Консультация для педагогов-Игровые технологии.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация для педагогов. Игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов. Игровые технологии. | 22.28 КБ |
Человек. день Матери. | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР».
Игра на коррекционных занятиях – это средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.
Понятие «игровые технологии» включает огромную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра – это четко поставленная цель воспитания и обучения, это педагогическим результат, они обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются различной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель предстает в форме игровой задачи;
- воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
- в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Выделяют следующие группы:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Игровая технология определяется игровой средой:
игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Цель игровых технологий может решать задачи:
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Игровые технологии преимущественно применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.
Игра как средство коррекции является основным и любимым детьми занятием, она позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, арт-терапию и актуальны тем, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.
Главные задачи при работе с детьми с нарушениями речи:
- Развитие мелкой моторики мышц кистей;
- Развитие координационных способностей;
- Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;
- Формирование фонетического слуха;
- Развитие устной речи;
- Формирование четкости артикуляции;
- Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.
Условно игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:
- игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность,
- совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов,
- повышают эмоциональную активность детей.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом происходят различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.
Игры на развитие речевого слуха
Цель данных игр – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Игры на развитие фонематического слуха
Цель данных игр -развивать фонематическое восприятие, умение вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференциация определенных пар звуков, направленных на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах нужные звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.
Игры:
Найди и назови нужное слово-предлагается выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
Какой звук есть во всех словах?
Логопед произносит несколько слов, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.
Назови первый звук в слове.
Логопед показывает называет (показывает) картинку и предлагает определить, с какого звука начинается слово.
Назови последний звук в слове.
Логопед произносит (показывает) картинку и просит назвать, какой в слове последний звук.
Игры для формирования правильного звукопроизношения:
Игра «Доскажи словечко»
Логопед произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово
Игра «Повтори» (в кругу с мячом)
Логопед бросает мяч ребенку, произнося слово с выделением звука Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.
Игра «Назови слова».
Логопед показывает букву и просит назвать слова с нужным звуком.
Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение. В основном дидактические игры оречевляются, т.е. проговаривает свои действия.
Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.
Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.).
Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.
Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию.
Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека подготавливает совершенствование артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти.
Как правило, дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.
В логопедической работе, направленной на развитие логического мышления, рекомендуются игры «4-ый лишний», «Аналогии», «Что кому надо?» и т. д. Развивать внимание рекомендуется используя игры типа «Дополни картинку», «Что изменилось?», «Найди отличия» и другие.
Для детей с нарушениями речи, игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости.
Перед логопедом и педагогами групп для детей с ОНР сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе:
- При выборе игр логопедом и педагогами учитываются возрастные особенности ребенка,
- характер дефекта, степень его выраженности
- и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.
Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются, Они требуют от логопеда и педагогов (и родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.
Реализация этих задач требует качественного подхода к коррекции, обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии и арт-терапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31
поселок Мирской Муниципального Образования
Кавказский район
п. Мирской, 2019 г.
Пояснительная записка.
Данная разработка занятия создавалась в условиях современной,
насыщенной событиями жизни. Она позволяет дополнить и разнообразить
жизнь детей в условиях группы компенсирующей направленности в ДОУ. Во
время проведения занятия использовались некоторые виды ЦОР имеющие свою специфику, они яркие, эмоциональные, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей. Все это обеспечивает нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер дополняет учителя - логопеда, а не заменят его.
Направление занятия коррекционно-развивающее (лексико-грамматическая сторона речи), в нем по теме «Человек. День Матери» используются лексико-грамматические понятия, категории, закрепляются сонорные звуки (/л/-/л'/, /р/-/р'/). Занятие проводится в подготовительной группе компенсирующей направленности, его можно проводить с детьми как группой (фронтально)-13 человек, так и подгруппой (5-6 человек). Дети посещают группу компенсирующей направленности второй год, занятие проводится по «Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», разработанной на основе «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой. Возраст детей-6-7 лет. Эти дети, имеющие ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), имеющие тяжелые нарушения речи –ОНР (1-3 уровня)-общее недоразвитие речи.
