Автоматизация звука "ч"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сергеева Вероника Анатольевна

Автоматизация звука "ч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Автоматизация звука "ч"568 КБ

Предварительный просмотр:

Ч 1

Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Ч 2

  1. Повтори слоги.                                                            

Ча            ча-чи-чу

Чо            чо-чу-че

Чу            чу-ча-чо

Чи            чи-че-ча

Че            че-чо-чи

  1. Повтори слова.

Чай, чайка, чабан, чаинка, чалма, чётки, чёлка, человек, чепуха, чемпион, чудо, чуб, чудак, чугун, чулок, чулан, чин, чиновник, читальня, чиханье.

  1. Игра «Один – два – четыре».

Пример: один чек, два чека, четыре чека.

Чек, чайник, чайка, чемодан, чехол, чуткий человек.

  1. Изменяй предложения.

Я пью чай в чайхане. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я чихаю от пыли в чулане.

  1. Повтори предложения.

У Вани – чуб, у Тани – чёлка.

На полу чей-то чемодан.

Оля чинит чёрные чулки.

Ч 3

Лабиринт 1

Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка — чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Перечень картинок лабиринта: чай, чайка, чайник, <7>, чулки, чеснок, чемодан, человек, черепаха.

Ч 4

  1. Повтори слоги.                                                          

Ача                   ча-ача

Очо                   чо-очо

Учу                   чу-учу

Ичи                   чи-ичи

Эче                    че-эче

  1. Повтори слова.

Кочан, бахча, початок, печаль, начало, плечо, учёба, учёт, кабачок, бочонок, толчок, качели, печенье, учебник, лечение, увлечение, тычинка, начинка, починка, кольчуга, туча, дача, удача, добыча, обычай, мачеха, ученик, мальчик, величина, одуванчик, колокольчик, лечо, пончик, вычитание, начинание.

  1. Назови ласково.

Бык – бычок, кулак - …, каблук - …, колпак - …, пятак - …, мяч - …, ключ - …, калач - …, палец - …, платок - …, венок - …, уголок - …, обломок - …, клубок - …, глоток - …

  1. «Ты и я». Закончи предложение по образцу.

Ты летишь в Чили, и я лечу в Чили.

Ты катишь бочонок, и я …

Ты пыхтишь, как чайник, и я …

Ты ухватишь червяка, и я …

Ты крутишь плечом, и я…

Ты вертишь ключи на пальчике, и я…

Ч 5

  1. Посчитай слова от 1 до 5.                                        

Пример: одна мочалка, две мочалки, …, пять мочалок.

Ночёвка, отпечаток, англичанин, учёная овчарка, поручение начальника, печальное приключение.

  1. Повтори предложения.

Мальчики не плачут.

Бычок печально мычит.

Ученик читает чётко.

Начальник получил новый чин.

Ученики учат биологию по учебнику.

Девчонки качают на качелях кукол.

Ученики готовы к началу учебного года.

На даче много одуванчиков и колокольчиков.

  1. Изменяй предложения.

Я лечу плечо. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я намочил пальчики.

Я пью чай с печеньем и пончиками.

Я получу четыре учебника.

Я хочу почитать о приключениях.

Я точу перочинный ножик.

  1. Выучи чистоговорки.

Ча-ча-ча, нет у мальчика ключа.

Чу-чу-чу, я найти его хочу.

Чи-чи-чи, вот крючок, а где ключи?

Ча-ча-ча, огорчён из-за ключа.

Ч 6

  1. Повтори слоги.                                                        

Ач        яч          ач-ич-уч

Оч        ёч          ич-оч-ач

Уч        юч         уч-ач-оч

Ич        еч          оч-уч-ич

  1. Повтори слова.

Мяч, плач, богач, калач, ткач, кумач, лихач, ловкач, ночь, дочь, меч, печь, мелочь, луч, ключ, дичь, кулич.

  1. «Я и ты».

Я плачу, и ты плачь.

Я увеличу ключ, и ты…

Я не перечу маме, и ты…

Я окучу грядку, и ты…

Я пеку кулич, и ты должен печь кулич.

Я лягу на печь, и ты должен…

Я помогу ловить дичь, и ты должен…

Я берегу меч, и ты должен…

  1. Повтори предложения.

Лихач наехал на мяч.

Врач не любит плач.

Грач клюёт калач.

Дочь крутит обруч.

Кирпич упал на ключ.

Трубач не играет в полночь.

Ч 7

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: В больнице девочку встретил врач.

Ч 8

  1. Изменяй предложения.                                      

Я кидаю мяч. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я кладу кулич в печь.

Я даю мелочь за калач.

  1. Выучи чистоговорки.

Ач-ач-ач, дочь кидает мяч.

Оч-оч-оч, надо ей помочь.

Еч-еч-еч, мы попали в печь.

