Главные вкладки
Статья на тему :Профилактика дисграфии у детей с ОНР.
статья по логопедии
В статье раскрывается понятие дисграфии, направления коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii_i_detey_s_on1.odt | 11.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии у детей с ОНР.
выполнила
Учитель-логопед
Сафронова.Н.Н.
ГБДОУ д\с №14
Петродворцового района
Работая логопедом в коррекционной группе я отметила, что количество детей с общим недоразвитием речи год от года увеличивается.
А мы с Вами знаем, что речь таких деток характеризуется бедностью словарного запаса, нарушением звуко-слоговой структуры слов, аграмматична. Также у них недостаточно развито фонематическое восприятие и связная речь. Дети испытывают затруднения и в двигательной сфере- отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Прослеживается замедленность, застревание на одной позе.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и активно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Поэтому эти дети испытывают наибольшие трудности в овладении грамотой, навыками письма.
Я считаю, что коррекционная работа должна проводиться не только по устранению речевых нарушений, но и по развитию психических функций, общей и речевой моторике- именно это и будет являться наилучшей профилактикой дисграфии.
Давайте вспомним, что такое дисграфия. Это нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, учавствующей в процессе письма.
Рассмотрим специфические ошибки при дисграфии:
Ошибки - замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, б-п, д-т).
Также частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, туча-точа, декабрь-декобрь и др.
Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Механизмом здесь послужит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.).
Несформированность умения делать анализ предложения отмечается и в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня.
Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.
Нарушение грамматического согласования слов в предложении. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлены данные ошибки несформированностью лексико-грамматического строя речи. На письме это -неправильное согласование и управление различными частями речи.
Дети не чувствуют интонации и смыловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения.
Смешение букв сходных по начертанию. Существует нарушение письма, основным проявлением которого является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: д-б, п-н, п-и, ш-щ, н-к, м-л и др.
У детей с такими нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит с огромными физическими затратами и требует отдельного сознательного контроля.
Все эти виды ошибок в чистом виде встречаются редко, чаще я отмечаю их савокупность. У детей неровный и неразборчивый подчерк, темп письма замедленный.
Поэтому я считаю, что предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте является одним из главных вопросов в работе логопедических групп детского сада.
Мы должны помочь ребёнку в развитии всех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического.
Свою коррекционную работу я стараюсь вести, придерживаясь следующих направлений:
I.Психосенсорное воспитание детей:
-развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.
Для формирования понятий о форме, цвете и величине использую игры «Чей домик?», «Найди пару», «Запомни и положи также».
Для развития зрительных функций и конструктивного праксиса: выкладывание узоров по образцу, разрезные картинки, выкладывание фигур по образцу.
Для зрительного гнозиса и мотрики: узнавание и обводка контурных изображений.
Развитие зрительного внимания и памяти: «Восстанови порядок», «Найди одинаковые», «Опиши по памяти».
Развитие буквенного гнозиса: «Найди такую же букву», составление букв из палочек.
Развитие симультарного, субцессивного гнозиса: работа над пониманием смысла сюжетных картинок, серии картинок.
-развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
«Повтори за мной», «Телефон», «Отхлопай», «Постучи»
-развитие психомоторики:
Работа над произвольностью движений и над сложными двигательными актами: пальчиковые игры, отстукивание ритмических структур правой и левой рукой, рисование, запись графических элементов, запись букв, цифр.
-развитие межанализаторного взаимодействия: используется речь с движением, графическая запись по слуховому образцу, а также подбор графического изображения.
II.Коррекция и развитие способностей к интеллектуальной деятельности.
-работа над саморегуляцией
-развитие мыслительных операций
III.Развитие речи.
-фонетико-фонематическое развитие
-лексико-грамматическое
-формирование связной речи
Считаю, что именно эта савокупность направлений является перспективной и обеспечит рост качественного обучения дошколников и подготовке их к школе.
Список литературы:
1.Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. Логопедия- Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003г.
2.О.В.Правдина. Логопедия — М., «Просвещение», 1973
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.
Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....
Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...
Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней представлены рекомендации для родителей и игры на стятие агрессивного поведения...
Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»
В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....
Семинар-практикум для воспитателей старшего дошкольного возраста на тему: "Профилактика дисграфии у детей с ОВЗ". 05.11.2018г.
В ходе данного семинара-практикума воспитатели узнают, почему некоторые дети испытывают трудности в процессе обучения письму в начальной школе. Получат теоретические знания о том, что такое нарушение ...
Статья на тему "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, в...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему:«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...