Статья "О значении артикуляционной гимнастики"
статья по логопедии

Галина Викторовна Того

О значении артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

                   «О значении артикуляционной гимнастики»

В логопедической практике артикуляцией называют способность произносить звуки раздельно. Чёткость звучания напрямую зависит от развития артикуляционного аппарата. Наибольшее влияние на произношение оказывает постановка губ, языка и щёк. Детям необходимо развивать речевой аппарат, выполняя набор специальных упражнений.

Гимнастика для развития речи выполняется в игровой форме. Ребёнка располагают перед зеркалом и обучают простым и забавным упражнениями, помогающим лучше контролировать движения языка, щёк и губ. Взрослый на собственном примере показывает правильный вариант выполнения каждого упражнения, а ребёнок их старательно повторяет. Занятия с малышами в возрасте 2-3 лет длятся 7-10 минут, а с детьми 3-4 лет – около 20 минут в день.

Логопедическая гимнастика не требует особых условий. Через несколько месяцев работы от зеркала можно будет отказаться и выполнять упражнения «на ходу», с пользой коротая время в пробках, длинных очередях, на детской площадке.

Детские психологи считают, что артикуляционная гимнастика помогает не только в исправлении дикции, но и в укреплении семейных отношений. Родители становятся для ребёнка прямым примером для подражания и обучают навыку, крайне важному для адаптации в социуме. Научить малыша правильно говорить, значит заложить фундамент для успешного будущего.

Примерный комплекс артикуляторных упражнений для детей 2-4 лет.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй. 

3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции). 
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.

6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

 

Упражнения для развития подвижности губ

1. Массаж губ зубами.

Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы. 

2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).



4. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 

5. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

6. Спрятать губки.

Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны. 

 

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти


1. Трусливый птенчик.
Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично. 

2. Акулы.
Описание:  Рот приоткрыт,  На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" -  челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 

4. Обезьяна.
Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 

5. Силач.
Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду

Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...

Значение артикуляционной гимнастики.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...

Значение артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика...

Значение артикуляционной гимнастики

Консультация для родителей...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...