Консультация для учителей – логопедов: «Что такое «биоэнергопластика» ?
консультация по логопедии (старшая группа)
«Биоэнергопластика» - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей – логопедов:
«Что такое «биоэнергопластика» ?
«Биоэнергопластика» - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека [7]. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
Ø «био» — человек как биологический объект;
Ø «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
Ø «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется
непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной
выразительностью.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Актуальность
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М.
Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором
подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно
рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга,
улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики- сопряжённая работа пальцев и кистей рук и
артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого
аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики,
способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в
свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных
укладов.
Проведение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов.
В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены.
На первом этапе дети выполняют упражнения за логопедом. Пока рука не включается. Эти упражнения начинаются с сентября.
На втором этапе, также проводятся артикуляционные упражнения традиционно. При этом используются сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.
На третьем этапе - ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно, а логопед знакомит его с персонажем перчаточного театра, сопровождая сказкой и движениями ведущей руки с перчаткой. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует. Период: октябрь.
С первого по третий этапы - подготовительные.
На четвёртом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед выполняет упражнение также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев.
На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениям руки. Период: декабрь.
На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках. Логопед также сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук в перчатках.
Период: январь, февраль. С четвертого по шестой этапы – основные.
Седьмой этап – заключительный. Этот период, когда ребёнок полностью освоит упражнения и может выполнять их самостоятельно. А учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки. Период: март, апрель, май.
Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. Дальше можно использовать теневой театр, настольный, пальчиковый и т. д. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей. Рассказываются разные истории – путешествия героев, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.
Преимущества биоэнергопластики:
Ø оптимизирует психологическую базу речи;
Ø улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
Ø способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
Ø синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время
Ø занятий, усиливает их результативность;
Ø позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к
выполнению упражнений по ощущениям.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при
проведении мероприятий в образовательной области «Коммуникация».
Заключение
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению
работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса,
благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние
физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в
процессе непосредственной образовательной деятельности.
Сотрудничество учителя – логопеда дошкольной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество. Организации помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и управлении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Среди задач, встающих перед дошкольным учреждением, предлагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными инструментами.
ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных
ОРФ -педагогика
1. Креативность, под которым подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.
2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.
Содержание упражнений и методические приёмы, используемые для решения коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической ритмики Идеи орф-педагогики получили своё современное продолжение в разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная "методикой элементарного музицирования. затрагивает разные стороны развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Используя методы и приёмы данной программы нашими музыкантами наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, используется ряд дополнительных упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяется речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а так же распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Упражнения и игры по данной тематике обязательно включаются в каждое музыкальное занятие. как его неотъемлемая часть. Все формы работы предполагают личностную активность ребёнка.
Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.
Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших "речевых" детей.
Речевые игры (или речевое музицирование) Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Веё основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Речевое музицирование начинается с игр с фонемами, фонемными слогами. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Об этом, в частности, писал К. Чуковский в книге "От двух до пяти", посвящённой формированию и развитию детской речи. Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса, текст которой не поётся, ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах могут удачно сочетаться речь, звучащие жесты и движение. Предложенный стихотворный текст дети пробуют ритмизировать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и "извлекается" без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты и т.п.
Особая лёгкость в работе с речевыми играми кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм. Помимо развития чувства ритма речевые игры и упражнения служат также лучшим средством развития интонационного слуха, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Необходимо сказать несколько слов о взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали речевому языку исторически. Речь основана на движении, и жест, как особая форма движения, может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению связи между вербальным и невербальным общением. В заключении хотелось бы сказать. что для организации такого вида игр совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование и владение сложными музыкальными инструментами. И поэтому они могут быть использованы в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, коррекционного часа или в совместной деятельности.
Практические групповые упражнения по логоритмике.
Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цели: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности.
Описание.
Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Та-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Та-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.
Игра со стаканчиками «СЕМЕЙКА»
Цели: развитие речи, фонематического слуха, пространственного восприятия; отработка ритмической структуры слова, координации речи с движением; воспитание чувства ритма, коммуникативных способностей, развитие эмоциональной сферы.
