Автоматизация звука "ль"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сергеева Вероника Анатольевна

Автоматизация звука "ль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Автоматизация звука "ль"892 КБ

Предварительный просмотр:

Проведи лягушку по кувшинкам. Не забывай произносить звук Ль при каждом прыжке лягушки.

Звук [Ль] 1

  1. Повтори слоги.                                                      

Ля         ля-ли             ля-ли-ле

Ли         ле-лё             лю-ля-ли

Ле          лю-ля           лё-лю-ле

Лё          лё-ли            ли-лю-лё

Лю         ли-ле            лё-ли-ля

  1. Повтори слова.

Липа, линь, Лида, ливень, лифт, лев, лес, лето, лебедь, лента, лёд, лён, Лёва, Лёша, лётчик, люк, люди, лютик, Люда, лямка, лиса, лицо, лимон, ленивый, лесник, ледник, любовь, любить, любимец.

  1. Посчитай слова от 1 до 5:

Люк, лимон, лебедь, лётчик.

  1. Игра «Один – много».

Лист – листы

Лиана - …

Лиса - …

Лещ - …

Лес - …

Лента - …

Лесенка - …

Лётчик - …

Лямка - …

Лесник - …

Лепёшка - …

Звук [Ль] 2

Звук [Ль] 3

  1. Повтори предложения:                                        

У Лены лепёшка.

В лесу много лип.

У Любы в косе лента.

У лифта стоит лифтёр.

Летом часто идут ливни.

Листья летят, как лебеди.

Леня любит лимонад.

Леша лежит на лежанке.

Лиза и Люда лежат под липой.

Лебеди летят высоко над лесом.

  1. Изменяй предложения.

Я буду лётчиком ты… он… она… мы… вы… они…

Я покупаю ленты.

Я пью лимонад.

Я еду на лифте.

Я ем липовый мёд.

Я несу листик из леса.

Я лежу, как ленивый кот.

Звук [Ль] 4

Звук [Ль] 4.1

  1. Повтори слоги.                                                

Лю-ля-ли            аля            ля-аля

Лё-ле-ля             олё            лё-олё

Ле-лю-лё            улю           лю-улю

Ля-ли-ле             или           ли-или

Ли-лё-лю            эле            ле-эле

  1. Повтори слова.

Налим, малина, улитка, калитка, долина, Полина, билет, олень, колено, полено, железо, тюлень, полёт, самолёт, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, салют, малютка, поляна, гуляш, солянка, коляска, улица, пеликан, великан, нолик, поле, улей, колесо, оленёнок, полюс, челюсть, пуля, неделя, Оля, Коля, Валя, Поля, Толя, Галя, Уля, воля.

  1. Игра «Я – мы».

Я ходил – мы ходили.

Я спал – мы…

Я читал – мы…

Я писал – мы…

Я кушал – мы…

Я мыл – мы…

Я сидел – мы…

Я копал – мы…

Я стучал -  мы…

Я бегал – мы…

Я скакал – мы…

Я упал – мы…

Звук [Ль] 5

  1. Посчитай слова от 1 до 5:                                      

Поляна, олень, телефон, липовая аллея, зелёная лента, колесо телеги.

  1. Повтори предложения.

В поле цветёт лён.

Лиза поливает лимон.

Люди охотились на лис.

Дети попали под ливень.

На столе лежат лепёшки.

Листья липы уже опали.

В зале не зажигали свет.

Вдали показались поляны.

На тополях появились листочки.

Шумели липы, осыпали колючий снег.

Дети сидели под тополем и ели малину.

Летом дети ходили в лес за малиной.

В коляске катали маленькую Полину.

Лёва и Алёша видели полёт самолёта.

На коленях у Лены сидели маленькие котята.

Они жили на одной улице, учились в одной школе.

Звук [Ль] 6

  1. Изменяй предложения.                                

Я поливаю малину. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я солю солянку.

Я болею всю неделю.

Я полечу на самолёте над лесом.

  1. Назови детей ласково.

Люда – Людочка

Лена - …

Леня - …

Лина - …

Лиза - …

Люба - …

Коля - …

Оля - …

Галя - …

Толя - …

Валя - …

Леша - …

Илья - …

Алиса - …

Олег - …

Лёва - …

Полина - …

Алена - …

Звук [Ль] 7

  1. Повтори слоги.                                                      

Аль            аль-оль-уль

Оль            иль-уль-аль

Уль            оль-аль-иль

Иль            уль-иль-оль

  1. Повтори слова.

Даль, шаль, сталь, педаль, медаль, деталь, ноль, соль, боль, тополь, соболь, фасоль, куль, тюль, Буль-буль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, стиль, фитиль, цель, мель, шмель, кисель, метель, пудель.

  1. Повтори предложения.

Мама вешает тюль.

У бабушки шаль.

Вова пьёт кисель.

Пудель не ест фасоль.

Соболь убегает вдаль.

Папа сажает тополь и ель.

Водитель нажимает на педаль.

Спасатель получил медаль.

  1. Повтори потешки.

Аль-аль-аль, весной цветёт миндаль.

Оль-оль-оль, на ноге у Пети мозоль.

Уль-уль-уль, вода бежит: буль-буль.

Иль-иль-иль, я зажёг у свечки фитиль.

Ель-ель-ель, весной капает капель.

Ыль-ыль-ыль, надо выбить пыль.

