Презентация для родителей по теме "Механическая дислалия"
презентация по логопедии
Логопедия. Дислалия. Механическая дислалия, этиология, формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Логопедия. Дислалия. Механическая дислалия. | 927.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Механическая дислалия Среди нарушений экспрессивной стороны речи встречаются фонетические расстройства, обусловленные анатомическими особенностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, челюстей, нёба, языка, носоглотки, носовых ходов и т. д.). Такие нарушения речи принято называть механическими , или органическими, дислалиями .
Нарушения речи, обусловленные анатомическими изменениями в строении губ, языка, нёба, зубов, известны с античных времен (Гиппократ, Аристотель, Цельс , Гален и др .). В оценке указанных речевых нарушений и в приемах их устранения было много различных, иногда противоречивых, попыток. Так, предлагалось лекарственное и хирургическое лечение, гимнастика элементов артикуляционного аппарата и тренировка в произношении всевозможных звуковых сочетаний.
В XIX в. в работах врачей встречается уже довольно четкое описание косноязычия , связанного с неправильным строением артикуляционных органов. В . Олтушевский дает классификацию речевых нарушений. В группе косноязычия он выделяет расстройства произношения, обусловленные грубыми врожденными или приобретенными изменениями строения языка, челюстей, зубов и т. д., и называет их механическими дислалиями . Дефекты речи, возникшие за счет анатомических изменений нёба, носовых ходов и носо -горловой области, т. е. ринолалию , В. Олтушевский рассматривает как одну из разновидностей механической дислалии .
Обширные наблюдения по механическим дислалиям были проведены в годы Великой Отечественной войны. Обобщенный материал довольно полно изложен в работе М.Е. Хватцева .
Интерес к механическим дислалиям в послевоенные годы повысился. Это объясняется тем, что было немало граждан, получивших челюстно-лицевые ранения и травмы. Так, по данным двух специальных госпиталей, число военнослужащих с нарушениями речи составляло 44— 47% всех раненых . В литературе стали шире отражаться логопедические методы лечения в комплексе с хирургическими, ортодонтическими и др. Наряду с анатомическими деформациями, возникшими вследствие различных травм и ранений, внимание специалистов продолжают привлекать аномалии развития челюстно-лицевой системы ребенка и сопутствующие им функциональные расстройства, в том числе речевые.
Среди аномалий развития лицевого скелета первостепенное значение имеют врожденные незаращения нёба («волчья пасть»). Это объясняется довольно высокой частотой их распространения, а также тем, что функциональные изменения, вызванные расщелинами, сложны и сопровождаются значительной психической травмой.
При механической дислалии , как правило, страдает произношение звуков. П ри органической дислалии может встретиться неполноценность и других языковых компонентов: словаря, грамматического строя , как и других элементов фонетической стороны речи (например, тембра голоса, выразительности, ритма). Однако отклонения в словаре и в грамматическом строе не являются доминирующими и выступают как сопутствующие основному расстройству звукопроизношения. П ри механической дислалии могут встречаться не только нарушения воспроизведения, выговаривания звуков, но и неправильное слуховое восприятие их. Так, например, ребенок может плохо дифференцировать звуки с— ш, з — ж, ц — ч,р — л и др.
Пра вильное строение языка, зубов, челюстей, носоглотки имеет большое значение в жизни ребенка, обеспечивает его полноценное питание, дыхание и правильное формирование речи. Нельзя не учитывать и косметический фактор. Н едостаточное пережевывание пищи нарушает питание и влечет за собой ослабление детского организма, что ведет ко многим более сложным и тяжелым заболеваниям, и возникновению речевых дефектов. Аналогичная картина возникает при неправильном дыхании ребенка.
Патологические особенности строения артикуляционного аппарата могут быть различными. И х подразделяют на две большие группы: 1.Аномалии развития, т. е. всевозможные анатомические отклонения в строении ротовой и носовой полостей, возникшие в процессе естественного роста ребенка за счет влияния наследственных факторов и различных вредностей, действующих в период внутриутробного развития (особенно на 2—12-й неделе развития плода). Н апример , - расщелины губы и нёба (полные или частичные), - отсутствие зачатков зубов , прогнатия , прогения и др.
а) Прогнатия б ) Прогения
2.Всевозможные структурные изменения приобретенного характера, возникшие после травм, ожогов, заболеваний, т. е. в процессе жизни ребенка. Например , - ранения губы и альвеолярного отростка при ушибе верхней челюсти, изменения в носоглотке за счет заполнения ее разросшейся аденоидной тканью, опухоли языка, губ или других элементов артикуляционного аппарата.
Отклонения в строении и расположении зубов, челюстей, нёба могут возникать под действием неблагоприятных условий как внешней, так и внутренней среды. Влияние этих факторов может сказываться как на всем детском организме, так и избирательно только на системе артикуляционного аппарата.