Оборудование: цветные пластмассовые стаканчики одного размера по количеству участников.
Описание.
Играющие садятся по кругу. Перед ведущим ставятся стаканчики. Все играющие прячут левую руку за спину. Правой рукой ведущий, а затем каждый по очереди, передаёт стаканчики по кругу слева направо. Эти действия сопровождаются словами: «берём! – отдаём!». Затем игра приостанавливается, участники меняют руки (правая рука прячется за спину, а левую руку держат перед собой). Игра продолжается в обратном направлении – справа налево. Действия сопровождаются ритмичной песней:
Как у деда Ермолая
Вся семейка небольшая
Только сам, да сама,
Только кум, да кума
Да два сына с усами,
Да две дочери с косами,
Да две внучки на печи
Поедают калачи.
Затем ведущий перестаёт передавать стаканчики, а ритм продолжает отхлопывать в ладоши. И за ним все участники, которые передали свой стаканчик и не получили в замен другой отхлопывают ритм со словами «берём – отдаём». Игра продолжается до тех пор, пока последний стаканчик не буде передан ведущему.
Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»
Цели: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников), которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).
Описание.
Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям:
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Дети повторяют за ведущим. Затем ведущий берёт в руки один из инструментов, проговаривает следующую строчку стихотворения и показывает, как нужно сыграть и передаёт инструмент одному из участников:Санки скрипят!
Далее берёт другой инструмент, проговаривает следующую строчку, показывает, как нужно сыграть и передаёт инструмент другому участнику:Бубенчики звенят!
Теперь повторяются две последние строчки стихотворения и уже дети сами играют на полученных инструментах. Важно, чтобы каждый услышал свою строчку стихотворения и правильно сыграл.
Так игра продолжается: первые четыре строчки куплета проговаривают все вместе, отхлопывая ритм по коленям, а следующие две строчки дети играют на соответствующих инструментах. И так далее, до тех пор, пока все инструменты не будут распределены между детьми.
Затем игра повторяется сначала, но уже без остановок. Дети должны чётко отхлопывать ритм и вовремя сыграть на своём инструменте.
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Ветер шумит!
Дятел стучит!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Холод! Стужа!
Снег пушистый кружит-кружит!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Белка на ветке орешки всё грызёт!
Рыжая лисичка зайчишку стережёт!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Ехали мы ехали, наконец доехали.
С горки – ух! В ямку бух!
В конце игры детям предлагается всем одновременно поиграть на своих инструментах. Это поможет снять эмоциональное напряжение.
Несколько слов об орф-педагогике.
Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методами Кодай, Далькроза, Судзуки, служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Карлом Орфом и его единомышленниками были разработаны специальные ударные инструменты для детей, а также создан сборник «Шульверк» («Музыка для детей»), который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили ) мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Орф-педагогика – это:
• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.
• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.
• Соединение музыки, движения, слова, рисунка
• Приоритетное воспитание чувства ритма.
• От простого – к сложному.
• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.
• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.
• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
• Материал разных культур, эпох.
• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
Что отличает музыкальные игры Карла Орфа?
Это – коллективные игры, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передаётся по кругу по очереди. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Решается целый ряд коммуникативных и социальных задач. Соединение музыки, речи, движения. В игре принимают участие все, оказавшиеся на занятии, включая родителей и гостей, независимо от возраста. Взрослый выполняет правила игры вместе со всеми. Партнёрские отношения, большая двигательная активность. Возможность играть на музыкальных инструментах без предварительного обучения. На занятиях нет вымуштрованных танцев, песен, шаблонного обучения, постоянного сидения на стульях. А есть довольные лица ребятишек, обучение через игру.
Логоритмика.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.
В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ, с ДЦП, с задержкой психического развития, когнитивно простым детям и детям с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). Для коррекции речевых нарушений у взрослых перенесших инсульт, нейрохирургические операции и черепно-мозговые травмы, логоритмические занятия сочетаются с восстановительной нейропсихологической коррекцией и неврологическим лечением.
В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы. Как видим, в основе этого подхода лежит основной принцип орф-педагогики.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы –развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Продолжительность занятий может быть от 20 до 30 минут. В зависимости от нарушений, занятия могут проводиться индивидуально или в мини-группах (до 5 человек). Количество занятий в неделю и длительность курса определяется степенью и формой нарушения.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.