Звук [Ль] 8

  1. Изменяй предложения.                                      

Я пью кисель. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я попаду в цель.

Мне дали медаль.

  1. Повтори слоги.

Ля-ли-ле                         аль-уль-иль

Лю-ля-ли                        уль-иль-аль

Лё-лю-ля                        иль-оль-уль

Ли-ле-лё                         Оль-иль-аль

  1. Игра «Один – много».

Педаль - педали

Деталь - …

Костыль - …

Мозоль - …

Медаль - …

Учитель - …

Читатель - …

  1. Посчитай слова от 1 до 5.

Деталь, пудель, учитель, зелёная шаль, ленивый шмель, лист тополя.

Звук [Ль] 9

  1. Повтори предложения.                                            

Мы купили соль.

В поле качается ковыль.

Июль – летний месяц.

Это деталь от самолёта.

Пылесос засасывает пыль.

На ноге болит мозоль.

В метель летит не пыль, а снег.

Люда любит миндаль.

  1. Изменяй предложения.

Я не гуляю в метель. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я наливаю воду в бутыль.

Я солю зелёную фасоль.

Я найду левую деталь от коляски.

  1. Выучи скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель объехали

И назад поехали.

Звук [Ль] 10

  1. Продолжи предложения по образцу.                

Толя любит кисель с малиной. – Толя любит малиновый кисель.

Валя любит чай с лимоном. – Валя любит (какой?) чай.

Шмели несут мёд с липы. – Шмели несут (какой?) мёд.

Коля ест суп с фасолью. – Коля ест (какой?) суп.

Весной летает пух тополей. – Весной летает (какой?) пух.

У мамы шуба из соболя. – У мамы (какая?) шуба.

В кустах видно гнездо лебедя. – В кустах видно (какое?) гнездо.

Летом цветут цветы в поле. – Летом цветут (какие?) цветы.

Галя кушает малину из леса. – Галя кушает (какую?) малину.

Мы попали летом под ливень. – Мы попали под (какой?) ливень.

  1. Выучи стихотворение.

Самолёт.

Самолёт, самолёт,

Он готов уже в полёт.

Полетит он над полями,

Полетит он над лесами.

Звук [Ль] 11

  1. Повтори слоги.                                                  

Альпа, ольпо, ульпу, ильпы, Альба, ольбо, ульбу, ильбы, алька, олько, ульку, ильки, альга, ольго, ульгу, ильги, альфа, ольфо, ульфу, ильфы, альва, ольво, ульву, ильвы, альса, ольсо, ульсу, ильсы, альза, ользо, ульзу, ильзы, альша, ольшо, ульшу, ильши, альта, ольто, ульту, ильты, альда, ольдо, ульду, ильды, альна, ольно, ульну, ильны, альча, ольчо, ульчу, ильчи, альца, ольцо, ульцу, ильцы, альха, ольхо, ульху, ильхи.

  1. Повтори слова.

Пальто, альбом, спальня, альпинист, бальзам, Ольга, кольцо, полька, польза, столько, Булька, шпулька, бульдог, тюльпан, тюлька, пыльца, килька, шпилька, будильник, жильцы, умельцы, мелькает, дельфин, стелька, апельсин, асфальт, вальс, сельдь, пульт, пульс, фильм, льдина, львица, львёнок.

  1. Назови ласково.

Альбом – альбомчик            Палец – пальчик

Пальма - …                            стул - …

Пальто - …                            капля - …

Тюльпан - …                         сабля - …

Дельфин - …                         вафля - …

Будильник - …                      туфля - …

Апельсин - …                        петля - …

Звук [Ль] 12

  1. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.                

Тюльпан, альбом, мальчик, больной пальчик, пыльный стульчик, сильный дельфин.

  1. Повтори предложения.

У Ольги альбом.

Мальчик ушиб пальчик.

Дельфин ест кильку.

Бульдога зовут Булькой.

Будильник сильно звенит.

У мамы на пальце кольцо.

В ванне булькает мыльная вода.

Мальчики спят в спальне.

Вале сшили пальто.

Лизе дали альбом.

На столе стоит соль.

В поле сильная метель.

Бульдога водили по улице.

Любе больно сжали пальцы.

Со стульчика смели пыль.

Коле купили апельсинов.

  1. Изменяй предложения.

Я заведу будильник. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я считаю капельки.

Я любуюсь тюльпанами.

Я мою пыльные пальцы.

Я танцую польку и вальс.

Звук [Ль] 13

  1. Повтори предложения.                                        

Утром звонит и всех будит будильник.

В дельфинарии выступают дельфины.

Мама снимает с пальца золотое кольцо.

На юге растут кактусы и пальмы.

Осенью носят куртки и пальто.

Для сна в детском садике есть спальня.

Для рисования нужен альбом.

Галстуки носят мужчины и мальчики.

  1. Скажи наоборот.

Оленёнок слабый, а олень …

Дельфин большой, а дельфинёнок …

Телега тяжёлая, а лента …

Малина сладкая, а селёдка …

У Лизы болит правое колено, а у Оли …

Валя живёт близко от леса, а Лёня …

  1. Доскажи словечко.

Штраф дядя заплатил за это:

В автобусе он ехал без …

Вот опять кричит наш мальчик,

Он ножом порезал …

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах

Занятие - презентация  с использованием игровых приемов (анимация)...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....