Проект «Веселые игры нашими пальчиками»
проект по логопедии (старшая группа)
Проект: «Веселые игры нашими пальчиками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_melkaya_motorika.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Веселые игры нашими пальчиками»
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники: дети с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Сроки реализации: долгосрочный
Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Проблема: дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- Сформировать элементарные специфические графические навыки.
- Подготовить руку ребенка к письму.
Предметно-развивающую среду представляют следующие компоненты:
- Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами.
- Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, скрепки, прищепки, бусины, мячики «Су-джок».
- Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.
- Мелкая мозаика.
- Разрезные картинки.
- Рабочие тетради «Графика».
- Информационные стенды для родителей.
Предполагаемый результат:
1. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
2.Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
3. Совершенствование у детей мелкой моторики, точности движений пальцев рук.
4. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный
- Подбор методического материала по данной теме.
- Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
- Разработка консультаций для родителей.
II этап – основной
Работа выстраивалась в двух направлениях:
- С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей.
- С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
III этап – заключительный
- Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.
- Семинар-практикум «Речь на кончиках пальцев»
Оформление информационного стенда для родителей «Развиваем руку – развиваем речь»
Результаты диагностики выявили, что у 79% детей группы графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. Они очень плохо владеют ножницами, страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Так как дети - логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом.
Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия, подобраны соответствующие игры и приемы:
Игры с прищепками
- Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы. Можно чередовать цвета.
- «Кус – кус» – поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой.
- Весёлые счёты получается, если использовать обычную сушилку для белья. Малыш долго будет двигать их туда – сюда, перецеплять с одной на другую перекладину, пересчитывать.
Если кто – то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг – скок! Цап – царап!
Не уйдёшь от наших лап!
Игры с бигудями
- Использовать как массажёр, катая их между ладошками.
- Цепляем друг за друга – получается конструктор.
Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игры с носочками
- Наполняем носочки разной крупой – для развития тактильных ощущений.
- Пришиваем большие бусины на носочки, и получается массажёр, одеваем на руку и водим по ладошке (спинке) ребёнка.
Игры с зубными щётками
Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, затем медленно опускаемся к его основанию.
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики.
Игры с пуговицами
- «Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаются по столу, имитируя ходьбу лыжника.
- Можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги!
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
- Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
- Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
- Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
- Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
КАРАНДАШИ
- Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
- Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК
- Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник! - Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги стихотворения:
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат! - Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
- Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).
ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)
Сжимание – на ударные слоги:
- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ
- Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
- Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ)
- Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
- Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
- Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
- Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки. - Нанизывать бусины на леску:
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
- Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
- Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
- (Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
- (Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.
КРУПА
Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ
(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками):
«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
«Зоопарк»:
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.
ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ
(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).
На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана):
Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.
ВЕРЁВОЧКИ
Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:
Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ШНУРКИ
Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:
У меня живет проглот -
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»
Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»Цели и задачиУчить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в п...
"Мы играли, мы играли - наши пальчики устали"
Все эти несложные операции с мелкими предметами заставляют работать мелкие мышцы кисти рук и пальцев, что имеет прямое влияние на развитие речи ребенка. Если Вы хотите помочь своему ребенк...
Конспект развлечения с родителями и детьми "Играем нашими пальчиками"
Конспект развлечения с родителями и детьми "Играем нашими пальчиками"...
Разработка игры "Наши пальчики играют"
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...
"Играем нашими пальчиками дома"
Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки? Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей ...
Играем нашими пальчиками (2-я младшая группа)
Информация будет полезна для родителей...