеглёнок. Он, видно, выпал из гнезда.
Миша отнёс щеглёнка домой. Там щеглёнок осмелел и стал скакать с вещи на вещь: со стола на щётку, со щётки на плющ на окне. Щеглёнок остался жить у Миши.
По утрам щеглёнок будил Мишу своим щелканьем и щебетом. Миша давал ему пищу: щепотку семян и немного овощей. Щеглёнок съедал угощение, а потом летел к окну, садился на плющ и таращился на площадь.
Вопросы:
- Где гулял Миша?
- Кто пищал в кустах?
- Куда Миша отнёс щеглёнка?
- Что стал делать щеглёнок, когда осмелел?
- Как щеглёнок будил Мишу по утрам?
- Какую пищу давал Миша щеглёнку?
- Что делал щеглёнок после угощения?
Звук [Щ].
13
- Прослушай текст.
- Ответь полным ответом на вопросы.
- Прослушай текст ещё раз.
- Перескажи текст.
Муравей и зёрнышко.
Муравей нашёл зёрнышко и потащил его в муравейник. Но зёрнышко было слишком тяжёлое. Муравей один никак не мог дотащить его.
Тогда муравей позвал на помощь товарищей. Вместе они утащили зёрнышко в муравейник. Всегда проще работать и добывать пищу с товарищами.
Вопросы:
- Что нашёл муравей?
- Почему муравей один не мог дотащить зёрнышко?
- Кого позвал на помощь муравей?
- Что проще делать с товарищами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах
Занятие - презентация с использованием игровых приемов (анимация)...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).
Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....