Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звуки Ч, Щ.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических заданий» и другое. За многие годы я накопила и разработала речевые задания для автоматизации звуков. Очень удобно выборочно подбирать нужное для конкретного ребёнка при автоматизации звуков.Звуки Ч, Щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_ch_shch.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки Ч, Щ
ЗВУК Ч
1.Выполнять перед зеркалом правильную артикуляцию звука Ч:
Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.Кончик язык касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам .Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
2. На выдохе быстро, слитно произнести звуки Т и Щ , кончиком языка ударяя в небо. Слышится звук, похожий на Ч.
Ч |
3. Развитие фонематического слуха .Повторить по 3-4 раза слоговые ряды: АЧ-АЧ-АЧ, ОЧ-ОЧ-ОЧ, УЧ- УЧ- УЧ, ЫЧ-ЫЧ-ЫЧ
АЧ-ОЧ-УЧ, ЮЧ-ИЧ-ЕЧ, УЧ-ЕЧ-ИЧ, АЧ-ЕЧ-ЯЧ
4.Повторить за взрослым слоги и слова. Следить за правильным произношением звука Ч в каждом случае.
Ач-ач-ач-грач оч-оч-оч-ночь уч-уч-уч-луч юч-юч-юч-ключ
5. Повторить по 2-3 раза каждое слово со звуком Ч в конце. Звук Ч произносить чётко :
силач ,плач, грач, врач, горяч, ночь, дочь, дичь, кирпич ,меч, печь ,речь, луч, мяч, горяч, ключ, калач, богач.
6. Игра «Скажи дальше».Правильно произносить звук Ч:
Я купил мяч
Ты…
Он…
Она…
Они...
Мы…
Вы……..(купили мяч)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.Артикуляционная гимнастика. Упр. «Рупор», «Чашечка», «Лопатка»
2.Дыхательная гимнастика. На выдохе произнести: ча-ча, чу-ча, чё-чи.
3.Повторять за взрослым по2-3 раза слова со звуком Ч в середине. Чётко выделять звук Ч в каждом слове:
туча, дача, куча, кочан, причал, кричал, качал, начал, мочалка, удача, добыча, задача ,кричу ,уплачу, драчун, дочурка, молчу, мальчуган, бычок, каблучок, крючок, плечо, зайчонок, кирпичи ,врачи, грачи, кричи, волчица ,зайчик, мальчик, пальчик, колючий, лётчик, огурчик.
Ч |
4.Игра «Скажи ласково»:
булка-…..(булочка) чашка-…
сумка- … лейка-…
белка- .. книжка-…
ложка-… ночь-…
5. Выучить стихотворение. Следить за правильным произношением
звука Ч в каждом слове.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут
------------------------------------------------------------------------------------------
Ч |
1.Артикуляционная гимнастика . Упр. Те же
2. Дыхательная гимнастика . Упр. Те же.
3. Повторять за взрослым слова со звуком Ч в начале:
чай, час, чайка, чашки, чайник, чудо, чуб, чок-чок, чижик,чёрный,чей
4.Игра «Сосчитай»:
Одна чашка Две…. Три …. Десять чашек
5.Послушай предложения. Исправь их:
1)Овечки пасут чабана.
2)Почта принесла почтальона.
ЗВУК I Щ I
1.Выполнять перед зеркалом правильную артикуляцию звука I ЩI.
Щ |
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИИ. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
2.Повторить слоги 2-3 раза Следить за правильным произношением звука IЩI:
ЩА-ЩА-ЩА ЩУ-ЩУ-ЩУ ЩИ-ЩИ-ЩИ ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ ЩА-ЩУ-ЩЕ
3. Повторить за взрослым 2-3 раза слова со звуком I Щ I в начале :
щавель, щётка, щёлкать, щёки, щётки, щель, щепка, щека, щенок, щетина, щегол, щеголять, щедрый, щи, щит, щипать, щиплет, щипаный, щуплый, щуриться , щупать.
(При необходимости пояснять ребёнку значение каждого слова)
4.Игра « Сосчитай». Следить во время счёта за правильным произношением звука Щ в каждом слове :
Одна щека Две… Три… Четыре… Десять щёк
5.Выучить стихотворение. Следить за правильным произношением звука Щ во всех словах: ЩУКА (Г. Виеру)
Щука проглотила щётку ,
Щётка ей щекочет глотку.
«Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?»
________________________________________________________________________________________
1.Артикуляционная гимнастика .Упражнения «Накажи непослушный язык», «Рупор», «Чашечка», «Грибок».
2.Дыхательная гимнастика. Упр. «Фокус». Рот открыт, язык «чашечкой» выдвинут вперёд и приподнят, плавно дуть на ватку, лежащую на кончике носа, сдувая её вверх.
3.Работа над звуком Щ.
Щ |
а) Произносить за взрослым слова со звуком Щ в середине:
пищать, обещать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, ещё, защёлка, сгущёнка, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, угощение, прощение, пища, роща, площадь, ищут, тащут, вещи, ящик, овощи, тащит, трещина, помощник
б)Повторить за взрослым предложения. Следить за чётким произношением звука Щ в каждом слове:
Аня надела плащ. Щенок играет со щёткой. В озере лещи. Волки рыщут, пищу ищут. На помощь Ване спешит Оля.
в) Игра «Сосчитай до 10». Один плащ Два … Три… Десять плащей
г)Послушать предложения. Исправить их. Следить за правильным произношением звука Щ в словах:
1)Трещит трава в кузнечиках.2) Щель пролезла в щенка.3) Два леща поймали рыбака 4) Конфетка угостила меня товарищем.
д) Повторить стихотворение «Щука».
------------------------------------------------------------------------------------------
Щ |
1. Артикуляционная гимнастика . Упр. «Рупор», «Чашечка»
2.Дыхательная гимнастика. Упр. «Фокус».
3.Повторить слоги: ащ-ощ-ущ, ущ-ощ-ащ ,ящ-ощ-ыщ
4.Повторить по 2-3 раза слова со звуком Щ в конце:
- ащ-ащ-плащ ищ-ищ-товарищ ещ-ещ-лещ
- лещ, вещь, овощ, клещ, хрящ, борщ, плащ, товарищ, помощь
5. Игра « Скажи дальше»: Я надену плащ Ты … Он….. Она… Мы… Вы… Они…
6. Какие из этих слов обозначают животных?
Роща, вещи, лещ, волчище, медведище, ящик, клещи, овощи, щётка
7. Заучи скороговорку:
Ащ-ащ-ащ-я испачкал плащ,
Ещ-ещ-ещ-я почистил вещь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [С].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Ж].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков. Соноры".
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Консультация для родителей: "Автоматизация поставленных логопедом звуков дома".
Консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Познакомит с основными этапами автоматизации звуков и с дидактическими играми, в которые ро...
Ошибки взрослых которые мешают успешной автоматизации поставленных з звуков.
В статье описываются характерные ошибки взрослых ,неправильная помощь.Будет полезна и родителям и педагогам....
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).
Программа содержит подробное поэтапное календарное планирование с подробным описанием коррекционной работы над звукопостанвкой и автоматизацией звука С...