Консультация для педагогов-Игровые технологии.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Корнюхина Анна Владимировна

Консультация для педагогов. Игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР».

   Игра на коррекционных занятиях – это средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

   Понятие «игровые технологии» включает огромную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра – это четко поставленная цель воспитания и обучения, это педагогическим результат, они обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются различной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель предстает в форме игровой задачи;
  • воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Выделяют следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

     Игровая технология определяется игровой средой:

 игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Цель игровых технологий может решать задачи:

  • дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

     Игровые технологии преимущественно применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.

     Игра как средство коррекции является основным и любимым детьми занятием, она позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, арт-терапию и актуальны тем, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главные задачи при работе с детьми с нарушениями речи:

  • Развитие мелкой моторики мышц кистей;
  • Развитие координационных способностей;
  • Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;
  • Формирование фонетического слуха;
  • Развитие устной речи;
  • Формирование четкости артикуляции;
  • Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

   Условно игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

  • игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность,
  • совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов,
  •  повышают эмоциональную активность детей.

       Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом происходят различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Игры на развитие речевого слуха

Цель данных игр – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха

Цель данных игр -развивать фонематическое восприятие, умение вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференциация определенных пар звуков, направленных на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах нужные звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры:

Найди и назови нужное слово-предлагается выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит несколько слов, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Назови первый звук в слове.

Логопед показывает называет (показывает) картинку и предлагает определить, с какого звука начинается слово.
Назови последний звук в слове.

Логопед произносит (показывает) картинку и просит назвать, какой в слове последний звук.

Игры для формирования правильного звукопроизношения:

Игра «Доскажи словечко»

Логопед произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово

Игра «Повтори» (в кругу с мячом)

 Логопед бросает мяч ребенку, произнося слово с выделением звука  Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.

Игра «Назови слова».

Логопед показывает букву и просит назвать слова с нужным звуком.

Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, дети  учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по  форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение. В основном дидактические игры оречевляются, т.е. проговаривает свои действия.

Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.

Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои  замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными  для детей  могут быть игры со строительным  материалом («Лего», конструкторы, кубики,  уникубы, и т. д.).

Игры-драматизациисюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.

Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию.

Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения  пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека подготавливает совершенствование артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти.

Как правило, дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

В логопедической работе, направленной на развитие  логического мышления, рекомендуются игры «4-ый лишний», «Аналогии»,  «Что кому надо?» и т. д. Развивать  внимание  рекомендуется  используя игры типа  «Дополни  картинку»,  «Что изменилось?», «Найди  отличия» и другие.

Для детей с нарушениями  речи, игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов,  эмоциональной устойчивости.

Перед логопедом и педагогами групп для детей с ОНР сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе:

  • При выборе игр логопедом и педагогами учитываются возрастные особенности ребенка,
  • характер дефекта, степень его выраженности
  • и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.      

      Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются, Они требуют от логопеда и педагогов (и родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков  является игра. 

Реализация этих задач требует качественного подхода к коррекции, обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии и арт-терапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.




Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное

учреждение  детский  сад  общеразвивающего вида №  31

поселок Мирской Муниципального  Образования

Кавказский  район

п. Мирской, 2019 г.

Пояснительная записка.

           Данная разработка занятия создавалась в условиях современной,

насыщенной событиями жизни. Она позволяет дополнить и разнообразить

жизнь детей в условиях группы компенсирующей направленности в ДОУ. Во

время проведения занятия использовались некоторые виды  ЦОР имеющие свою специфику, они яркие, эмоциональные, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых  записей.  Все это обеспечивает нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер дополняет учителя - логопеда, а не заменят его.

          Направление занятия коррекционно-развивающее  (лексико-грамматическая сторона речи), в нем  по теме «Человек. День Матери» используются лексико-грамматические понятия, категории, закрепляются сонорные  звуки (/л/-/л'/, /р/-/р'/). Занятие проводится в подготовительной группе компенсирующей направленности, его можно проводить с детьми как группой (фронтально)-13 человек, так и подгруппой (5-6  человек). Дети посещают группу компенсирующей направленности второй год, занятие проводится по «Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», разработанной на основе «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой. Возраст детей-6-7 лет. Эти дети, имеющие ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), имеющие тяжелые нарушения речи –ОНР (1-3 уровня)-общее недоразвитие речи.

