Рекомендации родителям на родительском собрании по проведению артикуляционной гимнастики.
консультация по логопедии

Посохова Римма Владимировна

Помочь, научить родителей самим правильно произносить звуки. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_artik._gimnastike.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям на родительском собрании

по проведению артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 10 минут. Не следует предлагать детям больше 5 упражнений за раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых пяти упражнений новым может быть только одно, другие даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

   

Работа организуется следующим образом.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя  

     игровые    приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок перед зеркалом, а взрослый контролирует

    выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).


Артикуляционная гимнастика.

1.«Улыбка».   Растянуты губы в улыбке.

2.«Заборчик».   Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

3.«Красим нижний заборчик».   Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с  

     внутренней   стороны «красим» нижние зубки «кисточкой» - кончиком языка.

     Движения вверх-вниз и влево - вправо.

4.«Непослушный язычок».   Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

5.«Приклеим язычок».    Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с  

     внутренней стороны.

6.«Горка».   Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней

     стороны, спинку языка поднять кверху.

7.«Киска сердится».   Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с    

      внутренней стороны, выгибать вверх и  вперёд спинку языка до соприкосновения  

      альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

8.«Лопатка».     Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на  

      нижнюю губу.

9.«Чашечка».   Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме

     «чашечки».

10.«Качели».    Открыть рот, кончиком языка поочерёдно касаться верхней и нижней губ -

      движения вверх - вниз.

11.«Красим верхний заборчик».   Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с

        внутренней  стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» - кончиком языка.

        Движения вверх - вниз и влево — вправо.

12.«Красим потолок».    Открыть рот, кончиком языка проводить по твёрдому нёбу в

        направлении сзади - вперёд.

13.«Дудочка»   С напряжением вытянуть губы вперёд.

14.«Кружочек».    Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

15.«Болтушка».   Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы - движения вперёд

       -  назад.

16.«Грибок».

Широкий, плоский язык присосать к твёрдому нёбу, боковые края языка

прижать к коренным зубам.

17.«Лошадка».   Открыть рот, производить цоканье (щёлканье) языком, касаясь нёба.

18.«Пулемёт».Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твёрдым кончиком

        языка по альвеолам верхних зубов.

19.«Желобок».   Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя

        щёки и воздух.

20.«Иголочка».Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних

        зубов (бугорку  за верхними зубами).

21 .«Колокольчик».Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочерёдно

        произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется

        вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука - вибрации нет.

22. «Молоточек».  Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Значение артикуляционой гимнастики, рекомендации родителям по проведению гимнастики. Упражнения для язычка с картинками и стихами из книги Н.В. Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика"...

Консультация для родителей на тему "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики"

Советы и рекомендации логопеда для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми....

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Консультация для родителей «Нетрадиционные упражнения для проведения артикуляционной гимнастики дома»

Консультация предназначена для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями...

Мастер-класс для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"

Материалы к мастер-классу для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ воспитателям детского сада по проведению артикуляционной гимнастики в совместной деятельности с детьми дошкольного возрастамм

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИвоспитателям детского садапо проведению артикуляционной гимнастикив совместной деятельностис детьми дошкольного возраста...