Логоритмика состоит из следующих элементов:
- логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Использование логоритмики на логопедических занятиях.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.
С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.
Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:
«По кочкам, по кочкам,
по гладеньким листочкам,
в ямку бух!».
А физминутки на школьных уроках:
«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».
Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.
Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.
Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.
Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.
Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.
Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.
Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.
Таким образом, подводя итог нашей беседе, можно сказать, что логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.
5
1.
ПРИШЛА ВЕСНА
Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И
ЛОЖКА
Ура
-
обрадовался Серёжа
–
можно идти
гулять!
КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА
Во дворе Серёжа увидел большую коричневую
бабочку.
Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку
и упал.
БАРАБАН (БЫСТРО) / ПУСТАЯ КОРОБКА
ИЛИ
ХЛОПОК
Серёжа посмотрел на кочку: это была
кротовая кучка земли, и в неё заползал
дождевой червяк.
КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО)
/ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ
Крота Серёжа не увидел, кроты живут под
землёй, и роют своими сильными лапами
длинные
-
длинные норы
-
коридоры.
П
ОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны
ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые
цветы,
они были похожи на маленькие солнышки.
МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК
Наберу для мамы букет цветов
–
сказал
Серёжа.
И он нарвал для мамы цветов.
КОЛОКОЛЬЧИК
Мама обрадовалась весенним цветам и
поставила их в вазу.
ТРЕУГОЛЬНИК / ПОДВЕШ
-
Я БУТЫЛКА,
БОКАЛ
И каждый раз, когда Серёжа смотрел на
цветы, он вспоминал, что
пришла весна.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК
2. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
1 мин 40 сек
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда,
собирая запас на зиму.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ БАРАБАН /
ПУСТАЯ КОРОБКА
И вот, наконец, с неба стали падать красивые
белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
Они покрыли замёрзшую землю пушистым
белым одеялом, и вскоре на этом снегу
появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ?
Мыши попрятались в свои норки, где у них
было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ ОРЕХИ
грызли зёрнышки
ТОН
-
БЛОК (рубель)
И устраивали себе
из соломы тёплые
гнёздышки.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ / ПАКЕТ
Особенно они любили лакомиться сладкими
корешками.
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН /
(Рубель)
А снаружи на землю каждый день падал снег
и шумел ветер.
ПОДУТЬ (В БУТЫЛКУ) МИРЛИТОН?? ИЛИ
МУНДШТУКИ ОТ ФЛЕЙТ
Но мышкам было очень хорошо под снегом в
тёплых норках.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК
3. "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЫПЛЁНКА”
В один теплый весенний день в курятнике в
самом большом яйце
кто
-
то тихо пискнул, вот так:
РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА ИЛИ СВИСТОЧЕК
Курица
-
мама подбеж
ала к гнезду и стала
слушать:
в яйце снова кто
-
то пискнул чуть
-
чуть громче:
РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА/СВИСТОЧЕК
Курица осторожно постучала по яйцу
ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО СТОЛУ?
КОРОБОЧКА
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький
жёлтенький цыплёнок.
СВИСТОЧЕК
С
днём рожденья, малыш, сказала мама
-
курица.
Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать,
и она пошла из курятника во двор, вот так:
СТУЧАТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО СТОЛУ
БАРАБАНУ
А цыплёнок побежал за ней на своих
маленьких лапках, вот так:
СТУЧАТЬ НОГТЯМИ ПО СТОЛУ?
КОР
ОБОЧКА
Курица привела своего маленького цыплёнка
к кормушке с вкусной
кашей, и они начали её клевать, вот так:
СТУЧАТЬ КАРАНДАШАМИ ПО СТОЛУ ?
Мама
–
курица сказала: "Стой здесь, я сейчас
приду”, и куда
-
то ушла. И цыплёнок остался
6
один. Он стоял и смотрел
вокруг и вдруг
услышал красивый тихий звук: "Бом”.
УДАРИТЬ ТИХОНЬКО ПО ПОДВЕШЕННОЙ
ТАРЕЛКЕ (хэт)/СКОВОРОДКЕ?