 Это занятие проводится в первом периоде обучения, в ноябре, количество

занятий по этой направленности – 1 час в неделю, время проведения занятия –по  СанПин 2.4.1.3049-13- 25-30 минут.

                 Занятие в подготовительной группе компенсирующей

направленности на тему: «Человек. День Матери» с применением ЦОР.

Цель: Познакомить детей с понятиями – дети-малыши (девочка-мальчик), дошкольники, школьники, взрослые; обогащение словаря, закрепление сонорных звуков ( /л/-/л'/, /р/-/р'/ в речи, развития чувства ритма, слухового и зрительного внимания, воображения, мышления, памяти.

Задачи:

  1. Обогащать словарь (существительные и прилагательные, подбор антонимов к ним).
  2. Формировать понятие о человеке, а о матери – как главному человеку в жизни.
  3. Продолжать дифференцировать сонорные звуки в речи детей.
  4. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство ответственности и любви к маме, желание помогать маме и девочкам.

Оборудование: мультимедийная установка, горшочек с цветком, диктофон, игрушка маленькой куколки, мольберт, мел или фломастеры, микрофон, диктофон (телефон), фотоаппарат (телефон), мячик, картинки большого и маленького самолётов, тигра и тигрёнка.

Ход занятия:

1.Организационный момент: (Дети входят в зал под легкую музыку).

Логопед: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? (Горшочек с цветком). Это не просто горшочек с цветком, а волшебный горшочек. Повторяйте за мной слова: «Крибли-крубли-крамс» и увидите, что будет дальше. (Дети повторяют слова, а логопед незаметно достает маленькую игрушку-куколку).

-Кто это? (Ответы детей). Это- Дюймовочка! Она пришла к нам из сказки, чтобы поиграть с вами. Поиграем с ней? Назовите картинки, которые отвечают на вопрос «Кто это?».

Игра: «Назови картинку». (Дети должны назвать картинки-слова, которые отвечают на вопросы «Кто это?»- показ картинок на мультимедийной установке (малыш, малышка, мальчик, девочка, юноша, девушка, мужчина, женщина, дедушка, бабушка).

Логопед: Скажите, какие картинки мы рассматривали? Что вы можете сказать о картинках? (Правильно, вы называли маленьких детей – малышей, которые подрастали и стали дошкольниками – мальчиком и девочкой, пошли в школу – стали школьниками, подросли и стали юношей и девушкой, закончили школу – стали взрослыми – мужчиной и женщиной, а в конце жизни – дедушкой и бабушкой). А как можно назвать детей, которые ходят в детский сад? (Верно, дошкольниками). А вас как можно назвать? (Верно, тоже дошкольниками). А можно сразу стать большими? Можно стать бабушкой и дедушкой? (Да, нельзя, потому что каждый человек должен пройти по времени свой период жизни, чем больше живет человек, тем больше он может меняться).  

Логопед: Ребята, а наша Дюймовочка какая, большая или маленькая? (Маленькая). Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» и развеселим ее, ответим на вопрос какой?

Игра с мячом «Скажи наоборот»-Подбор антонимов к прилагательным.

Например, какой? – большой, а наоборот? (Маленький).    

(Логопед кидает мяч, называя слово, а дети ловят мяч и называют антонимы):

высокий-…низкий                                        трудолюбивый-…ленивый

молодой-…старый                                        больной-…здоровый

толстый-…худой                                           весёлый-….грустный

добрый-…злой                                               аккуратный-…неряшливый

-Ребята, какие звуки часто встречаются в этой игре? Правильно, мы проговариваем звуки /л/-/л’/, /р/-/р'/, они у нас какие? Правильно, важные для нашей речи, их надо говорить правильно. Давайте Дюймовочке поиграем и споем песню с этими звуками. Я показываю картинку большого самолета, а вы поёте звук /л/ столько, сколько я буду держать картинку, показываю картинку маленького самолёта-вы произносите звук /л’/, показываю картинку тигра-вы рычите –звук /р/, а показываю тигренка-вы произносите звук /р’/.

