ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МИОГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
учебно-методический материал по логопедии

Абраменко Елена Николаевна

В материале представлены некоторые упражнения миогимнастики,используемые в логопедической работе с дошкольниками с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miogimnastika.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МИОГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

Абраменко Е. Н., учитель – логопед

 МБДОУ д/с № 63

г. Таганрог, Ростовская область

Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей имеющих зубочелюстные аномалии стоит достаточно остро. Увеличивается количество детей у которых нарушение звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции.

Использование только традиционного комплекса артикуляционной гимнастики данном случае мало эффективно. Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения для развития жевательных и мимических мышц лица.
Нарушения звукопроизношения часто бывают вызваны следующими причинами: патология строения зубочелюстного аппарата, ротовое дыхание, слабость моторики органов артикуляции, недостаточность иннервации речевого аппарата. Большая часть зубочелюстных аномалий незаметная для глаз неспециалиста часто порождает неразрешимые проблемы. Вывод из вышесказанного — перед тем как взять ребёнка на занятие, нельзя ограничиваться обследованием детского психиатра, окулиста, лора, необходима консультация врача — ортодонта о состоянии зубочелюстной системы ребёнка.

Миогимнастика - это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.

Значение миогимнастики в логопедической работе:

профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения;

коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц;

ускорение сроков преодоления речевых расстройств , в частности, при дизартрии и механической дислалии,

расширеие двигательных возможностей органов артикуляции,

Правила миогимнастики :

 Проведение занятий по миогимнастике должно соответствовать основным педагогическим принципам: систематичности, последовательности, доступности , повторности и наглядности. Основные правила проведения следующие: – сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой; – интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмерной; – скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться; – между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза; – сокращения мышц при каждом упражнении должны повторяться несколько раз и продолжаться до появления чувства легкой местной усталости; – наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнастики – от 4 до 7 лет.

Упражнения при прогнатии:

  • «Улыбка»;
  • «Трубочка»;
  • Чередовать «Улыбка» - «Трубочка»;
  • «Рыбка»;
  • «Воронка»

Упражнения при прогении:

  • «Выравниваем двери»;
  • «Рубанок»;
  • «Кролик»;
  • «Прятки»

Укрепление глоточной мускулатуры:

  • Запрокинуть голову назад. Попеременно поворачивать ее, не опуская подбородок вправо, затем влево;
  •  Запрокинуть голову назад. Попеременно наклонять ее к правому и левому плечу, опуская подбородок;
  • Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед

Приемы развития свойств физиологического дыхания

  • Для увеличения глубины и объема вдоха и выдоха используются такие игровые приемы, как выдувание мыльных пузырей, дутье через соломинку в банку с обычной и мыльной водой, надувание воздушных шариков, небольших резиновых игрушек, игра на игрушечных музыкальных инструментах: дудочке, губной гармошке и т.д.
  • Особое внимание уделяется формированию произвольного целенаправленного выдоха и регуляции его длительности, силы, плавности. Применяются такие игры и игровые приемы, как «Пароходик» (тренировка целенаправленного сильного ротового выдоха через нижнюю губу или сформированный на спинке языка желобок в небольшой пузырек с узким горлышком), «Кораблики» (дутье на один из бумажных корабликов, плававшие в тазике с водой), «Снежинки», «Бабочки» (дутье на фигурки из бумаги, подвешенные на нитках или расположенные на столе), «Загони мяч в ворота» (при помощи целенаправленного ротового выдоха маленький бумажный шарик перемещается по поверхности стола в сторону игрушечных ворот), перемещение по горизонтальной поверхности небольших легких карандашей, пластмассовых трубочек (соломинок для сока) при помощи сильного целенаправленного ротового выдоха.
  • Для дифференциации ротового и носового выдоха используются следующие упражнения: вдох и выдох носом, чередующийся вдохом и выдохом ртом; вдох носом, выдох ртом и наоборот. Для контроля утечки воздуха через носовые ходы у крыльев носа помещаются полоски бумаги.
  • Для развития ритмичности носового и ротового дыхания
  • Дыхание под счет в процессе ходьбы, при этом ходьба осуществляется в различном темпе (начинается работа со среднего темпа, потом вводится ускоренный темп, затем – медленный); вдохи и выдохи производятся по различным схемам, состоящих их двух, трех и четырех элементов (например, в течение трех шагов – вдох, в течение трех шагов – выдох) регуляция темпа и ритма движений осуществляется педагогом посредством хлопков или счета.
  • Дыхание под дирижирование педагога. (Например, движение руки вверх – вдох, вниз – выдох)
  • Для развития грудобрюшного типа дыхания используются следующие упражнения. «Качели»: ребенок лежит на мягком коврике на полу в расслабленном положении, на область его диафрагмы помещается небольшая легкая игрушка, ребенку предлагается, вдыхая и выдыхая, покачать ее. Ребенок следит глазами за опусканием и подниманием игрушки. «Надуй шарик»: ребенок сидит на стуле, положив ладонь на область диафрагмы. Ребенку предлагается глубоко вдохнуть – «надуть шарик» и плавно выдохнуть – «сдуть шарик» (при этом ребенок следит глазами за поднятием и опусканием руки, расположенной на диафрагме).

Литература 

  1. И.Л. Калашникова, В.М. Чапала и И.Н. Минаева Вестибулярные пластинки в работе логопеда // Логопед. 2004. № 3 Григоренко Н.Ю.,
  2. Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). –– М.: Книголюб, 2005. – 144с.
  3. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта /Под ред. Я.В.Костиной, В.М.Чапала. -М: ТЦ Сфера, 2009. - 64с.
  4. И.Б.Карелина Логопедический массаж при различных речевых нарушениях: практическое пособие/И.Б.Карелина. _М.6Изд.ГНОМ,2014. -с.46-48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Презентация по теме: "Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Изготовление коллективного коллажа: «Мы гуляем по Москве» "

Использование нетрадиционных методик, а именно проектного метода, в логопедической работе с  дошольниками, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решить ряд  коррекционных, образовательн...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....