Знакомимся с предлогами
методическая разработка по логопедии
Виды работы при изучении, закреплении и совершенствовании навыка употребления предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomimsya_s_predlogami_.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомимся с предлогами
Собственное значение предлога не может проявиться вне связи с падежной формой какого-либо названия лица или предмета. Однако, предлог не только поддерживает и усиливает значение падежей, но и дополняет, специализирует, осложняет их в том или другом направлении.
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. Ребенок, научившись выделять и использовать флексию, потом вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент - предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии.
Последовательность усвоения предлогов зависит от сложности значения, которое они выражают совместно с падежной формой. Раньше всего появляются предлоги, обозначающие пространственные отношения. При этом пространственные отношения постепенно все более детализируются. Другие значения предлогов: время, цель, причина, отношения к объектам, развиваются позже и занимают сравнительно небольшое место в речи дошкольников.
По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе (сокращенный вариант): в, на, у, к, из, от, с, за, под, по, до, над, перед, между и др.
Предложно-падежные конструкции усваиваются, прежде всего, как носители определенных синтаксических значений. Усвоение основных значений и формальных признаков предложно-падежных конструкций занимает длительный промежуток времени и происходит от конкретного к абстрактному, от типичного и продуктивного к менее типичному.
В случае, если один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, обозначает место действия и направление, то сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Необходима дифференциация предлогов, с помощью которых выражаются схожие значения (н-р, под – над, за – перед, к – от ), и предлогов близких фонетически (н-р, на – над).
Виды работы при изучении, закреплении и совершенствовании навыка употребления предлогов
- Выделение заданного предлога из ряда предлогов.
- Выделение предлога из послушанного устного высказывания (предложения, стихотворения, небольшого текста).
- Выполнение действия по инструкции, содержащей предлог.
- Выбор сюжетной картинки в соответствии с прослушанным предложением.
- Выбор сюжетных картинок к заданному предлогу/ графической схеме предлога.
- Подбор графической схемы предлога к сюжетной картинке.
- Подбор графической схемы предлога к прослушанному предложению.
- Составление предложения с заданным предлогом по демонстрируемому действию.
- Составление предложения с заданным предлогом по сюжетной картинке.
- Составление предложения с заданным предлогом по двум предметным картинкам.
- Составление предложения с заданным предлогом (по представлению).
- Изменение места предлога в предложении. (Кот спит на диване. – На диване спит кот.)
- Составление графической схемы предложения.
- Определение места предлога в предложении.
- Составление предложения с предлогом по заданной графической схеме предлога.
- Выбор графической схемы предложения с предлогом к прослушанному предложению.
- Исправление предложения (употребление правильного предлога) по сюжетной картинке/демонстрируемому действию.
- Вставка пропущенного предлога в предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова-помощники. Знакомимся с предлогами.
Советы по знакомству с простыми предлогами в старшем дошкольном возрасте....
Знакомим детей с предлогом
Практические задания по ознакомлению детей с редлогами в подготовительной группе....
Презентация "Знакомим малышей с предлогами"
Используя в работе с детьми младшего дошкольного возраста данную презентацию, можно познакомить детей с предлогами и закрепить правильное употребление в разговорной речи....
консультация Знакомим ребенка с предлогами
У детей часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению...
Методический материал "Знакомим дошкольников с предлогами"
Мною разработаны практические задания для индивидуальной работы с дошкольниками, целью которых является закрепление зрительного образа предлога – схемы и дифференциация их в речи....
Дидактический материал для родителей: "Знакомим ребенка с предлогами"
Дидактический материал для родителей: "Знакомим ребенка с предлогами"...
Знакомим дошкольников с предлогами
Зачем ребёнку знать предлоги? С какого возраста начинать их изучать? И при чем тут пространство? При помощи игр, взрослый сможет уточнить понимание детьми значений предлогов, провести их ди...