Игра «Песенка со звуками»- дети играют на закрепление сонорных звуков.

Логопед: Ребята, мы с вами развеселились и можем рассказать о нашей гостье-Дюймовочке, какая она красивая. Что у нее есть, какие части тела? (Ответы детей).

Молодцы- у нее есть голова, туловище, руки и ноги. Что расположено на голове? Правильно, на голове есть волосы, уши, лицо-на нем брови, глаза, нос, рот, внутри рта-зубы, есть на лице-губы, щеки, подбородок. Голову и туловище соединяет шея. А давайте поиграем в игру «Нарисуй лицо»? В эту игру надо играть с закрытыми глазами. Надо завязать повязкой глаза.

Игра «Нарисуй лицо». (Дети должны с закрытыми повязкой глазами нарисовать лицо человека мелом или фломастером на доске. Выигрывает тот, кто довольно успешно нарисует лицо человека).

Логопед: Какие вы молодцы! А теперь расскажите Дюймовочке о себе, какие вы, что у вас есть, что хотите? Поиграем в игру «Корреспондент».

Игра «Корреспондент»-дети берут микрофон и рассказывают о себе. (Каждый ребенок составляет рассказ в свободной форме. Логопед включает диктофон и записывает речь детей).

Физминутка:

          Девочки и мальчики, становитесь на зарядку! (Дети становятся в круг).

          Ведь дела у нас в порядке!

          Ручками похлопали,  (Дети хлопают в ладоши).

          Ножками потопали. (Топают ногами).

          Глазками моргаем. (Закрываем-открываем глаза).

          Головой мотаем.     (Повороты головы).

          Потом дружно поиграем,

          Но на стульчики присядем. (Дети усаживаются на стулья).

Поиграем с Дюймовочкой в игру «Подбери слово, обозначающее часть тела», называйте слова, подходящие по смыслу. Например, видят…что? Правильно, глаза, Давайте проверим, если правильно – отгадка будет на компьютере.

Игра «Подбери слово, обозначающее часть тела».  (Логопед называет части тела человека, дети подбирают слово, а отгадки появляются на компьютере):

Видят- …(глаза).            Бегают-…         Дышит-…     Говорит-…

Слышат-…(уши).           Жуют-…           Нюхает-…    Трогают-…

Пишут-… (пальцы).       Машут-…         Стоят-…        Надувают-…

Логопед: Ребята, а вы знаете какой сегодня день? Сегодня – День Матери!

Превосходный праздник! Почему, как вы думаете? Правильно – в жизни всех людей самый главный, нужный, родной человек – это его мама. Расскажите Дюймовочке о своих мамах в игре «Назови ласковое слово», какая мама?

Игра «Назови ласковое слово»-дети передают мячик друг другу, называя при этом ласковое слово про маму.  

Логопед: А давайте вспомним, какие части тела есть у ваших мам и поиграем в игру «Узнай по описанию».

Игра «Узнай по описанию».  Дети подбирают подходящее по смыслу существительное к называемым прилагательным.

Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?). (Глаза).

Густые, длинные, короткие, блестящие, светлые, темные. (Волосы).

Пухлые, розовые, маленькие, большие, узкие. (Губы).

Красивая, стройная, спортивная, солидная. (Фигура).

Логопед: Дети, а наша Дюймовочка заскучала и собирается домой, к своей маме. Давайте сделаем ей на память фотографию о нас, мы ведь с вами умные, дружные, хорошие, вот она нас и запомнит! (Логопед фотографирует детей). А сейчас, давайте проводим гостью, скажем ей: «До свиданья!»

-Вам понравилось занятие? Что мы делали и что узнали? (Ответы детей).

Наше занятие окончено, вы можете отдыхать. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровые технологии,как форма взаимодействия педагога и детей "

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточн...

Консультация для педагогов: "Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников"

Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры...

Консультация для педагогов "Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников"

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учрежде...

Консультация для педагогов «Игровой стетчинг – как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Консультация для педагогов«Игровой стетчинг – как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ»...