"Как красиво звонят”,
-
сказал цыплёнок. "Это
потому, что у меня день
рожденья. Надо об этом всем рассказать.” И
он подошёл к красивой важной утке.
УТИНЫЙ МАНОК/ КРЯКНУТЬ
"Слышите, как красиво звонят?”
СКОВОРОДКА/ТАРЕЛКА
"Это потому, что у меня день рожденья!”. Но
утка ничего ему не ответила . Тогда цыплёнок
подошёл к толстой свинье, которая что
-
то ела
из корыта.
ХРЮКНУТЬ
"Слышите, как красиво звонят
?”
СКОВОРОДКА/ ТАРЕЛКА
"Это потому, что у меня день рожденья!” Но
свинья даже не услышала цыплёнка, и он
спросил пушистую чёрную кошку, которая
вылизывала язычком свои лапы: "Слышите
как красиво звонят?”
Но тут прибежала курица и закричала: "Ты
почему тут
гуляешь один?
Ну
-
ка быстро домой!” И она пошла в
курятник, а цыплёнок побежал за ней.
ПОСТУЧАТЬ ПО СТОЛУ ПАЛЬЦАМИ
А в курятнике бегало много жёлтеньких
маленьких цыплят.
СВИСТОК?
"Слышите, как красиво звонят”,
-
спросил
цыплёнок.
СКОВОРОДКА/ТАРЕЛКА
"Это пот
ому, что у нас день рожденья”,
-
запищали цыплята
и захлопали крылышками, вот так:
ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ
4. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ
Жила
-
была маленькая мышка. Сидела она
одна в своей норке, сидела, сидела и
заскучала. "Там, на земле светит солнышко”
-
сказала она сама
себе
МЕТАЛЛОФОН ГЛИССАНДО/ БУТЫЛОЧКИ
"там много места, там можно побегать и
потанцевать!”
КСИЛОФОН/ ДЕРЕВЯШКИ
и она вылезла из норки и побежала к своему
старому знакомому
–
Жуку.
БАРАБАН/ ПУСТАЯКОРОБОЧКА
Жук сидел под большим лопухом.
РУБЕЛЬ/ТОН БЛОК РАСЧ
ЁСКА
Мышка ему и говорит: " Ты можешь сыграть
для меня или спеть? А я буду танцевать!”
"Мне некогда, я ищу себе еду”,
-
сказал жук и
уполз в траву.
МАРАКАСЫ / БУТЫЛОЧКИ С КРУПОЙ
И побежала мышка дальше. Бежит она,
бежит, а навстречу ей летит пчела.
ДУТЬ В
РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/
МИРЛИТОН / БУТЫЛКА
Мышка ей и говорит: "Ты можешь сыграть
для меня или спеть? А я буду танцевать!”
"Мне некогда, я мёд собираю!”
-
прожужжала
пчела и улетела на цветок.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ
ТАРЕЛОЧКИ/ТРЕУГОЛЬНИК
И побежала мышка дальше. Бежит он
а,
бежит, а навстречу ей ползёт дождевой
червяк.
ТЕРЕТЬ ПОДУШЕЧКОЙ ПАЛЬЦА ПО
ПЛАСТИКУ БАРАБАНА/ ГОФР. КАРТОН
Мышка ему и говорит: "Ты можешь сыграть
для меня или спеть?
А я буду танцевать!”. Ничего не сказал ей
дождевой червяк и пополз дальше.
ТЕРЕТЬ ПОДУ
ШЕЧКОЙ ПАЛЬЦА ПО
ПЛАСТИКУ БАРАБАНА
И побежала мышка обратно к себе домой.
МЕТАЛЛОФОН
Входит мышка в свой домик и слышит
музыку: "Тик
-
так, тик
-
так, тик
-
так,
тик
-
так”
КЛАВЕСЫ / КАРАНДАШИ
Мышка подошла к большим часам, а они
стучали ещё громче: "Тик
-
так, тик
-
так, тик
-
так, тик
-
так”. Мышке понравилась такая
музыка и она стала танцевать.
МЕТАЛЛОФОН И КСИЛОФОН /
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ НА ВСЕХ ДЕТЕЙ
5. ДОЖДЬ И РАДУГА
В лесу, в саду и над прудом дул сильный
-
сильный ветер.