Ич-ич-ич, мяч отбил кирпич.

  1. Закончи предложения по образцу.

Этот калач горячий, он очень горяч.

Этот шиповник колючий, он очень…

Этот человек везучий, он очень…

Этот клей тягучий, он очень…

Этот цветок пахучий, он очень…

  1. Выучи скороговорку.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной,

Куплю другой.

Ч 9

  1. Повтори слоги.                                                          

Ачка, очко, учку, ички, ачна, очно, учну, ичны, ачма, очмо, учму, ичмы, ачта, очто, учту, ичты.

  1. Повтори слова.

Тачка, пачка, бочка, точка, внучка, колючка, отличник, наличник, ключник, мичман, почва, почта, очки, удочка, бабочка, девочка, наволочка, нянечка, печник, лодочник, ночлег, ячмень, мечта, почтальон.

  1. Назови ласково.

Туча – тучка; куча, дача, дочь, ночь, печь, овца, рука, река, улица – улочка, утка, тапки, полка, ветка, клетка, вилка, ванна, нитка, лейка – леечка, копейка, линейка, кольцо, вода, блюдце, облако, имя, время.

Ч 10

Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.

Ч 11

  1. «Один – много».                                                  

Бычок – бычки, пятачок, кабачок, колпачок, каблучок, паучок, новичок, кулачок, удачная удочка – удачные удочки, одиночная лодочка, отличная тачка, мучное колечко, прочная полочка, мрачная тучка, коричневая палочка, кирпичная печка.

  1. Посчитай слова от 1 до 5.

Почтальон, отличник, печник, удочка, почка, ночная бабочка, нянечка для девочки.

  1. Повтори предложения.

Девочка идёт на почту.

Внучка найдёт деду очки.

Бычку дали тачку ячменя.

Мама вынула колючку у дочки из юбочки.

Лодочка плывёт по речке.

Печнику нужен кирпич для печки.

Девочка кормит курочку гречкой.

У рыбака новые крючки для удочки.

  1. Изменяй предложения.

Я буду отличником. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я везу бочку на тачке.

Я покупаю тапочки для девочки.

Ч 12

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка... часы. — Ванечке подарили часы.

Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.

Ч 13

  1. Повтори слоги.                                                          

Ча-чу-чи         ач-уч-ич

Чи-ча-чо         ич-ач-оч

Чу-чи-че         оч-ач-ич

Че-чо-ча          ич-оч-уч

  1. Повтори слова.

Пчела, вчера, вчетвером, чучело, чечётка, чукча, отчёт, лётчик, добытчик, ветчина, ответчик, обидчик.

  1. Скажи ласково.

Чехол – чехольчик

Чёлка, чайка, человек, червяк, чердак, черновик, кочан, точка, очки, начинка, бочонок, мочалка, крючок.

  1. Повтори предложения.

Чиновник печатает отчёт.

Чукча в чуме делает очаг.

Олег Иванович учит чечётке.

Над одуванчиками летают пчёлы и бабочки.

  1. Изменяй предложения.

Я включу чайничек. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я мчу девочку на тачке.

Я возьму чукчу в попутчики.

Ч 14

Упражнение «Четвёртый — лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.

Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого — меньше? Посчитай насекомых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...

Ч 15

  1. Прослушай текст.
  2. Ответь полным ответом на вопросы.
  3. Прослушай текст ещё раз.
  4. Перескажи текст.

Начало весны.

В марте начинается весна. Начинает горячее пригревать солнце, тает снег. Сначала на пригорочках появляются первые проталины. На дорогах журчат пока маленькие ручейки.

Ручьи, проталины, первые кучерявые облачка – это и есть самое начало весны.

Вопросы:

  • Когда начинается весна?
  • Почему начинает таять снег?
  • Где сначала начинают появляться проталины?
  • Где журчат ручейки?
  • Какие признаки начала весны?

Ч 16

Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ч. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.

Ч 17

  1. Прослушай текст.
  2. Ответь полным ответом на вопросы.
  3. Прослушай текст ещё раз.
  4. Перескажи текст.

Зайчата.

Было лето. Два мальчика зашли в дремучий лес. Там они обнаружили четырёх зайчат. Мальчики спрятались за пенёчком и начали наблюдать.

Через полчаса к зайчатам прискакала зайчиха. И мальчики смогли увидеть, как зайчиха кормит и учит своих зайчат.

Вечером мальчики вернулись домой и всем рассказали о заячьей семье.

Вопросы:

  • Где мальчики обнаружили четырёх зайчат?
  • Откуда мальчики наблюдали за зайчатами?
  • Кто прискакал через полчаса?
  • Что делала зайчиха?
  • О чём рассказали мальчики вечером?

Ч 18

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным — мягкие согласные, красным — гласные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах

Занятие - презентация  с использованием игровых приемов (анимация)...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....