Социальная готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
статья по логопедии
Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.
Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Негативная симптоматика кризиса в полной мере проявляется в этом возрасте(негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. По мнению Л.С. Выготского такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является дифференциал (разделение) в сознании ребёнка его внутренней и внешней жизни, т.е. система применяемых к нему педагогических требований не соответствует новому уровню его развития и его новым потребностям.
В последние годы наблюдается смещение границ кризиса 7 лет к шестилетнему возрасту. Следовательно, потребность в новой социальной позиции и новых видах деятельности теперь начинает формироваться у детей значительно раньше. В то же время возможность реализации этой потребности, сроки поступления в школу остались прежними: большинство детей школьное обучение начинают с семи лет. Переходный возраст, таким образом, оказался растянутым от 5,5 до 7,5 – 8 лет, протекание кризиса в современных условиях становится более острым.
Итак, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития, можно сделать следующие выводы:
- Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей
- Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
- Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменение в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
- Проявление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Да еще у детей с речевыми нарушениями имеется отклонение в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. С возрастом они начинают осознавать свой речевой недостаток и стесняться его. Одни дети могут быть повышенно агрессивными, другие, наоборот замкнуты и подавлены в общении со сверстниками, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы.
Все это, несомненно, затрудняет работу воспитателя, учителя-логопеда и специалистов ДОУ по преодолению речевых недостатков у детей, которых необходимо вовлечь в активный процесс, создав при этом соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительные отношения к совместной работе, в самосознании ребенка, сформировать внутреннюю социальную позицию: знания и представления о себе (Кто я?) и самооценку
(Какой я?)
Успеху всей воспитательно-образовательной работы будет способствовать создание психологического комфорта воспитанников, положительного внутреннего микроклимата в общении со сверстниками, раскрытие потенциала каждого ребенка, предоставление возможностей для самовыражения, развития коммуникативных навыков и творческих способностей. Необходимо учитывать и то, что на седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Поэтому самооценка детей 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомых ситуациях и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольников рассматривается как отклонение в развитии личности.
Поэтому поиск новых игр и методических приемов был направлен на повышение эффективности воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка и психическое развитие.
В процессе работы было разработано несколько игр и пособий.
- Пальчиковый сухой бассейн. Наполнителем для сухого бассейна служат косточки, горох, бобы, желуди, гречневая крупа. Такой бассейн способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. В бассейне дети отыскивают спрятанные предметы, конкретную игрушку, при знакомстве со звуками фигурки, называют и определяют звук, имеющийся в каждом слове с определенным количеством слогов; отыскивают буквы и на ощупь угадывают их ( как в игре «Чудесный мешочек»).
- Составление ребусов. Данный вид упражнений направлен на нахождение в многосложных словах других коротких слов (лимонный, рисовый и т.д.). Найденное слово дети зарисовывают, оставшиеся буквы допечатывают. Это задание доставляет детям удовольствие, когда они предлагают ребусы друг другу.
- Разложи по местам. Дети распределяют предложенные картинки по группам (критерии классификации не называются).
- Наши чувства. Педагог, работая с группой детей, предлагает им карточки с графическим изображением эмоций. Ребёнок рассматривает карточки и раскладывает их по следующим признакам:
1. какие нравятся;
2. какие не нравятся.
Затем дети называют эмоции, изображённые на карточкам, уточняют, почему они их так разложили.
Появление в сознании ребенка, стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. Это означает, что ребенок в своем социальном развитии перешел в новый возрастной период – младший школьный возраст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальная готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.
Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Негативная симптоматика кризиса в полной мере проявляется в этом возрасте(негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. По мнению Л.С. Выготского такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является дифференциал (разделение) в сознании ребёнка его внутренней и внешней жизни, т.е. система применяемых к нему педагогических требований не соответствует новому уровню его развития и его новым потребностям.
В последние годы наблюдается смещение границ кризиса 7 лет к шестилетнему возрасту. Следовательно, потребность в новой социальной позиции и новых видах деятельности теперь начинает формироваться у детей значительно раньше. В то же время возможность реализации этой потребности, сроки поступления в школу остались прежними: большинство детей школьное обучение начинают с семи лет. Переходный возраст, таким образом, оказался растянутым от 5,5 до 7,5 – 8 лет, протекание кризиса в современных условиях становится более острым.
Итак, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития, можно сделать следующие выводы:
- Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей
- Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
- Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменение в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
- Проявление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Да еще у детей с речевыми нарушениями имеется отклонение в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. С возрастом они начинают осознавать свой речевой недостаток и стесняться его. Одни дети могут быть повышенно агрессивными, другие, наоборот замкнуты и подавлены в общении со сверстниками, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы.
Все это, несомненно, затрудняет работу воспитателя, учителя-логопеда и специалистов ДОУ по преодолению речевых недостатков у детей, которых необходимо вовлечь в активный процесс, создав при этом соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительные отношения к совместной работе, в самосознании ребенка, сформировать внутреннюю социальную позицию: знания и представления о себе (Кто я?) и самооценку
(Какой я?)
Успеху всей воспитательно-образовательной работы будет способствовать создание психологического комфорта воспитанников, положительного внутреннего микроклимата в общении со сверстниками, раскрытие потенциала каждого ребенка, предоставление возможностей для самовыражения, развития коммуникативных навыков и творческих способностей. Необходимо учитывать и то, что на седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Поэтому самооценка детей 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомых ситуациях и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольников рассматривается как отклонение в развитии личности.
Поэтому поиск новых игр и методических приемов был направлен на повышение эффективности воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка и психическое развитие.
В процессе работы было разработано несколько игр и пособий.
- Пальчиковый сухой бассейн. Наполнителем для сухого бассейна служат косточки, горох, бобы, желуди, гречневая крупа. Такой бассейн способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. В бассейне дети отыскивают спрятанные предметы, конкретную игрушку, при знакомстве со звуками фигурки, называют и определяют звук, имеющийся в каждом слове с определенным количеством слогов; отыскивают буквы и на ощупь угадывают их ( как в игре «Чудесный мешочек»).
- Составление ребусов. Данный вид упражнений направлен на нахождение в многосложных словах других коротких слов (лимонный, рисовый и т.д.). Найденное слово дети зарисовывают, оставшиеся буквы допечатывают. Это задание доставляет детям удовольствие, когда они предлагают ребусы друг другу.
- Разложи по местам. Дети распределяют предложенные картинки по группам (критерии классификации не называются).
- Наши чувства. Педагог, работая с группой детей, предлагает им карточки с графическим изображением эмоций. Ребёнок рассматривает карточки и раскладывает их по следующим признакам:
1. какие нравятся;
2. какие не нравятся.
Затем дети называют эмоции, изображённые на карточкам, уточняют, почему они их так разложили.
Появление в сознании ребенка, стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. Это означает, что ребенок в своем социальном развитии перешел в новый возрастной период – младший школьный возраст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...
Отчет по самообразованию "Развитие психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"
Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов...
«Роль мотивации в психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»
Мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотива...
«Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положи...
28.01.20.Консультация для родителей на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.»
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, ...
"Формирование речевой готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"
Речь – одно из наиважнейших приобретений дошкольного возраста. Полноценное овладение речью является залогом успешного развития ребёнка в будущем. В дошкольном возрасте происходит становление и р...