ДУТЬ В МИКРОФОН ИЛИ КАРТОННУЮ
ТРУБУ
-
МИРЛИТОН
Ве
тер срывал с деревьев листья, и они летели
над прудом ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК
БАРАБАНА / ТРЯСТИ ЛИСТОМ БУМАГИ
С неба из туч падали в пруд дождевые капли,
и по воде бежали весёлые кружочки.
ТРЕУГОЛЬНИК / МЕТАЛЛОФОН сначала
медленно, потом быстрей
На берегу пруда
в гнезде сидела маленькая
уточка
УТИНЫЙ МАНОК
Вдруг уточка увидела на небе яркую молнию,
а потом услышала раскаты грома!
УДАР ПО МЕТАЛ. ТАРЕЛКЕ ИЛИ
7
КРЫШКАМИ КАСТРЮЛЬ??
Но маленькая уточка не испугалась, потому
что рядом с ней в гнезде сидела мама
-
утка.
ПОК
РЯКАТЬ/МАНОК?
А потом из
-
за тучи выглянуло солнышко, и
уточка увидела между небом и землёй
большие разноцветные полоски.
5
-
7 НОТ НА МЕТАЛЛОФОНЕ
"Мама, что это?”
-
спросила маленькая уточка.
"Это
–
радуга!”
\
,ответила мама
–
утка, "
дождик сейчас закончит
ся”
ТРЕУГОЛЬНИК, ЗАМЕДЛЯЯ
6. ВЕТЕР
Утром была прекрасная погода и пели птички
СВИСТУЛЬКИ МУНДШТУКИ БЛОК ФЛЕЙТ
Дул лёгкий ветерок, он был такой слабый, что
только мог шелестеть
Листиками.
ШУРШАТЬ ЛИСТОЧКАМИ
Днём ветер стал сильней, он зашумел, стал
качат
ь деревья
ДУТЬ В ТРУБКИ, В МИРЛИТОН
Деревья заскрипели, ???????????
форточки захлопали, ???????????????
люди стали спешить домой.
КОРОБОЧКА/ТОН
-
БЛОК
Дождь застучал по крышам домов и машин
БАРАБАН (медленно, постепенно ускоряя
темп)
Ветер сломал старое дере
во и оно упало.
ХЛОПОК ЛАДОНЯМИ ПО БАРАБАНУ
Ветер шумел и выл весь вечер
МИРЛИТОН/БУТЫЛКИ
А утром, когда проснулись люди
Было тихо, только за окном пели птички
СВИСТУЛЬКИ
И слабый ветерок шелестел листочками
деревьев.
БУМАГА
7. КОНЦЕРТ НА КУХНЕ ИЛИ ЧЕЙ
Г
ОЛОС ЛУЧШЕ
Однажды на кухне поспорила посуда, чей
голос лучше.
"У меня просто волшебный голос”,
-
сказал
большой хрустальный
бокал. И он зазвенел.
БОКАЛ ИЛИ ТРЕУГОЛЬНИК
"У нас тоже очень приятные голоса”,
-
сказали
две чашечки. Одна из
них была побольше, а
другая
–
поменьше, но
их ставили на стол вместе
и они подружились. "Мы можем сыграть
вместе песенку”,
-
и они зазвенели.
ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН
" Мы тоже умеем играть”,
-
вдруг сказали две
деревянные ложки
и простучали что
-
то весёлое.
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
"
А вот послушайте
-
ка меня”,
-
сказала баночка
с крупой. "У меня небольшой, но очень
интересный голос”. И она загремела, вот так:
БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ
"Разве это музыка?”,
-
закричала большая
картонная коробка/ пластмассовая бутылка
"Тебя же почти не
слышно! Вот как надо
играть!”,
-
и она громко застучала.
КОРОБКА / БУТЫЛКА ИЛИ БАРАБАН
"Звук громкий, но не очень приятный”,
-
сказала большая тяжёлая сковородка.
"Послушайте
-
ка теперь меня” И она
зазвонила, как колокол:
СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА
Но тут Катен
ька, которая стояла под дверью и
всё слышала, закричала:
"Мама, бабушка! Я нашла музыкальные
инструменты! Идите на кухню!”
