«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе»
консультация по логопедии (старшая группа)
Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -
обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №36 «Яблонька»
Е.А. Бурдукова, учитель- логопед
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе»
Правильно говорящий ребенок-здоровый ребенок.
Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -
обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Организуя коррекционную работу, ставлю оздоровительные задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
- коррекция недостатков речевого и психомоторного развития.
Причины речевых нарушений:
- органические (внутриутробные) – гипоксия, гестоз, токсикоз, угроза выкидыша, стрессы, несовместимость по резус-фактору, ушибы, недоношенность, вредные привычки.
- наследственная предрасположенность, генетические аномалии, неблагоприятные роды (кесарево) -травмы, обвитие пуповиной, асфиксия, внутричерепное давление, заболевания, перенесенные ребенком в первый год жизни.
- аномальное строение артикуляционного аппарата (прикус, укороченная подъязычная уздечка), недостаточность эмоционального и речевого общения.
В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, релаксация, зрительная и пальчиковая гимнастика, кинезиология, Су – Джок терапия
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: игротерапия, сказкотерапия, массаж и самомассаж
3. Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика, тонирование, психогимнастика.
Для сохранения и укрепления психического здоровья, на занятиях использую следующие оздоровительные приемы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы (физкультминутки) — эффективный способ предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены деятельности. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих эмоциональное возбуждение, напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарат, восстанавливает силы ребенка.
Зрительная гимнастика помогает снять напряжение, вызывает эмоциональный подъем и направлена на профилактику зрительных нарушений. Пальминг – это упражнение на расслабление глаз и восстановление зрения.
Пальчиковая гимнастика. Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.
Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») – универсальный метод развития умственных способностей через двигательные упражнения рук. Упражнения помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение.
Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок»- стопа)- восточная технология оздоровления организма, применяется для стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.
- улучшает психоэмоциональное состояние детей;
- повышает физическую и умственную работоспособность;
- развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику;
- оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Игротерапия – это метод взаимодействия детей и взрослых с использованием игры.
Цель– дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка.
- Игры с различными предметами и материалами (фасолевые ванны, игры с крупами, различными предметами)
- Развивающие игры (мозаика, пазлы, дидактические игры) Игры со специальными пособиями (цветные шарики Марблс)
- Театральные игры
- Игры с песком
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Тантамареска – это кукла с вырезанными отверстиями, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж представляет одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса.
Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Виды массажа используемого в моей практике:
- Массаж биологически активных точек (БАТ).
- Массаж языка с применением специальных приспособлений
(логопедические зонды, шпатели, щеточки).
- Элементы самомассажа лица, шеи.
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика-выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
Одним из видов артикуляционной гимнастики является Биоэнергопластика. Под красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.
Дыхательная гимнастика корректирует речевое дыхание, помогает выработать правильное распределение выдоха при произношении звуков. Работа над дыханием является важной не только в логопедической работе, но и профилактике простудных заболеваний.
Фонетическая ритмика-обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания.
Тонирование- произнесение или напевание гласных звуков (повышает активность организма и стимулировать мозг).
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, позволит сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысить эффективность обучения и коррекции, активизировать познавательный интерес к занятиям, повысить речевую активность, а главное — сохранить психологическое, так и физическое здоровье наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе.
Какие здоровьесберегающие технологии можно использовать воспитателями и специалистами в ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...