Механическая дислалия.
статья по логопедии

Филимонова Наталья Юрьевна

Что же такое  механическая дислалия. Родители часто слышат или видят такое заключение, но не совсем понимают его значение. В этой статье разберем данный вопрос, а также какие последствия вызывает механическая дислалия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Механическая дислалия15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Механическая дислалия

Или нарушения строения артикуляционного аппарата

Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения       ( Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов).

В настоящее время появляется все больше детей с нарушениями в строении артикуляционного аппарата, это нарушения прикуса и строения зубного ряда, укороченная подъязычная связка,  строение неба, губ, величина языка.

В этой статье  будет рассказано о том, как разные дефекты  влияют на звукопроизношение и качество речи в целом.

Какие же дефекты бывают?

Самый распространенный дефект- это укороченная подъязычная связка (уздечка), величина языка (макроглоссия и микроглоссия), аномалии прикуса и неправильного строения зубов, строения неба (высокое небо-готическое, или низкое) и даже губы (толстая отвислая нижняя губа или тонкая вздернутая верхняя губа).

Итак, рассмотрим подробнее каждый дефект и как он влияет на звукопроизношение.

Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при  звуках верхнего подъема), например, часто страдает  произношение звука Р  (он может быть горловой), а также могут искажаться и шипящие звуки.

Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию, звуки могут быть либо смазанными, либо заменяться на другие, более удобные в произношении.

    Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, появляется межзубное искаженное  звукопроизношение. При дефектах нижних зубов может появляться непроизвольный свист и искажения свистящих звуков. Аномалии прикуса (прогнатия, прогения, открытый, перекрестный прикус) приводят к нарушениям произношения свистящих и шипящих звуков, а также Л и Р.

  Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое («готическое») нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.

   Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков, таких как М, Б, П, В, Ф и их мягких пар.

Даже аденоиды способны повлиять на звукопроизношение.  Так как ребенок не способен дышать носом, он дышит ртом, при этом страдает речевой выдох, ребенок старается сделать дополнительный вдох, чтобы договорить фразу. Нарушается темпо-ритмическая сторона речи, что может привести к ошибкам на письме (например,   не различение границ предложения).

При аденоидах может снижаться слух, а значит и восприятие речи, что может привести к задержке речевого развития. Поэтому так важно вовремя пролечиться у лор-врача.

Все перечисленные дефекты в строении артикуляционного аппарата требуют коррекции и лечения у врачей, поэтому так важно вовремя заметить и не игнорировать, а своевременно устранить недостатки для дальнейшего правильного звукопроизношения и развития речи в целом. А в дальнейшем к полноценной адаптации в школе и всестороннего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с использованием механического конструктора в старшей группе. Тема: "Мебель для кафе"

Тема: "Мебель для кафе"Цель: Продолжать формировать умение работать с деталями механического конструктора....

Технология изготовления механической модели "НЛО"

Технологическая карта конструирования механической модели"НЛО" из нетрадиционного материала, может служить пособием на занятиях по  техническому творчеству....

Конструирование с использованием механического конструктора в старшей группе на тему " Пожарная машина"

Формировать умение работать с деталями конструктора,анализировать свою работу,развивать речь детей....

Презентация для родителей по теме "Механическая дислалия"

Логопедия. Дислалия. Механическая дислалия, этиология, формы....

Краткосрочная образовательная практика ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЮ МЕХАНИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ («ОРУЖЕЙНИКИ»)

Данная практика вызовет у детей интерес к моделированию. В процессе занятия дети смастерят пистолет из бумаги своими руками....

Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии.

Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии. Введение  Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время количе...

Что такое "дислалия". Механическая дислалия.

В материале в доступной форме объясняется такой вид нарушения звукопроизношения, как дислалия. Рассматривается механическая дислалия, её причины....