Практическое пособие "Карусель"
методическая разработка по логопедии

Велижанцева Татьяна Викторовна

Практическое пособие "Карусель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_posobie_karusel.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева

         

 

     «Карусель», авторская разработка: учитель – логопед Татьяна Викторовна Велижанцева

МДОУ детский сад «Рябинушка», Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ, городское поселение Игрим.

         Уважаемые коллеги и родители!

Больше 15 лет я работаю учителем-логопедом в детском саду и к сожалению с каждым годом число детей с дефектами звукопроизношения, нарушений речевого развития растет. Я думаю, что мои коллеги и родители так или иначе,  столкнувшиеся с проблемами коррекции в звукопроизношении, занятии, что даже научившись правильно выговаривать звук, различать его от похожих по звукопроизношению, ребенок проговаривает эти звуки «как привык», «как удобно». Отсюда большое количество возвратных дефектов речи или просто отсутствие самоконтроля над звукопроизношением. Чтобы этот фактор снизился до минимума, в своей работе мы используем систему профилактики дефектов речи, повышение уровня самоконтроля над звукопроизношением, разработали программу по развитию связной речи, как основной этап в подготовке к школьному обучению. Эта система позволила добиться положительных результатов, на протяжении последних пяти лет 73  % наших выпускников уходят в школу с чистой, правильной речью, а 27% со значительными улучшениями.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная уздечка, вялый неподвижный языки т.д.) В таких случаях работа по коррекции звуков начинается с артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для полноценного звукопроизношения, а затем и правильного говорения.

С целью профилактики речевых расстройств, развития артикуляционного аппарата, повышение уровня самоконтроля над звукопроизношением в своей работе я использую авторскую разработку: артикуляционную гимнастику в сочетании со статистическими движениями рук. Этот комплекс показывает развитие гнозиса и праксиса (ориентировка ребенка в пространстве), мелкой моторики рук  и эмоционально-положительный настрой на коррекционное занятие.

Первое упражнение «Вкусное варенье»

Работа артикуляционного аппарата: Высунуть язык, рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, а потом нижнюю губу и убрать язык в рот.

Работа рук: Руки согнуты в локте, кулаки сжаты «держим ложку». Сочетаем медленные круговые движения языка с движениями рук.

Положительным моментом является и то, что во время этого упражнения закрепляются в речи правильное употребление относительных прилагательных (сегодня едим варенье из черники – значит оно черничное и т.д.).

Проделываем упражнение 15 раз.

Второе упражнение «Часики».

Работа артикуляционного аппарата: Рот приоткрыт, высунуть острый язык, тянуться языком попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла рта в темпе предлагаемом взрослым «тик-так». Ребенок учится не только  слышать и слушать Вас, но и усваивает разную динамику движений (медленно, равномерно, быстро, замирание движения, удержание языка  в одной позе на несколько секунд).

Работа рук: Руки согнуты в локте, ладонь прямая, пальцы прижаты друг к другу. Наклоняем кисти рук вправо и влево вслед за движениями языка .

Выполняем упражнение 10-15 раз.

Третье упражнение «Качели».

Работа артикуляционного аппарата: Рот широко открыт. Высунуть язык. Тянемся языком то к носу, то к подбородку.                                                                                      

 

 

Работа рук: Руки расслаблены, кисть руки свободна. Повторяем за языком движения рук вверх и вниз в медленном темпе.

Выполняем упражнение  10 раз.

Четвертое упражнение «Футбол языком».

Работа артикуляционного аппарата: Рот приоткрыт. Язык внутри рта упирается то в правую, то в левую щёку «надувая мяч».

Работа рук: Руки согнуты в  локте. Указательными пальцами  ребенок контролирует упор языка в щеку (поймали мяч) то в правой стороне, то в левой.

Это упражнение достаточно тяжелое для выполнения, но  безупречно тренирует мышцы языка и готовит его к овладению трудными звуками (Р,Р,Л). Благодаря игровым моментам становится  самым  любимым для мальчишек и девчонок.

Пятое упражнение «Лошадки поскакали».

Работа артикуляционного аппарата: Присосать язык к небу. Щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.

Работа рук: Руки согнуты в локте, кисти рук сжаты в кулак. Производим постукивание кулаками сверху правая рука, снизу левая, ритмично меняем положение рук на противоположное.

   

                           

Выполняем упражнение 15 раз.

Шестое упражнение «Дудочка».

                         

Работа артикуляционного аппарата: В медленном темпе широко улыбаемся и затем сводим губы в «дудочку», для контроля правильности позиции губ произносим протяжно звук «у».

Работа рук: Подносим к губам попеременно то правую руку, то левую, кисть руки сложена трубочкой ( пальцы слегка согнуты и замкнуты на большом пальце кисти руки).

Это упражнение формирует у ребенка плавность и продолжительность выдоха, нормальное речевое дыхание, т.е. малыш учится правильно направлять воздушный поток, усиливать его, ослаблять, контролировать его продолжительность и силу, а это очень благотворно сказывается не только на постановку неправильно произносимых звуков, но и на динамику и ритмику речи.

Как основной  и профилактический комплекс эти упражнения мы начинаем использовать с детьми  4-х лет и старше. Приступая к  коррекционной работе с логопатами, этот комплекс выполняется под наблюдением педагогов и родителей ежедневно.

Всего Вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...

Публикация в сборнике IV Международной практической конференции "Педагогическая наука: теоретический и практический взгляд". г. Чебоксары

Публикация в сборнике IV Международно практической конференции "Педагогическая наука: теоретический и практический взгляд", г. Чебоксары. Представление научно-методической работы "Совме...

Программа практической площадки VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации»

Программа практической площадки VI Всероссийской  научно-практической конференции "Актуальные проблемы начального,дошкольного и  специального образования в условиях можернизации"...