И она включила магнитофон, и все стали
играть под музыку, а мама запела, и это был
самый лучший голос.
ПЕСЕНКА "ЧАСЫ И МЫШЬ” С
АККО
МПАНЕМЕНТОМ НА УДАРНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ
1.Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час,
Вдруг часы сказали "Бом”( "Бом, Бом”),
Мышь скатилась кувырком.
8. ПЫХ
Жили
-
были дед да бабка и была у них внучка
–
Машенька. Дед дома мастерил: молотком
стучал,
БАРАБ
АН
Да пилой пилил,
РУБЕЛЬ/ ТРЕЩОТКА
Бабка пол подметала
СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)
Да пыль вытирала
ГЛАДИТЬ БАРАБАН
А Машенька ничего не делала, только бегала
и прыгала
КОРОБОЧКА
Вот как
-
то Машенька и говорит : "Дедушка,
нарви мне ягод на огороде,
пожалуйста!”
Дедушка и пошёл: сначала по полу
БАРАБАН
Потом по камушкам
8
По борту БАРАБАНА
А потом по травке
БАРАБАН ШМЫГАТЬ
Остановился дед у грядки, вокруг тихо, только
пчёлки жужжат, да комарики пищат
???????????????????
И только хотел он ягодку с гряд
ки сорвать,
как кто
-
то с земли
на него как зафыркает:
ТУКТУКТУКТУКТУК...
Дед испугался и домой побежал
БАРАБАН
Прибежал и говорит: "Я ягод не набрал. Там,
в огороде, какой то страшный Пых сидит.”
Тогда Машенька бабушке и говорит: и т.д.
...страшный Пых сидит”.
Тогда Машенька говорит:
"Раз вы такие бояки, я сама пойду!” и т.д.
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на
грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его
колючки одним пальчиком
БАНКА ОТ ЙОГУРТА С РЕЗИНКОЙ
Положила на землю платочек, взяла палочку
и скат
ила его на платочек.
РУБЕЛЬ ?
Принесла ёжика домой , а ночью ёжик не
спал и по комнате бегал.
КОРОБОЧКА/ТОН
-
БЛОК
9. ЛИСА И РЫБА
Вёз как
-
то дед на санях рыбы целый мешок.
Лошадка бежит, копытами стучит,
КОРОБОЧКА/ ЛОЖКИ
Бубенчиком звенит
БУБЕНЦЫ????????
Вд
руг увидел дед
–
на дороге лиса лежит. "Вот
будет моей старухе
воротник на шубу!”
-
сказал дед и бросил лису
в сани, а сам пошёл впереди.
СКРИП СНЕГА?????
Лошадка бежит, колокольчиком звенит
КОРОБОЧКА , КОЛОКОЛЬЧИК
А лисичка стала выбрасывать из воза по
ры
бке, да по рыбке
ТРЕУГОЛЬНИК? ТОН
-
БЛОК? РУБЕЛЬ?
Выбросила всю рыбку и сама убежала
БАРАБАН
Приехал дед домой, глянул в сани, а там ни
лисы, ни рыбки.
????
????????
10. ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Вышел однажды заяц из дома. Не успел и
трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как
зашуршит в кустах!
БУМАГА
Испугался заяц и бежать.
БАРАБАН (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть,
а дятел на сосне как застучит!
КОРОБОЧКА
Бросился заяц бежать.
БАРАБАН
(быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там
сова крыльями как захлопает.
ТКАНЬ
Побежал заяц из леса к речке
БАРАБАН (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца
–
и скок в воду.
КСИЛОФОН
Тут заяц остановился и говорит:
-
А ведь есть звери
, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
БАРАБАН (медленно)
11. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА
Бежала лисичка по лесу, глядь
–
колокольчик
на веточке висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК
\
ТРЕУГОЛЬНИК
Голосок то у тебя нежный, а сам небось
плохой.
Не
возьму тебя. И побежала лисичка дальше.
ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Бежит дальше лисичка, глядь
–
на земле
бутылка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ
-
Ишь как гудит,
-
говорит лисичка, напугать
меня хочет! Вот я её
сейчас утоплю. Схватила бутылку и бегом к
речке.