Это занятие проводится в первом периоде обучения, в ноябре, количество
занятий по этой направленности – 1 час в неделю, время проведения занятия –по СанПин 2.4.1.3049-13- 25-30 минут.
Занятие в подготовительной группе компенсирующей
направленности на тему: «Человек. День Матери» с применением ЦОР.
Цель: Познакомить детей с понятиями – дети-малыши (девочка-мальчик), дошкольники, школьники, взрослые; обогащение словаря, закрепление сонорных звуков ( /л/-/л'/, /р/-/р'/ в речи, развития чувства ритма, слухового и зрительного внимания, воображения, мышления, памяти.
Задачи:
- Обогащать словарь (существительные и прилагательные, подбор антонимов к ним).
- Формировать понятие о человеке, а о матери – как главному человеку в жизни.
- Продолжать дифференцировать сонорные звуки в речи детей.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство ответственности и любви к маме, желание помогать маме и девочкам.
Оборудование: мультимедийная установка, горшочек с цветком, диктофон, игрушка маленькой куколки, мольберт, мел или фломастеры, микрофон, диктофон (телефон), фотоаппарат (телефон), мячик, картинки большого и маленького самолётов, тигра и тигрёнка.
Ход занятия:
1.Организационный момент: (Дети входят в зал под легкую музыку).
Логопед: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? (Горшочек с цветком). Это не просто горшочек с цветком, а волшебный горшочек. Повторяйте за мной слова: «Крибли-крубли-крамс» и увидите, что будет дальше. (Дети повторяют слова, а логопед незаметно достает маленькую игрушку-куколку).
-Кто это? (Ответы детей). Это- Дюймовочка! Она пришла к нам из сказки, чтобы поиграть с вами. Поиграем с ней? Назовите картинки, которые отвечают на вопрос «Кто это?».
Игра: «Назови картинку». (Дети должны назвать картинки-слова, которые отвечают на вопросы «Кто это?»- показ картинок на мультимедийной установке (малыш, малышка, мальчик, девочка, юноша, девушка, мужчина, женщина, дедушка, бабушка).
Логопед: Скажите, какие картинки мы рассматривали? Что вы можете сказать о картинках? (Правильно, вы называли маленьких детей – малышей, которые подрастали и стали дошкольниками – мальчиком и девочкой, пошли в школу – стали школьниками, подросли и стали юношей и девушкой, закончили школу – стали взрослыми – мужчиной и женщиной, а в конце жизни – дедушкой и бабушкой). А как можно назвать детей, которые ходят в детский сад? (Верно, дошкольниками). А вас как можно назвать? (Верно, тоже дошкольниками). А можно сразу стать большими? Можно стать бабушкой и дедушкой? (Да, нельзя, потому что каждый человек должен пройти по времени свой период жизни, чем больше живет человек, тем больше он может меняться).
Логопед: Ребята, а наша Дюймовочка какая, большая или маленькая? (Маленькая). Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» и развеселим ее, ответим на вопрос какой?
Игра с мячом «Скажи наоборот»-Подбор антонимов к прилагательным.
Например, какой? – большой, а наоборот? (Маленький).
(Логопед кидает мяч, называя слово, а дети ловят мяч и называют антонимы):
высокий-…низкий трудолюбивый-…ленивый
молодой-…старый больной-…здоровый
толстый-…худой весёлый-….грустный
добрый-…злой аккуратный-…неряшливый
-Ребята, какие звуки часто встречаются в этой игре? Правильно, мы проговариваем звуки /л/-/л’/, /р/-/р'/, они у нас какие? Правильно, важные для нашей речи, их надо говорить правильно. Давайте Дюймовочке поиграем и споем песню с этими звуками. Я показываю картинку большого самолета, а вы поёте звук /л/ столько, сколько я буду держать картинку, показываю картинку маленького самолёта-вы произносите звук /л’/, показываю картинку тигра-вы рычите –звук /р/, а показываю тигренка-вы произносите звук /р’/.
Игра «Песенка со звуками»- дети играют на закрепление сонорных звуков.
Логопед: Ребята, мы с вами развеселились и можем рассказать о нашей гостье-Дюймовочке, какая она красивая. Что у нее есть, какие части тела? (Ответы детей).
