Статья на тему :Профилактика дисграфии у детей с ОНР.
статья по логопедии

Сафронова Наталья Николаевна

В статье раскрывается понятие дисграфии, направления коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii_i_detey_s_on1.odt11.16 КБ

Предварительный просмотр:

        Профилактика дисграфии у детей с ОНР.

выполнила

Учитель-логопед

Сафронова.Н.Н.

ГБДОУ д\с №14

Петродворцового района

        Работая логопедом в коррекционной группе я отметила, что количество детей с общим недоразвитием речи год от года увеличивается.

        А мы с Вами знаем, что речь таких деток характеризуется бедностью словарного запаса, нарушением звуко-слоговой структуры слов, аграмматична. Также у них недостаточно развито фонематическое восприятие и связная речь. Дети испытывают затруднения и в двигательной сфере- отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Прослеживается замедленность, застревание на одной позе.

        Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и активно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Поэтому эти дети испытывают наибольшие трудности  в овладении  грамотой, навыками письма.

        Я считаю, что коррекционная работа должна проводиться не только по устранению речевых нарушений, но и по развитию психических функций, общей  и речевой моторике- именно это и будет являться наилучшей профилактикой дисграфии.

        Давайте вспомним, что такое дисграфия. Это нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, учавствующей в процессе письма.

        Рассмотрим специфические ошибки при дисграфии:

Ошибки - замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию.  Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, б-п, д-т).

Также частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, туча-точа, декабрь-декобрь и др.

Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Механизмом здесь  послужит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.).

Несформированность умения делать анализ предложения отмечается и  в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня.

 Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.

Нарушение грамматического согласования слов в предложении. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлены данные ошибки несформированностью лексико-грамматического строя речи. На письме это -неправильное согласование и управление различными частями речи.

Дети не чувствуют интонации и  смыловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения.

Смешение букв сходных по начертанию. Существует нарушение письма, основным проявлением которого является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: д-б, п-н, п-и, ш-щ, н-к, м-л и др.

У детей с такими нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит с огромными физическими затратами и требует отдельного сознательного контроля.

Все эти виды ошибок в чистом виде встречаются редко, чаще я отмечаю их савокупность. У детей неровный и неразборчивый подчерк, темп письма замедленный.

        Поэтому я считаю, что предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте является одним из главных вопросов в работе логопедических групп детского сада.

Мы должны помочь ребёнку в развитии всех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического.

        Свою  коррекционную работу я стараюсь вести, придерживаясь следующих направлений:

I.Психосенсорное воспитание детей:

-развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.

        Для формирования понятий о форме, цвете и величине использую игры «Чей домик?», «Найди пару», «Запомни и положи также».

        Для развития зрительных функций и конструктивного праксиса: выкладывание узоров по образцу, разрезные картинки, выкладывание фигур по образцу.

        Для зрительного гнозиса и мотрики: узнавание и обводка контурных изображений.

        Развитие зрительного внимания и памяти: «Восстанови порядок», «Найди одинаковые», «Опиши по памяти».

        Развитие буквенного гнозиса: «Найди такую же букву», составление букв из палочек.

        Развитие симультарного, субцессивного гнозиса: работа над пониманием смысла сюжетных картинок, серии картинок.

-развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

        «Повтори за мной», «Телефон», «Отхлопай», «Постучи»

-развитие психомоторики:

        Работа над произвольностью движений и над сложными двигательными актами: пальчиковые игры,  отстукивание ритмических структур правой и левой  рукой, рисование, запись графических элементов, запись букв, цифр.

-развитие межанализаторного взаимодействия: используется речь с движением, графическая запись по слуховому образцу, а также подбор графического изображения.

II.Коррекция и развитие способностей к интеллектуальной деятельности.

-работа над саморегуляцией

-развитие мыслительных операций

III.Развитие речи.

-фонетико-фонематическое развитие

-лексико-грамматическое

-формирование связной речи

        Считаю, что именно эта савокупность направлений является перспективной и обеспечит рост качественного обучения дошколников и подготовке их к школе.

Список литературы:

1.Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. Логопедия- Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003г.

2.О.В.Правдина. Логопедия — М., «Просвещение», 1973

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней  представлены рекомендации для родителей и игры  на стятие агрессивного поведения...

Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»

В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....

Семинар-практикум для воспитателей старшего дошкольного возраста на тему: "Профилактика дисграфии у детей с ОВЗ". 05.11.2018г.

В ходе данного семинара-практикума воспитатели узнают, почему некоторые дети испытывают трудности в процессе обучения письму в начальной школе. Получат теоретические знания о том, что такое нарушение ...

Статья на тему "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, в...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей   на тему:«Профилактика дисграфии у детей  старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...