Губы . Одной из аномалий развития губ может быть несращение верхней губы и лишь в редких случаях — нижней. Расщелина нижней губы иногда осложняется расщелинами нижней челюсти и языка (Ф. Кениг, 1886). В период Великой Отечественной войны в результате травматических повреждений и ранений губ встречались случаи сращения ротовой полости. Кроме того, губы могут быть крупными, пухлыми, деформированными рубцами.
При неправильном строении губ возникает малая подвижность их. В результате больше всего страдает произношение губных звуков: п, п', б, б', м, м', так как не происходит достаточное смыкание губ. губно-зубные звуки ф, ф', в, в' из-за недостаточного соединения нижней губы с верхними резцами. смычных звуков (п, п', б, б', м, м'), чем щелевых (ф, ф', в, в'). - при формировании ряда других звуков, например о, у, и, с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ.
Зубы имеют: отклонения по форме, по расположению, по количеству , зубы располагаются вне зубного ряда (зубной дуги) растут неправильно: с разворотом, наклоном, сужением и т. д . встречается отсутствие одного зуба или более как до, так и после смены молочных зубов. При неполноценности зубных рядов страдают прежде всего звуки, образуемые с участием передних зубов: язычно-зубные звуки: с, с', з, з', ц, т, т', д, д'. Такое нарушение часто сочетается с аналогичным дефектом в произношении звуков ш, ж, ч, щ.
Челюсти. Н еправильный прикус : глубокий прикус, т. е. глубокое перекрытие верхними резцами нижних таким образом, что нижние почти не видны. открытый передний прикус (не сходятся резцы при смыкании боковых зубов), открытый боковой прикус с одной или двух сторон (когда резцы соединяются, а боковые зубы не смыкаются), перекрестный прикус ( например , при боковом смещении соотношения боковых зубов или при сужении одной из челюстей), прогнатия (выступание верхней челюсти), прогения (выдвижение нижней челюсти)
При неправильных прикусах страдает функция жевательной системы. Может нарушаться и функция дыхания (развивается привычка дышать ртом). Все это определенным образом сказывается и на конфигурации лица, что может усугублять психическую травматизацию детей и особенно подростков. Для логопедов важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережевывании пищи и дыхании у ребенка могут усугублять аномалии строения артикуляционного аппарата. Так, в результате преобладания дыхания через рот может больше выдвигаться вперед в процессе роста нижняя челюсть, увеличивается масса языка.
Указанные отклонения в строении челюстей могут приводить к дефектам произношения — различным сигматизмам , ротацизмам, йотацизмам .
Н ёб о: 1.Приобретенные дефекты нёба могут быть травматического происхождения или возникают в результате специфических заболеваний. 2. Врожденные дефекты нёба: несращение срединного шва малый размер нёбных костей расщелину мягкого нёба и язычка субмукозную щель укорочение мягкого нёба.
Из аномалий развития нёба чаще встречается его незаращение ( 12—30% всех аномалий приходится на расщелины нёба и губы ), а из незаращений отдельных элементов челюстно-лицевой системы незаращения нёба составляют 80% (М.Д. Дубов). У детей с врожденной расщелиной нёба иногда наблюдается сужение верхней челюсти, деформации верхнего ряда зубов, носа, увеличение языка. Это приводит к изменениям конфигурации лица, характерным для таких детей.
Дифференцированные движения языка играют ведущую роль в формировании конкретных звуков речи. Аномалий развития: увеличенные размеры языка «слоновость языка» ( у детей, страдающих болезнью Дауна, при выраженных нарушениях носового дыхания (полипы, сужение носовых ходов, хронические тонзиллиты),в результате воспалительного процесса. Н аряду с нарушением питания резко страдает и речевая функция . укорочение подъязычной связки.
Логопедическая работа при механических дислалиях должна проводиться комплексно, в определенной последовательности. В комплекс включаются - массаж артикуляторная гимнастика постановка звуков. Массаж проводится с целью активизации движений губ, языка, мягкого нёба и нижней челюсти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей "Права и обязанности родителей"
Презентация для родителей на тему "Права ребенка"...
презентация для родителей "MMS для родителей от детей группы "Семицветик"
Полезная презентация для родителей, которые впервые привели детей в детский сад. Она поможет родителям облегчить адаптацию малышей к саду....
Консультация для родителей "Что такое дислалия"?
В данной консультации предоставлен материал для родителей, по речевому нарушению дисталалия у детей дошкольного возраста. Родителям неоходимо понимать речевые проблемы ребенка, его последст...
презентация для родителей "Новогодний шар. Совместная работа родителя и ребенка"
В презентации представлен краткий мастер-класс создания простой новогодней игрушки из картона. Данная работа рассчитана на совместный труд взрослого (родителя, законного представителя) и ребенка....
Работа с родителями, презентация для родителей по программе "От рождения до школы"
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств как: патриотизм, активная жизненая позиция, тво...
Презентация для родителей "Права и обязанности родителей"
презентация для родителей...