Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Старинская Татьяна Викторовна

Истории Лесного Сказочника

(занятие по обучению пересказу детей 5-6 лет с ОНР)

Задачи:

-расширять словарный запас на материале русской народной сказки «Дружные зайцы»;

-закреплять умение использовать при ответе на вопросы сложноподчиненные предложения;

-продолжать формировать навык составления пересказа короткого произведения с опорой на наглядность;

-совершенствовать выразительность вербальных и невербальных средств общения;

-развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков собственной речи;

-развивать общую моторику, быстроту реакции, ловкость;

-воспитывать интерес к народному творчеству;

-формировать навыки инициативности, доброжелательности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istorii_lesnogo_skazochnika.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Истории Лесного Сказочника

(занятие по обучению пересказу детей 5-6 лет с ОНР)

Учитель – логопед Старинская Татьяна Викторовна

Задачи:

-расширять словарный запас на материале русской народной сказки «Дружные зайцы»;

-закреплять умение использовать при ответе на вопросы сложноподчиненные предложения;

-продолжать формировать навык составления пересказа короткого произведения с опорой на наглядность;

-совершенствовать выразительность вербальных и невербальных средств общения;

-развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков собственной речи;

-развивать общую моторику, быстроту реакции, ловкость;

-воспитывать интерес к народному творчеству;

-формировать навыки инициативности, доброжелательности;

Предварительная работа:

Объяснение значения поговорок:

«У страха глаза велики», «Поспешишь – людей насмешишь», «Тише едешь – дальше будешь».

Разучивание подвижной игры «Лиса и зайцы».

Оборудование:

Наборное полотно, посылочный ящик, шляпа Лесного Сказочника, лист с текстом русской народной сказки «Дружные зайцы», опорные картинки по произведению, маски лисы и зайца, обручи для подвижной игры.

***

Организационный момент

(Пластические этюды)

Изобразить  зайца, лису, испуганного, возмущенного зверя, прилежного ученика.

Объявление темы занятия

Логопед обращает внимание детей на посылку. Посылочный ящик украшен еловыми ветками, шишками, силуэтами зимующих птиц.

Логопед. Дети, догадайтесь, откуда принесли посылку в детский сад?  

Дети. Из леса.

Логопед достает из посылки шляпу. На полях шляпы шишки, желуди, ягоды рябины, фигурки птиц.

Логопед. Это шляпа сказочного героя – Лесного Сказочника. Что сказочники дарят детям?

 Дети. Сказки.

Логопед. Что, или кого делает героями своих сказок Лесной Сказочник?

Дети. Растения, животных, насекомых, птиц.

Прочтение сказки

Логопед достает из посылки свиток, читает русскую народную сказку «Дружные зайцы».

«Дружные зайцы»

Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя.

-Вот что, братцы!- сказал старый заяц. -Нас много, а лисица одна. Давайте ее проучим!

Спрятались зайцы в кустах и ждут, когда появится лиса. Видят зайцы, на опушке леса появилась лисица. Идет осторожно, вынюхивает. Тут как закричат зайцы хором: «Уходи отсюда»! Испугалась лисица: «Ох! Конец мне пришел. Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой громкий!» С тех пор лисица в тот лес не ходила.

Вопросы по содержанию сказки

Игра «Почемучка»

Логопед. Вы внимательно прослушали сказку и готовы полным предложением  ответить на вопросы Почемучки.

Логопед задает детям вопросы, помогая установить причинно-следственные отношения.

  • Почему в лесу зайцам не было покоя?

Дети. Зайцам не было покоя, потому что в лесу жила лисица.

  • Почему все послушались старого зайца?

Дети. Все послушались старого зайца, потому что он придумал, как проучить лису.

  • Почему зайцы закричали все вместе?

Дети.  Зайцы закричали хором, потому что так легче напугать лису.

  • Почему лиса в этот лес больше не ходила?

Дети. Лиса не ходила в этот лес, потому что испугалась страшного зверя.

Повторное прочтение сказки

Игра «Не зевай, нужную картинку выставляй»

Логопед достает из посылки карточки со схематическим изображением сюжета сказки (рис. 1 -6), раздает детям.

Логопед. Лесные жители рассказали эту сказку с помощью картинок. Слушая сказку еще раз, помогите расставить эти карточки на наборном полотне в правильном порядке.

Логопед повторно читает сказку, а каждый ребенок выставляет на наборное полотно карточку - эпизод в соответствии с прочитанным фрагментом.

  Рис. 1                                              Рис.2                                           Рис.3

  Рис. 4                                          Рис.5                                                Рис.6

Драматизация сказки

Логопед достает из посылки маску лисы и зайца. 

Логопед. У вас есть возможность на время стать героями этой сказки (рис. 7).

Дети воспроизводят прямую речь старого зайца:

«Вот что, братцы! Нас много, а лисица одна. Давайте ее проучим!»

Произносят слова испуганной лисы:

«Ох! Конец мне пришел. Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой

громкий!»

Рис. 7

Физкультурная пауза

Логопед. Пусть зайцы и лиса померяются силами в подвижной игре «Лиса и зайцы». Напомню вам правила: «Зайцы» находятся  в «домиках»  - это обручи, разложенные по кругу. «Лиса» стоит в центре круга.

Слова «зайцев»:

«Надоело нам бояться, попробуй с нами потягаться!»

По сигналу «зайцы» начинают перепрыгивать из обруча в обруч, а «лиса» пытается занять пустой «домик».

Игра проводится 3-4 раза.

Рассказывание фрагментов сказки

Логопед.  Предлагаю поиграть в игру  «День – ночь».

На слово «ночь» дети закрывают глаза, педагог убирает одну из опорных карточек. На слово «день» дети открывают глаза.

Логопед. Дети, чтобы восстановить сказку, необходимо  вспомнить и рассказать отрывок истории, изображенный на пропавшей карточке.

Игра проводится 3-4 раза.

Пересказ сказки детьми

Логопед. Желающим я предлагаю надеть шляпу Лесного Сказочника и пересказать лесную историю,  с опорой на карточки.

Дети рассказывают сказку по одному; по цепочке, передавая шляпу.

 Итог

Логопед. Народная мудрость живет не только в сказках, но и в пословицах, поговорках.

На наборное полотно выставляются буквы У, П, Т. Логопед предлагает вспомнить  поговорки, начинающиеся со звуков У, П, Т’ и выставляет соответствующие буквы.

Дети. Т – «Тише едешь – дальше будешь».

          П – «Поспешишь – людей насмешишь».

          У – «У страха глаза велики».

Логопед.  Какую из этих поговорок можно так же использовать в качестве названия сказки, которую вы сегодня узнали?

Дети.  «У страха глаза велики»

Литература

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург АРД ЛТД,         1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект Занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных....

План - конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

План - конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста«Что нам нравится зимой»Задачи:• Познавательные:- расширить словарный запас детей, закрепить знания...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация словаря по теме "Сказочные герои". Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок. Совершенствование навыка составлен...

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Рассказ по картинам из серии «Домашние животные»

Материал обучает детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений......

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Материал для развития связной речи детей, путем придумывания сказки на заданную тему, обучает умению описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; умения оценивать рассказы друг друга. О...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....