КАС
ТАНЬЕТЫ ???????
Стала лисичка тыковку топить, а та булькает,
и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?
Еле выбралась лисичка из речки на берег и
дальше побежала.
КАСТАНЬЕТЫ??
Глядь
–
капкан на дороге.
-
Вот какие железки тут положили. Посижу
-
ка
я н
а них, отдохну.
Не успела она присесть, как капкан вдруг...
ТАРЕЛКА
Цап её за хвост! Уж лисичка его царапала
–
царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА
Стучала
–
стучала...
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ
Еле вырвалась!
9
КАСТАНЬЕТЫ??
12. ТРИ ПОРОСЁНКА
4мин
30 сек.
Жили
-
были три маленьк
их поросёнка.
РЕЗИНОВЫЕ ИГРУШКИ
-
ПИЩАЛКИ
Целыми днями они бегали,
КОРОБОЧКА
Прыгали по лужам
КСИЛОФОН
И выкапывали из земли вкусные/сладкие
корешки.
СКРЕСТИ БАРАБАН
Но наступила осень, и стал часто идти дождь.
БАРАБАНЧИКИ???????
"Надо построить себе домик
и”,
-
решили
поросята.
"Я построю себе дом из камней”,
-
сказал
старший
поросёнок, я его буду строить долго, и он
будет очень крепкий!”.
КАМУШКИ
"Я построю дом из палочек за один день”,
-
сказал средний братец
КСИЛОФОН
"А я построю дом из соломы прямо сейч
ас!”,
-
сказал младший братец.
БУМАГА
Так они и сделали. И это было очень хорошо,
потому что пошёл снег, и стало совсем
холодно. Поросята грелись в своих домиках, а
из лесу слышался вой голодного волка.
ГОЛОС В КАРТОННУЮ? ТРУБКУ
Волку очень хотелось есть, и
он побежал к
соломенному домику младшего поросёнка.
БАРАБАН
Подбежав к дому,
Волк зарычал.
РЫЧАТЬ
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
И соломенный домик разлетелся!
БУМАГА?
Поросёнок бросился бежать, а волк помчался
за ним!
КОРОБОЧКА,
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и
захлопнул дверь!
БАРАБАН (хлопок ладошами)
Волк подбежал к дому и зарычал,
ГОЛОС
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
И деревянный домик развалился!
КСИЛОФОН (глиссандо)
Порося
та бросились бежать, а волк за ними!
ДВЕ КОРОБОЧКИ ИЛИ ТРЕЩОТКА,
БАРАБАН
Два поросёнка вбежали в дом старшего
братца и захлопнули дверь!
БАРАБАН (хлопок ладонями)
Волк подбежал к дому и зарычал!
ГОЛОС
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом не развалился! Волк подул ещё
сильней.
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо
всех сил!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом был каменный и очень прочный. ?
Волк полез на крышу.
СКРЕСТИ БАРАБАН
Поросята услышали и сняли крышку с
большого кот
ла,
в котором грелась вода.
ТАРЕЛКА/КРЫШКА КАСТРЮЛИ
Волк тихонько пошёл по крыше, залез в трубу
и съехал по трубе вниз!
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (нисходящее)
Из трубы он упал прямо в котёл с горячей
-
горячей водой
ТАРЕЛКА/ КРЫШКИ КАСТРЮЛЬ?
Волк выпрыгнул из котла
!
БАРАБАН (хлопок ладонями)
Выскочил из дома!
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (восходящее)
Убежал в лес!
БАРАБАН (стук)
И поросята его больше никогда не виде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя - логопеда "Что такое автоматизация звуков"
Автоматизация звуков – очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, требующая длительной систематич...
Конспект совместного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда "Что такое новый год?"
Конспект совместного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда "что такое Новый год?"...
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Что такое хорошо и что такое плохо»
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Что такое хорошо и что такое плохо» 15. 02.2019 г. ...
Игры и игровые упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с применением биоэнергопластики.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии д...
Консультация учителя-логопеда "Что такое гимнастика для язычка?"
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастикис дошкольниками....
Консультация учителя-логопеда "Что такое звуковой анализ слова"
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка....