«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Артикуляционная гимнастика»
консультация по логопедии
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 139.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога.
Артикуляционная гимнастика»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
- Коррекционные технологии: кинезиология, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, Су – Джок терапия, развитие графомоторных навыков.
Учитель-логопед работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами ДОУ, использует те или иные коррекционные технологии, делится ими с педагогами. А они в свою очередь активно внедряют их в свою ежедневную работу.
Вот и сейчас, я хотела бы поделиться опытом работы по использованию артикуляционной гимнастики как одного из видов здоровьесберегающих технологий.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в произношении орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно, один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.
По характеру выполнения упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются на статические и динамические.
Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу. Это, например, «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок».
Целью динамических упражнений является выработка умения переключаться с одной позы на другую. Это упражнения: «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».
Существует несколько комплексов артикуляционной гимнастики:
- Это общая, базовая артикуляционная гимнастика. Включает следующие упражнения: «Улыбка» или «Заборчик», «Хоботок» или «Трубочка», «Лопаточка», «Язык здоровается с подбородком», «Язык здоровается с верхней губой» или «Вкусное варенье», «Обезьянка», «Бульдог», «Хомяк» или «Футбол», «Кружок», «Толстячки – худышки», «Шарики», «Чистим зубы снаружи».
- Комплекс упражнений для звука [Р] включает в себя: «Барабанщик», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». «Кучер».
- Для звука [Л] это: «Иголочка», «Маятник», «Змейка», «Индюк», «Качели», «Пароход».
- Комплекс для свистящих звуков – «Чистим зубы», «Покусываем язык», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Горка», «Ветерок дует с горки», «Катушка», «Жуем блинчик».
- Комплекс для шипящих звуков – «Чашечка», «Вкусное варенье», «Ступеньки», «Фокус», «Не разбей чашечку», «Чистим верхние зубы», «Маляр».
Рекомендации для проведения упражнений артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально,
в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься вверх»).
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. Необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основные качества голоса (силу, высоту); уточнять произношение гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)
Во 2-ой младшей группе детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции:
— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.
— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.
Выполняются:
— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);
— упражнения для развития подвижности нижней челюсти;
— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);
— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»).
В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».
В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка.
В подготовительной группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, дети сами становятся активными участниками этой сказки, и звуки преображаются. Приведу пример некоторых считалок и сказок.
Считалка:
Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри. Улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Сказка «Язычок и Змейка»
Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата.
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и отодвигать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. ( Щелкать языком.)
Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что слизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.
Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.
Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:
• Улучшить подвижность артикуляционных органов.
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
• Увеличить амплитуду движений.
• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения для губ
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка) Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту;
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг квадрат;
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4.Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка (комплекс №1)
1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Упражнения для языка (комплекс № 2)
1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
7. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
«Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда»
Дыхательная гимнастика в работе логопеда....
Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»
Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...