Молодцы- у нее есть голова, туловище, руки и ноги. Что расположено на голове? Правильно, на голове есть волосы, уши, лицо-на нем брови, глаза, нос, рот, внутри рта-зубы, есть на лице-губы, щеки, подбородок. Голову и туловище соединяет шея. А давайте поиграем в игру «Нарисуй лицо»? В эту игру надо играть с закрытыми глазами. Надо завязать повязкой глаза.
Игра «Нарисуй лицо». (Дети должны с закрытыми повязкой глазами нарисовать лицо человека мелом или фломастером на доске. Выигрывает тот, кто довольно успешно нарисует лицо человека).
Логопед: Какие вы молодцы! А теперь расскажите Дюймовочке о себе, какие вы, что у вас есть, что хотите? Поиграем в игру «Корреспондент».
Игра «Корреспондент»-дети берут микрофон и рассказывают о себе. (Каждый ребенок составляет рассказ в свободной форме. Логопед включает диктофон и записывает речь детей).
Физминутка:
Девочки и мальчики, становитесь на зарядку! (Дети становятся в круг).
Ведь дела у нас в порядке!
Ручками похлопали, (Дети хлопают в ладоши).
Ножками потопали. (Топают ногами).
Глазками моргаем. (Закрываем-открываем глаза).
Головой мотаем. (Повороты головы).
Потом дружно поиграем,
Но на стульчики присядем. (Дети усаживаются на стулья).
Поиграем с Дюймовочкой в игру «Подбери слово, обозначающее часть тела», называйте слова, подходящие по смыслу. Например, видят…что? Правильно, глаза, Давайте проверим, если правильно – отгадка будет на компьютере.
Игра «Подбери слово, обозначающее часть тела». (Логопед называет части тела человека, дети подбирают слово, а отгадки появляются на компьютере):
Видят- …(глаза). Бегают-… Дышит-… Говорит-…
Слышат-…(уши). Жуют-… Нюхает-… Трогают-…
Пишут-… (пальцы). Машут-… Стоят-… Надувают-…
Логопед: Ребята, а вы знаете какой сегодня день? Сегодня – День Матери!
Превосходный праздник! Почему, как вы думаете? Правильно – в жизни всех людей самый главный, нужный, родной человек – это его мама. Расскажите Дюймовочке о своих мамах в игре «Назови ласковое слово», какая мама?
Игра «Назови ласковое слово»-дети передают мячик друг другу, называя при этом ласковое слово про маму.
Логопед: А давайте вспомним, какие части тела есть у ваших мам и поиграем в игру «Узнай по описанию».
Игра «Узнай по описанию». Дети подбирают подходящее по смыслу существительное к называемым прилагательным.
Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?). (Глаза).
Густые, длинные, короткие, блестящие, светлые, темные. (Волосы).
Пухлые, розовые, маленькие, большие, узкие. (Губы).
Красивая, стройная, спортивная, солидная. (Фигура).
Логопед: Дети, а наша Дюймовочка заскучала и собирается домой, к своей маме. Давайте сделаем ей на память фотографию о нас, мы ведь с вами умные, дружные, хорошие, вот она нас и запомнит! (Логопед фотографирует детей). А сейчас, давайте проводим гостью, скажем ей: «До свиданья!»
-Вам понравилось занятие? Что мы делали и что узнали? (Ответы детей).
Наше занятие окончено, вы можете отдыхать. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Игровые технологии,как форма взаимодействия педагога и детей "
Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточн...
Консультация для педагогов "Игровые технологии в коррекции звукопроизношения"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов: "Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников"
Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры...
Консультация для педагогов " Игровые личностные-ориентированные технологии построения педагогического процесса"
Личностно-ориентиванные технологии...
Консультация для педагогов "Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников"
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учрежде...
Консультация для педагогов «Игровой стетчинг – как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Консультация для педагогов«Игровой стетчинг – как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ»...
Консультация для педагогов: "Игровые технологии в сенсорном развитии детей с ОВЗ."
Игровые технологии в сенсорном развитии детей с ОВЗ....